Наиболее обсуждаемой темой на Украине на уходящей неделе стало назначение министром образования и науки Дмитрия Табачника. Причиной тому стало полярное отношение различных слоев украинского общества к личности этого человека и взглядам, которых он придерживается, пишет Иван Яковина на сайте Lenta.ru.
Дмитрий Табачник - это, пожалуй, самая противоречивая фигура в новом украинском правительстве. Когда в Верховной Раде зачитывали список нового состава кабинета министров, его фамилия стала единственной, услышав которую оппозиционеры начали свистеть и громко возмущаться.
Это стало тем не слишком частым случаем, когда мнение депутатов полностью соответствует настроениям их избирателей: назначение Табачника министром шокировало не только националистов, но и многих людей, считающих себя далекими от политики.
В прессе, блогах и на форумах стали появляться возмущенные комментарии, суть которых сводилась к тому, что лису назначили начальником курятника - со всеми вытекающими последствиями.
Надо сказать, что Табачник сам немало сделал для того, чтобы в значительной части общества к нему стали относиться именно так. Причем действовал (тогда еще) депутат от Партии регионов сразу по двум направлениям: предельно жестко критиковал не только структуру украинской системы образования, но и содержание учебных программ.
Людей, которые при Викторе Ющенко в школьных учебниках официально стали героями и образцами для подражания, Табачник охарактеризовал так: "Клятвопреступники, гитлеровские коллаборационисты, преступники против человечности и прочий мусор истории".
Введенную в последние годы систему независимого внешнего тестирования (аналог российского ЕГЭ) новый министр называл "клеточной", направленной на подавление у школьников и студентов способности к творческому мышлению. Кроме того, по его словам, НВТ поощряет коррупцию, поскольку предусматривает возможность льготного поступления в вузы для абитуриентов с "нужными" справками, которые, конечно, покупаются и продаются.
Кроме того, депутата возмущал тот факт, что образование насильно переводится на украинский язык даже там, где большинство людей говорит по-русски. Кстати, системе НВТ досталось от Табачника еще и за то, что она не предусматривала никакого иного языка тестирования, кроме украинского. По мнению нового министра, это ставило в заведомо неравные условия тех детей, которые учились в школах с другим языком обучения.
Еще сильнее Табачник негодовал насчет того, чему именно учат детей и подростков. Людей, которые при Викторе Ющенко в школьных учебниках официально стали героями и образцами для подражания, он охарактеризовал так: "Клятвопреступники, гитлеровские коллаборационисты, преступники против человечности и прочий мусор истории".
Как утверждает новый министр, насаждением подобного рода "мифологии" занимались люди, которых он называет "галицийским радикалами" - выходцы из Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей.
Как утверждает новый министр, насаждением подобного рода "мифологии" занимались люди, которых он называет "галицийским радикалами" - выходцы из Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей. О них Табачник, в частности, говорил, что эти люди - "цивилизационные оппоненты" остальных украинцев.
О деятельности этих "оппонентов", составивших значительную часть руководства Украины при Викторе Ющенко, новый министр отзывался крайне критически. Достаточно прочитать заголовки некоторых его статей о положении дел в стране при прежнем президенте: "Реквием по Украине", "Право на бесчестие", "Украина стоит на пороге катастрофы образования", "Психология национал-сервилизма" и тому подобные.
В общем, взгляды Табачника на Украину, ее систему образования, историю и виды на будущее настолько сильно расходились с официальной идеологией, что к нему уже давно приклеилось звание "главного украинофоба" страны.
Причем аргументы его противников также заслуживают внимания.
Прежний министр образования Украины Иван Вакарчук - последовательный антагонист Табачника. Их взгляды расходятся практически во всем.
Взгляды Табачника на Украину, ее систему образования, историю и виды на будущее настолько сильно расходились с официальной идеологией, что к нему уже давно приклеилось звание "главного украинофоба" страны.
По мнению Вакарчука, введенная при нем система НВТ дает возможность объективно оценить знания выпускников школ. Кроме того, оно не оставляет места коррупции при поступлении в вузы, позволяя, таким образом, учиться в лучших высших учебных заведениях страны одаренным детям из небогатых семей.
Льготы, по мнению Вакарчука, дают возможность поступить в вузы детям, находящимся в заведомо более тяжелых условиях: сиротам, инвалидам и так далее. А незаконной индустрией производства и продажи соответствующих справок, как справедливо считают его сторонники, должно заниматься не министерство образования, а другое ведомство - например, МВД.
Тестирование исключительно на украинском языке, пояснял Вакарчук, должно стимулировать детей из иноязычных семей активнее изучать государственный язык. В конце концов, знание украинского языка на Украине никому не помешает. Более того, свободное им владение повысит конкурентоспособность будущих выпускников вузов. Если бы внешнее тестирование можно было сдавать и по-русски, то украинский язык, которым на востоке страны и так мало кто пользуется, совсем бы исчез из общественной жизни.
Если бы внешнее тестирование можно было сдавать и по-русски, то украинский язык, которым на востоке страны и так мало кто пользуется, совсем бы исчез из общественной жизни.
Содержание учебников истории при Вакарчуке было ровно таким, какой была официальная версия истории Украины при прежнем президенте. Относительно молодое государство (в 2009 году на Украине отмечали 18 лет независимости) активно занималось выстраиванием собственной историографии, которая должна была перестать быть лишь частью российской. Эта цель, в общем, была достигнута - у страны появились свои герои и антигерои, гордость за свои победы и память о своих трагических событиях.
И уж конечно, националистически настроенные украинцы никак не могли согласиться с тем, что Галичина и ее жители - это "цивилизационные оппоненты" остальных жителей страны. Одно из официальных определений Украины - "соборная", то есть - единая. Галичина в этой системе взглядов считается территорией с особым культурно-интеллектуальным статусом - местом, где генерируются и развиваются идеи, движущие вперед национальное сознание всех украинцев.
