И оппозиция, и власть в Украине в конце прошлой недели праздновали победу. О том, кто же что получил в результате масштабной политической рокировки, пишут журналисты российского аналитического еженедельника "КоммерсантЪ-Власть" Сергей Строкань и Афанасий Сборов в статье "Разводной апельсин", опубликованной 13 декабря.
"С днем великой победы!" - сказал в прошлую среду своим сторонникам на площади Независимости Виктор Ющенко. "Это победа всех без исключения", - заявил в тот же день Леонид Кравчук, соратник Леонида Кучмы. На самом деле Украина вплотную приблизилась к тому, чтобы превратиться в Россию образца 1992-1993 годов.
За последние десять дней политическая конфигурация на Украине резко поменялась. После решения Верховного суда от 3 декабря о проведении переголосования второго тура выборов Леонид Кучма практически "сдал" своего протеже Виктора Януковича и приступил к прямой торговле с Виктором Ющенко. После нескольких суток переговоров Кучмы и Ющенко 8 декабря верховная рада Украины приняла так называемый большой пакет: оппозиция поддержала конституционную реформу в обмен на корректировку закона о выборах президента и смену состава центризбиркома. В тот же день Кучма подписал этот пакет.
Компромисс дался противоборствующим сторонам нелегко. Тем не менее и оппозиция, и власть в конце прошлой недели праздновали победу. "Власть" пытается разобраться, кто же что получил в результате масштабной политической рокировки.
Что получил Кучма
Конституционная реформа, меняющая баланс сил между президентом, правительством и парламентом, - давняя мечта Леонида Кучмы. Он безуспешно пытался пропихнуть ее через верховную раду в течение последних двух лет. Оппозиция блокировала эти попытки. В первоначальном варианте реформы речь шла даже не о парламентско-президентской республике, а о чисто парламентской, в которой не только премьер, но и президент избирался бы верховной радой, - но от этого оппозиции удалось отбиться еще в начале года.
Считается, что Кучма пытался переделать Украину "под себя". Хотя не так давно конституционный суд Украины и признал право Кучмы баллотироваться в президенты в третий раз (посчитав его второй срок первым), после серии коррупционных и уголовно-политических скандалов у команды действующего президента не было уверенности в том, что он сумеет победить на общенародных выборах. Многие украинские политологи считают, что именно поэтому Кучма отказался в них участвовать.
Реформа же давала ему возможность продлить свою политическую жизнь в качестве премьера: в избранной в 2002 году раде вполне возможно было бы сформировать прокучминское большинство, которое по новым законам предлагает президенту кандидатуру главы правительства, а затем ее утверждает парламент. Новый премьер получил бы всю экономическую власть в стране плюс контроль за регионами - именно он по проекту будет предлагать президенту кандидатуры глав регионов.
Реформа вступает в силу либо с 1 сентября 2005 года (если к тому моменту парламент примет дополнительный пакет поправок к конституции, включающий изменение процедуры назначения губернаторов), либо (если этого не произойдет) с 1 января 2006 года. Если с нынешней радой, которая считается пропрезидентской, за это время ничего плохого не случится, гипотетическая возможность использовать эту схему у Кучмы есть. И в этом смысле, конечно же, принятие политической реформы - победа Кучмы.
Однако не стоит забывать, что абсолютно устойчивого большинства в раде у нынешнего президента нет. И совсем не факт, что через несколько месяцев ему - уже не президенту - удастся убедить депутатов выдвинуть на пост премьера именно себя, а не, например, спикера Владимира Литвина.
Что получил Ющенко
Виктор Ющенко до последнего момента сопротивлялся политической реформе. Неудивительно - лидер оппозиционной фракции "Наша Украина", во многом создавший свой политический капитал на отрицании эпохи Кучмы, изначально не мог быть сторонником таких изменений политической системы, которые оставляли бы нынешнему президенту и его "преступному клану" реальный шанс найти свое место в "новой эпохе", за наступление которой ратовали лидеры "оранжевой революции".
