Владимиру Путину всегда хорошо удавались экспромты, но 30 апреля 2010 года он перещеголял сам себя. Премьер-министр России, встретившись с украинским коллегой, неожиданно для всех предложил объединить "Газпром" и "Нафтогаз Украины", пишет Антон Ключкин на сайте Lenta.ru.
Зачем Москве понадобилась компания, не имеющая за душой ничего кроме долгов, не ясно до сих пор. Возможно, все это лишь шутка российского премьера. Президенту Украины Виктору Януковичу, который уже отшутился в ответ, экспромт Путина, однако, может стоить немало нервов.
Объединить компанию "Нафтогаз Украины" с "Газпромом" Владимир Путин предложил, переговорив с украинским коллегой Николаем Азаровым. Украинская делегация опешила. Выяснилось, что на самих переговорах эта тема не обсуждалась. Азаров некоторое время спустя признал, что свое предложение Путин сделал без каких-либо согласований с украинской стороной, но добавил, что "экспромты" российского премьера не помешают Киеву "рассматривать и изучать конкретные предложения".
Конкретное предложение вскоре действительно последовало. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что российская монополия готова рассмотреть идею обмена активами с "Нафтогазом". Более того, Миллер признал, что возможная сделка будет обсуждаться "после майских праздников" на встрече глав двух компаний и министров энергетики двух стран в Москве.
Нетрудно догадаться, что любое посягательство на ГТС Украины, даже мнимое, будет расценено оппозицией Януковича как предательство интересов страны, распродажа национального достояния и т.д.
Переговоры действительно состоялись, хотя с самого начала было понятно, что подобное объединение невозможно как по экономическим, так и по политическим причинам. По итогам встречи, как и ожидалось, стороны ничего толкового не сообщили. Зато первый вице-премьер правительства Украины Андрей Клюев вдруг заявил, что Украина не планирует передавать российскому "Газпрому" свою газотранспортную систему.
Непристойное предложение
Россия за последние несколько месяцев уже добилась продления пребывания Черноморского флота в Крыму в обмен на снижение цены на газ для Украины. Кроме того, Москва и Киев изучают возможность совместных проектов в ядерной энергетике, газовой отрасли и авиации. Все эти соглашения вызвали яростную критику со стороны оппозиции, которую поддерживает около половины населения Украины.
Нетрудно догадаться, что любое посягательство на ГТС Украины, даже мнимое, будет расценено оппозицией Януковича как предательство интересов страны, распродажа национального достояния и т.д. Президента Украины, одобри он саму эту возможность, тут же окончательно бы демонизировали.
Янукович, которого авансом не обвинил в предательстве интересов Украины только самый ленивый оппозиционер, долго раздумывал, прежде чем ответить Москве.
Янукович, которого авансом не обвинил в предательстве интересов Украины только самый ленивый оппозиционер, долго раздумывал, прежде чем ответить Москве. Сделал он это лишь накануне запланированного на 17-18 мая визита президента России Дмитрия Медведева в Киев.
"Я бы сказал так: если 50 на 50 будет, тогда это будет интересно", - заявил Янукович в интервью BBC, пояснив, что его слова являются "своеобразной шуткой".
"Мы понимаем, что невозможно сделать 50 на 50, потому что "Газпром" никогда не согласится с этим, не согласится Россия. Что касается объединения на любых других условиях, то это невозможно", - сказал он. При этом Янукович не исключил участия России в модернизации украинской газотранспортной системы, но при сохранении контроля Киева над своей собственностью и наличии ЕС в качестве третьего партнера. В ответ на это Брюссель сообщил, что не собирается вмешиваться в отношения Москвы и Киева.
И хочется – и колется
На самом деле предложение Путина является сделкой, от которой Киев будет вынужден отказаться, хотя ему очень хотелось бы согласиться.
Путина заявлял, что газотранспортная система на Украине "фетишируется", поскольку считается национальным достоянием, "доставшимся чуть ли не с небес".
Россия давно стремилась установить контроль над газотранспортной системой Украины. Через ГТС этой страны экспортируется большая часть российского газа в ЕС, а постоянные конфликты Москвы и Киева неоднократно приводили к перебоям с поставками.
Прежнее украинское руководство в лице президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко, при всех их разногласиях, противилось передаче ГТС россиянам. Это не раз вызывало резкую реакцию российской стороны и лично Путина, который заявлял, что газотранспортная система на Украине "фетишируется", поскольку считается национальным достоянием, "доставшимся чуть ли не с небес".
