В 2011 году Киеву и всему русскому православному миру предстоит важный юбилей - 1000-летие Софии Киевской, одного из главных православных соборов. Украинские ученые загодя стали готовиться к этой дате: в 2009 году они вскрыли хранящийся в соборе саркофаг великого князя Ярослава Мудрого, предполагая к юбилею подготовить подробное исследование его ДНК и решить сразу несколько исторических загадок. Однако вместо грандиозных открытий запахло грандиозным скандалом, пишет Артем Ефимов на сайте Lenta.ru.
С самой датой основания Софии Киевской приключилась любопытная история. Церковная традиция испокон веков относила начало собора к 1011 году. Соответственно, основателем ее считался Владимир Красно Солнышко, принесший на Русь христианство в 988 году. В 1630-е годы, когда православный киевский митрополит Петр (Могила), отобрав храм у греко-католиков (униатов), затеял его масштабную реконструкцию (завершившуюся лишь сто с лишним лет спустя и придавшую Софии ее нынешнее обличье в стиле "украинского барокко"), он приказал начертать над входом именно эту дату - 1011 год. Летописи, впрочем, предлагают другие датировки: одни - 1018 год, другие - 1037-й. Летописи - источник в целом более надежный, чем церковная традиция. Выбирая же между разными летописными датировками, историки обычно склоняются к более поздней.
В 1018 году, по мнению этих историков, Киевской Руси было не до гигантских строек: в 1015 году князь Владимир умер, и между его сыновьями разгорелась кровавая междоусобица. Киевский престол занял Святополк, который, согласно "Повести временных лет" (древнейшему русскому летописному своду), первым делом уморил братьев Бориса и Глеба (вскоре канонизированных и ставших главными национальными святыми Древней Руси), а затем Святослава древлянского. Борьба между Святополком (за убийство братьев прозванного Окаянным) и Ярославом новгородским продолжалась до 1019 года, причем они то и дело изгоняли друг друга из Киева и приводили на Русь иностранные войска (Ярослав - викингов, Святополк - поляков). Победил в конце концов Ярослав - тот самый Ярослав Мудрый, составитель "Русской правды", покровитель наук и искусств, строитель Софии Киевской.
Борьба между Святополком (за убийство братьев прозванного Окаянным) и Ярославом новгородским продолжалась до 1019 года, причем они то и дело изгоняли друг друга из Киева и приводили на Русь иностранные войска (Ярослав - викингов, Святополк - поляков).
В 1018 году междоусобица была в самом разгаре. Считается, что князь вряд ли стал бы отвлекаться на такие грандиозные прожекты, каким было строительство Софии Киевской. Поэтому и отдается предпочтение более поздней датировке - 1037 году. Предполагается, что собор был основан в ознаменование победы Ярослава над степняками печенегами.
Путаница с датировкой начала Софии Киевской усложняется еще и тем, что в немецкой "Хронике" Титмара Мерзебургского собор упоминается под 1018 годом. А в самом храме обнаружены надписи на стенах (прихожане и в средние века иногда позволяли себе такие акты вандализма), датируемые еще более ранним периодом. Впрочем, при строительстве могли использоваться камни разрушенной более древней церкви.
Словом, черт ногу сломит. Когда нет ни одной бесспорной версии, остается только выбрать ту, которая больше нравится. Разумеется, при прочих равных предпочтительнее всегда выглядит более древняя датировка - более лестная для памятника, для его хранителей и для города, в котором он стоит. Ее и приняли в 2010 году историки, заведующие национальным заповедником "София Киевская", ее и донесли до ЮНЕСКО (собор в 1990 году был внесен в Список всемирного наследия). Очень удобно - как раз можно назначить торжества по случаю тысячелетнего юбилея собора на следующий, 2011 год.
Выходило, что заложил храм в 1011 году Владимир Красно Солнышко, а Ярослав в 1018 году лишь завершил строительство, а потом "подправил" летописи, присвоив славу основателя собора себе.
Попутно, правда, пришлось лишить Ярослава Мудрого лавров строителя Софии Киевской: выходило, что заложил храм в 1011 году Владимир Красно Солнышко, а Ярослав в 1018 году лишь завершил строительство, а потом "подправил" летописи, присвоив славу основателя собора себе. Ярослав вообще много конфликтовал с отцом: Владимир умер, готовя поход на Новгород, где Ярослав взбунтовался против его власти. Князь-креститель, поясняют историки, больше любил Бориса и именно его прочил себе в наследники. Ярослав же продолжал бунтовать и против памяти отца, уже заняв его трон.
Впрочем, оставим вульгарный фрейдизм. Ярослав все равно остался одним из самых харизматичных персонажей древнерусской истории, и его останки не потеряли статуса бесценной реликвии. Они хранятся в Софии Киевской в мраморном саркофаге, вывезенном Владимиром Красным Солнышком из Херсонеса (именно там князь принял крещение). Исследования этих костей сулили прелюбопытные открытия. Предполагалось, в частности, по ДНК выяснить этническую принадлежность Ярослава, что, помимо всего прочего, помогло бы в разрешении векового "проклятого вопроса": были ли первые русские князья славянами, или же в их жилах текла скандинавская (варяжская, норманнская) кровь? Кроме того, такое исследование могло бы внести некоторую ясность в чрезвычайно запутанную генеалогию Рюриковичей, правивших Русью до конца XVI века.