Такой сценарий явно противоречил устремлениям тысяч людей с майдана, которые в последние недели не только исступленно требовали признать новым президентом Виктора Ющенко, но и с неменьшей решительностью скандировали лозунг "Кучму - геть!". Ну и, конечно же, кому хочется, одержав тяжелейшую победу на выборах, превращаться в "марионеточного президента"?
Тем не менее на данном этапе Ющенко важнее всего подтвердить 26 декабря свою победу во втором туре выборов. Как показывает опыт предыдущих голосований, в условиях противостояния с Кучмой сделать это было бы довольно трудно. Ситуацию усугубляло то, что за политическую реформу выступали не только фракции, прямо поддерживающие Кучму, но и "нейтральные" (как коммунисты) или резко оппозиционные нынешнему президенту (как социалисты Александра Мороза). Как известно, Мороз, ярый сторонник парламентской республики, согласился поддерживать Ющенко во втором туре только при условии, что лидер "Нашей Украины" согласится на реформу.
В результате возникла опасность, что реформа Кучмы может набрать 300 голосов и без "оранжевой оппозиции". В таком случае Ющенко не получил бы поправок в закон о выборах президента, гарантирующих хотя бы относительно честные выборы, и одновременно потерял бы голоса сторонников Александра Мороза, который в прошлый вторник успел обвинить упирающегося Ющенко в "предательстве".
Именно поэтому Ющенко отказался от требования "утром - стулья, вечером - деньги" (сначала - изменения в закон о выборах президента, потом - политреформа) и согласился на отпуск Януковича и отставку только генпрокурора Украины (первоначально Ющенко требовал отставки всего правительства).
К тому же, как резонно замечают сторонники Ющенко, минимум до 1 сентября 2005 года (максимум - до выборов новой рады) у него будет время попытаться подправить конституционную реформу в свою пользу. По крайней мере, соратница Ющенко Юлия Тимошенко, фракция которой, в отличие от "Нашей Украины", проголосовала против реформы, пообещала в ближайшее время оспорить в конституционном суде изменения в основном законе Украины.
Что получил Янукович
Соперник Виктора Ющенко по президентской гонке оказался в самом двусмысленном положении. С одной стороны, Кучма от него отмежевался, посоветовав отказаться от дальнейшей борьбы с Ющенко. С другой - отказался отправлять премьера в отставку.
Уйдя в отпуск, Янукович объявил, что теперь это он - оппозиция, борющаяся против смычки Кучмы и Ющенко: "Я не смог ничего сделать в борьбе с разгулом улицы, с разгулом оранжевой "коричневой чумы". Я ничего не смог сделать в борьбе с ними и в борьбе с ныне действующей властью. Они объединились и сделали свое дело. И я хочу, чтобы это знали по всей Украине, что сегодня правит беззаконие".
Конечно, со стороны Януковича глупо было бы надеяться, что образ гонимого поможет ему через две недели обставить Ющенко. После аттракциона с первым и вторым туром выборов любая, самая честная победа Януковича будет считаться гнусной подтасовкой - и никакие ссылки на обновленное законодательство не помогут.
Зато у Януковича остается шанс поторговаться с Ющенко за свое будущее - например, шантажируя лидера "Нашей Украины" снятием своей кандидатуры с выборов меньше чем за десять дней до 26 декабря. В этом случае, чтобы стать президентом, Ющенко придется набрать больше 50% голосов от числа проголосовавших, а этот результат не столь уж очевидно гарантирован.
Что получил парламент
Если поправки в конституцию начнут действовать, верховная рада превратится в мощнейшего политического игрока.
Срок полномочий парламента продлевается с четырех до пяти лет (правда, нынешней рады, избранной в 2002 году, это не касается - ее полномочия истекут весной 2006 года). Рада получит право сформировать коалицию депутатских фракций (не меньше 226 депутатов), которая предложит президенту кандидатуру нового премьера. Президент будет обязан вынести эту кандидатуру на рассмотрение всего парламента.