Со сменой власти на Украине стало известно, что Киев готов предложить Москве участие в консорциуме по модернизации ГТС, куда он также собирался пригласить и Брюссель. Это позволило бы Украине получить деньги на обновление устаревшей трубы, одновременно сохранив ее в своей собственности. Россия участвовать в проекте, как не сложно догадаться, отказалась, зато в апреле согласилась снизить для Украины цену на газ на 30 процентов в обмен на продление соглашения об аренде базы Черноморского флота в Севастополе.
Киев смог бы не только избавить "Нафтогаз" от задолженности, но и обеспечить загрузку ГТС и, таким образом, гарантировать значительную часть доходов компании.
Снижение цены для Украины, как известно, было достигнуто за счет отмены российских экспортных пошлин. Это соглашение не только лишит бюджет России значительной части средств, но и загонит Украину, внешний долг которой удвоится, в долговую яму – скидка, которая представляет собой прямые международные обязательства Украины перед Россией, будет лишь накапливаться, тогда как механизмы возврата долга еще даже не рассматривались.
На фоне этого соглашения сделка по передаче "Нафтогаза" российскому концерну выглядит целиком и полностью соответствующей интересам Украины. Киев смог бы не только избавить "Нафтогаз" от задолженности, но и обеспечить загрузку ГТС и, таким образом, гарантировать значительную часть доходов компании. Сейчас, напомним, никаких гарантий поставок фиксированного объема российского транзита по этой трубе у Киева нет.
Говорить об объединении компаний в формате"50 на 50" тут не приходится, поскольку "Газпром" и "Нафтогаз" компании несопоставимые. Российский концерн не просто гигант с капитализацией почти в 10 раз превышающей стоимость "Нафтогаза", но и довольно прибыльное предприятие. Украинская компания в прошлом году едва избежала дефолта, а угроза банкротства и гигантский долг в размере 6 миллиардов долларов делают ее совершенно непривлекательным объектом для поглощения.
Чтобы "Газпром" через объединение с украинской компанией смог заполучить под свой контроль ГТС Украины, Киеву сперва необходимо принять закон, позволяющий сдавать трубопроводы в управление иностранным компаниям.
Мало того, ГТС Украины принадлежит государству, а "Нафтогаз" лишь является оператором трубы, которому поручили ею управлять. Чтобы "Газпром" через объединение с украинской компанией смог заполучить под свой контроль газотранспортную систему Украины, Киеву сперва необходимо принять закон, позволяющий сдавать трубопроводы в управление иностранным компаниям.
Первая попытка в этом направлении уже сделана депутатами "Партии регионов", но пока рано говорить о том, насколько успешным будет их начинание.
В каждой шутке
У Москвы есть и еще один аргумент, с помощью которого она пытается сделать Киев более уступчивым - проект газопровода "Южный поток". Построив его, Россия, учитывая прочие способы доставки газа в ЕС, оставит украинские газопроводы пустыми, что прекрасно понимают в Киеве. Пойти на этот шаг Москва может несмотря на то, что решение строить оцениваемый почти в 25 миллиардов долларов трубопровод выглядит экономически спорным. Слишком уж велики транзитные риски на Украине, да и трубопровод в обход Киева является скорее политически обусловленным проектом.
Слияние "Нафтогаза" и "Газпрома", а не поглощение одной компанией другой, в сферу национальных интересов России уж точно не попадает.
Впрочем, сейчас "Южный поток" пребывает в подвешенном состоянии: во время визита Дмитрия Медведева в Анкару своего разрешения на прокладку этой трубы Турция так и не дала. Это значит, что у Украины еще есть шанс перехватить инициативу и договориться с Россией, но верят в это стороны мало. Именно поэтому Путин наобум заявил о слиянии двух компаний, а Янукович язвительно отшутился в ответ.
Точку в этой нелепой, казалось бы, истории ставить, однако, рано. Дмитрий Медведев накануне визита на Украину недаром отметил, что не обижен отказом Киева, поскольку "этот вопрос с президентом Януковичем еще не обсуждал". Он отметил, что "Нафтогаз" стоит поменьше "Газпрома", а также предложил рассмотреть другие варианты сотрудничества.
К примеру, по мнению Медведева, возможно "создание совместных проектов, совместных предприятий, где бы объединялись различные газовые и газотранспортные активы не путем прямого соединения, а путем объединения, допустим, отдельных звеньев".
В качестве примеров Медведев привел совместные проекты с такими европейскими энергетическими компаниями, как итальянская Eni и германская EON. "Там как раз модель такая: берутся несколько активов и соединяются", - пояснил Медведев.
От визита президента России на Украину никаких экспромтов уже никто не ожидает. Сотрудничество по газу, как справедливо отметили в Киеве, "возможно исключительно на основе национальных интересов". Слияние "Нафтогаза" и "Газпрома", а не поглощение одной компанией другой, в сферу национальных интересов России уж точно не попадает.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.