Долгое время Галичина действительно таковой и являлась: Роман Шухевич и Степан Бандера стали героями Украины, в городах стали появляться улицы Ивана Мазепы и Симона Петлюры, обучение в вузах и большинстве школ было переведено на украинский язык, а в телеэфире стало хорошим тоном включать в речь полонизмы - как это делают на западе страны.
Шухевич и Бандера стали героями Украины, в городах стали появляться улицы Мазепы и Петлюры, обучение в вузах и большинстве школ было переведено на украинский язык, а в телеэфире стало хорошим тоном включать в речь полонизмы - как это делают на западе страны.
И тут - такой удар. Человек, который открыто позиционирует себя последовательным и бескомпромиссным врагом всего этого, становится министром. И не какого-нибудь ЖКХ или АПК.
А министром образования.
То есть получает прямой доступ к неокрепшим умам и доверчивым душам детей. И, как подозревают многие оппоненты Табачника, он не пренебрежет выпавшей ему возможностью изменить сознание будущего поколения.
В сущности, на западе Украины заявления нового министра образования о том, что Галичина - инородный элемент в украинском государстве, воспринимаются как призывы вырвать из страны сердце и изъять душу, чтобы потом, покорную, принести на блюдечке России, которая облизывается на "бывшую колонию".
Неудивительно, что уже на следующий день после назначения Табачника на новую должность в Верховной Раде зарегистрировали проект постановления об увольнении министра образования и науки - "открытого украинофоба и противника реформ в системе образования".
Журналисты напомнили, как о Табачнике отзывался его однопартиец Борис Колесников: "Казнокрад, не создавший в своей жизни никакого бизнеса... Что он вообще умеет делать, кроме как книги и картины из и так небогатых украинских музеев тырить?".
Пресса взорвалась десятками комментариев, в которых назначение Табачника называли, например, "плевком в лицо Украины". Партию регионов заподозрили в том, что приняв столь возмутительное решение, она пытается отвлечь внимание общества от других проблем.
Кроме того, журналисты напомнили, как о Табачнике отзывался его однопартиец Борис Колесников: "Казнокрад, не создавший в своей жизни никакого бизнеса... Что он вообще умеет делать, кроме как книги и картины из и так небогатых украинских музеев тырить?".
В Министерстве образования началась эпидемия увольнений: работавшие с Вакарчуком люди в своих блогах пишут, что даже не представляют себя в роли подчиненных нового министра.
Ряд областных советов Западной Украины приняли воззвания к президенту Виктору Януковичу, правительству и парламенту с просьбой уволить Табачника. Аналогичные по содержанию заявления сделал ряд политических партий националистической направленности.
Во Львове и Киеве прошли митинги с требованием его отставки, причем на улицы вышли и студенты, и старики. В некоторых вузах заговорили о возможности объявить забастовку до момента увольнения нового министра.
Анна Герман сама родом из Львовской области, поэтому ее не могли не задеть рассуждения Табачника о "галицийских радикалах" и "цивилизационных оппонентах".
Более того, за его отставку высказалась заместитель главы администрации Януковича. Анна Герман сама родом из Львовской области, поэтому ее не могли не задеть рассуждения Табачника о "галицийских радикалах" и "цивилизационных оппонентах". По словам Герман, добровольный уход министра пошел бы на пользу Партии регионов и был бы "честным поступком".
В то же время ректоры ведущих вузов и общественность Восточной Украины поднялись на защиту министра. Мотивы ректоров понятны: у них большие претензии к системе, когда при поступлении в вузы учитываются только результаты внешнего тестирования. Их вполне бы устроила система, когда приемная комиссия, помимо результатов НВТ, учитывает данные аттестата абитуриента и его ответ на вступительном экзамене по профильному предмету. Именно это, а также отмену льгот для поступающих, предлагает ввести Табачник.
На востоке Украины оставить его у руля министерства хотят по другим причинам. В свое время Вакарчук был для русскоязычных регионов таким "Табачником наоборот": украинизация учебных заведений и переписывание учебников истории вызывали там бурные протесты.
Шум поднялся такой, что героя этой истории вызвал к себе на ковер президент страны. После беседы с Януковичем Табачник заявил, что увольняться под давлением политических оппонентов он не собирается, но оговорился, что в работе будет руководствоваться исключительно профессиональными соображениями, а собственные убеждения оставит за скобками.
В свое время Вакарчук был для русскоязычных регионов таким "Табачником наоборот": украинизация учебных заведений и переписывание учебников истории вызывали там бурные протесты.
При этом он пожаловался, что Вакарчук работал из рук вон плохо: "Наследство в министерстве оставлено не просто ужасное, а разрушительное. Министерство выжжено дотла". По оценкам Табачника, министерство не закупало ни учебники, ни школьные автобусы, остановлено финансирование ученических олимпиад, а долгов накопилось на миллионы долларов.
Пока оппонентам Табачника горевать рано: если положение действительно столь серьезное (а не верить этому оснований нет - в стране кризис), то новому министру придется заниматься не идеологическими изысканиями, а банально выбивать из правительства деньги на поддержание нормальной жизнедеятельности системы образования и науки.
Да и начальство не даст новому министру слишком уж углубляться в очередное переписывание украинской истории: в правительстве, похоже, пытаются все-таки не забывать, как называется страна, которой оно управляет. В пользу этого свидетельствует хотя бы тот факт, что русскоязычный, выросший в Калуге премьер-министр Николай Азаров на последнем заседании кабинета министров говорил на языке, который имеет некоторое сходство с украинским.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.