Если сегодня парламент дает согласие лишь на назначение премьера, а весь кабинет формируется указами президента, то после реформы депутаты кроме премьера будут назначать еще и министра обороны, министра иностранных дел, главу службы безопасности (всех - по представлению президента). Кандидатуры остальных членов правительства на утверждение в парламент вносит назначенный радой премьер. Парламент также будет решать вопрос об увольнении этих должностных лиц и отставке премьера и членов кабинета. Без согласия рады нельзя будет уволить и генпрокурора.
У президента, правда, останется право распустить парламент, но только в строго оговоренных случаях: если в течение 30 дней после первого заседания в нем не сформирована коалиция большинства, или если в течение 60 дней не сформирован персональный состав правительства, или если в течение 30 дней сессии не начинаются пленарные заседания (последнее положение есть и в действующей конституции Украины).
В этих условиях политическая цена рады и поста ее спикера многократно возрастает. Неудивительно, что Владимир Литвин бился за политреформу до последнего. Правда, поскольку документ принимался в спешке, из переходных положений так до конца и непонятно, получает ли право формировать правительство уже нынешний состав рады, или это относится только к новой раде, избираться которая, кстати, будет исключительно на пропорциональной основе. За последнее положение давно билась оппозиция, считающая, что большинство одномандатников, традиционно примыкавшее к пропрезидентским фракциям, избрано за взятки.
Что получила Украина
Ответ на этот вопрос зависит от того, как Виктор Ющенко сумеет распорядиться отведенными ему месяцами. Чтобы чувствовать себя в президентском кресле уверенно, ему как минимум надо добиться резкого "пооранжевения" всей рады (пока расклад сил в ней вовсе не в пользу Ющенко), как максимум - отказа от только что принятой реформы. Инструментов для политического маневра у него не так много (если, конечно, не считать уже опробованный ресурс уличного противостояния). По нынешней конституции Украины президент может распустить раду и назначить новые выборы в том случае, если она не собирается на заседания в течение месяца (как-то в период противостояния с Кучмой в конце 90-х депутаты специально съезжались в Киев на один день, чтобы не дать президенту повода распустить парламент по этой статье).
Но скорее Ющенко изберет один из двух других путей. Первый - после выборов попытаться дезавуировать изменение конституции, сославшись на технические и процедурные нарушения при их принятии. Второй - ждать выборов, отбивая попытки верховной рады получить всю полноту власти в стране и надеясь, что новый, чисто партийный состав рады будет ему более лоялен (в 2002 году партия Ющенко получила самый высокий процент в раде, но из-за одномандатников не сумела взять большинство мест).
И в том и в другом случае год после выборов грозит превратиться в год противостояния Ющенко и парламента. "Власть" уже писала, что нынешняя политическая ситуация на Украине отчасти напоминает российскую образца 1991 года. Если эта аналогия верна, то логично предположить, что при крайне неустойчивой политической системе, к которой приводит политреформа (республика перестает быть президентской, но и не становится чисто парламентской, что дает каждой стороне основания считать себя немного "главнее"), Украина очень скоро может прийти к повторению российской политической ситуации, сложившейся уже спустя год после развала ГКЧП.
Тогда в России тоже было два центра власти - президент Борис Ельцин и съезд во главе с Русланом Хасбулатовым, который пытался добиться кардинального ограничения полномочий президента (в частности, права на дачу согласия на назначение и отставки всех ключевых министров в правительстве).
Тогда дело дошло до того, что кандидатуры премьера фактически тоже предлагал съезд - речь идет о знаменитом рейтинговом голосовании в декабре 1992 года, в результате которого Борис Ельцин, "сдав" Егора Гайдара, предложил съезду на пост премьера Виктора Черномырдина. Слегка "пооранжевевший" сейчас на волне революции спикер рады Владимир Литвин при соответствующем развитии событий вполне может превратиться для Ющенко в лучшем случае в Геннадия Селезнева, руководящего оппозиционной Думой, в худшем - в Руслана Хасбулатова образца 1992-1993 годов.
Чем кончилось то противостояние, всем известно.
Как рада проголосовала за политическую реформу