Предполагалось по ДНК выяснить этническую принадлежность Ярослава, что, помимо всего прочего, помогло бы в разрешении векового "проклятого вопроса": были ли первые русские князья славянами, или же в их жилах текла скандинавская (варяжская, норманнская) кровь?
Гробницу Ярослава вскрывали для исследований и раньше. Примечательно, что при первом вскрытии, в 1936 году, в саркофаге было обнаружено очень много костей: помимо скелета самого Ярослава, еще скелет женщины лет 50, а также мужской череп. По традиционной версии, женщина, похороненная вместе с Ярославом, - это его жена, княгиня Ингегерда-Ирина, а череп принадлежит кому-то из их детей. Впрочем, есть предположения, что "лишние" кости были подброшены в саркофаг позже, в ходе одного из многочисленных разграблений Софии Киевской (например, в 1240 году, во время Батыева погрома Киева). Выяснение, кто же лежит вместе с князем, также было заявлено как одна из целей нового исследования останков.
В конце 30-х годов останки из гробницы Ярослава перевозили для обстоятельного исследования в Ленинград. Тогда, в частности, антрополог Михаил Герасимов создал по разработанному им методу знаменитую реконструкцию облика князя. Выяснилось, что князь был среднего роста (172-175 сантиметров) и что одна нога у него была короче другой (древняя летопись отмечает хромоту Ярослава). Ученые пришли к выводу, что князь прожил больше 70 лет, что также согласуется с письменными источниками (если следовать общепринятым, хоть и не бесспорным, датировкам, он умер в 76 лет).
Когда началась Великая Отечественная война, останки Ярослава Мудрого не успели эвакуировать, и всю блокаду они провели в Ленинграде. В Киев они были возвращены лишь в 1964 году.
Выяснилось, что князь был среднего роста (172-175 сантиметров) и что одна нога у него была короче другой (древняя летопись отмечает хромоту Ярослава).
Очередное вскрытие саркофага Ярослава состоялось в сентябре 2009 года. Тут же ученых поджидал первый неприятный сюрприз: никаких "лишних" костей в саркофаге не было. Только один мужской костяк. Его отправили в Национальный медицинский университет имени Богомольца, и с тех пор как историки из "Софии Киевской", так и судмедэксперты хранят насчет костей гробовое (извините за такой каламбур) молчание.
Лишь 12 апреля 2010 года в газете "Сегодня" появился слив о ходе исследований. Некий сотрудник "Софии Киевской" на условиях анонимности сообщил, что единственный скелет, который извлекли из саркофага, - это останки не Ярослава Мудрого, а вообще неизвестно кого. "Уже точно известно, что кости, найденные в гробнице, намного моложе", - пояснил источник, добавив, что руководство "Софии Киевской" категорически запретило разглашать эту информацию. Официально представители музея заявили, что "новости об останках Ярослава Мудрого есть", но сообщать их до завершения исследований они не будут. Если у них есть новости, что останков-то и нет, то совершенно не удивительно, что они не спешат ими делиться.
Некий сотрудник "Софии Киевской" на условиях анонимности сообщил, что единственный скелет, который извлекли из саркофага, - это останки не Ярослава Мудрого, а вообще неизвестно кого.
Однако время большого скандала еще не пришло. Во-первых, источник анонимный, а это резко снижает доверие к нему. Во-вторых, его сообщение крайне невнятно. Скажем, непонятно, в каком смысле "кости намного моложе": если покойник намного моложе 76 лет (напомним, примерно в этом возрасте скончался Ярослав) - то это одно, а если останки относятся к намного более позднему периоду (скажем, к XIII веку вместо XI-го) - то это совсем другое. В любом случае, источник ни словом не обмолвился о том, какие именно исследования дали такой сенсационный результат - анализ ДНК, радиоуглеродная датировка или разглядывание и ощупывание. В-третьих, даже если останки Ярослава Мудрого и правда потерялись, то вполне возможно, что потерялись они в хранилищах той же "Софии Киевской". В этом случае есть надежда, что их рано или поздно найдут, а заодно наведут наконец порядок в запасниках и архивах (многие ученые жалуются на царящий там кавардак).
Кости могли потеряться и в Ленинграде. Тогда есть надежда, что их найдут в России и вернут Украине - ну не станут же, в самом деле, российские музейщики таить у себя эту общую для трех восточнославянских народов реликвию! Впрочем, если с костями что-нибудь случилось во время блокады и бомбежек, надежда эта призрачна. Тогда остается предполагать самое плохое: что останки Ярослава Мудрого утрачены безвозвратно или как-нибудь "утекли" на Запад (что примерно то же самое).
Впрочем, без паники. Пока что самая главная надежда - что это чья-то ошибка, скверная шутка или гигантское недоразумение. Вот только чего ж молчит "София Киевская"...
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.