"На Украине новый премьер. А в Грузии погиб старый. Там мужчина, здесь женщина. И вообще там горы, здесь равнина, там брюнеты, здесь блондины, у одних кириллица, а у других - не знаю точно, как называется, но на кириллицу совсем не похоже", - пишет журналист российского "Ежедневного Журнала" Антон Орех.
Однако Грузия и Украина с недавних пор воспринимаются чуть ли не как одно целое или, по крайней мере, нечто очень близкое.
За "революцией роз" и за "оранжевой революцией" мы следили кто с завистью, кто с содроганием, но каждый при этом думал: а они теперь будут "с нами" или "против нас"?
Словечко нынче в оборот пустили - "сатрапия". Россия - вроде типичная сатрапия. Грузия и Украина совсем недавно как будто тоже были сатрапиями. Но теперь у них случились революции, и настала демократия. И вот уже говорят про НАТО, про Евросоюз, что надо на Украине землю покупать и гражданства добиваться, поскольку там скоро шенген настанет, Европа будет. Там темпы роста, там инвестиции. Туда стремятся беженцы и Березовский: мол, Ющенко не выдаст и свинья соответственно не съест.
А что изменилось? Люди вышли на улицы и сумели добиться отмены неправедных результатов выборов и свергли утомившие их режимы. Молодцы! На Майдане против фальсификации протестуют полмиллиона, а в Москве, когда оспаривали итоги думских выборов, правых активистов с жалобными коробками было больше, чем демонстрантов, а в сумме человек сто. Но ведь и у нас когда-то были толпы, и у нас была революция, и мы свергли плохих и выбрали хороших. А чем кончилось?
Поэтому мне не очень интересно, кто придет вместо покойного Жвания и какую программу выдвинет Тимошенко. Роль личности в истории велика, но сейчас, кажется, что не личности делают историю, а история делает личностей. Грузины мечтают о новой жизни при новой власти, но у них как не было электричества, так и нет, а премьер угорел от буржуйки. И чем настойчивее в этом станут искать руку Москвы, тем дольше и тем больше люди будут угорать.
Украинцы тоже "угорают". Сотням людей так понравилось жить в палатках, что они ищут все новые и новые поводы оставаться на Крещатике. Победа Ющенко - не цель, а средство. Как и победа Саакашвили. С этих побед в этих странах что-то должно начаться. А кажется, словно этими победами если не все, то многое закончилось. Цель была - выиграть выборы. Но для чего? На этот самый вопрос Россия не смогла дать ответ в 1991 и вернулась к тому, от чего так хотела уйти.
А украинцам и особенно грузинам будет куда труднее. Не достаточно иметь лидера, который владеет иностранными языками, красиво носит красивый костюм, хорош собой даже с поправкой на тлетворное влияние диоксинов. Бедность, еще большая, чем в России, богатства не столь уж великие, а воровство сказочное. И граждане, которые не могли за одну розово-оранжевую ночь проснуться другими.
Мы все до сих пор советские люди. По образу мысли и по способу жизни. Украина может сколько угодно говорить про НАТО, Грузия может сколько угодно подставлять плечо Соединенным Штатам (особенно Джорджии) во всех их начинаниях, даже самых опасных и нелепых. И я понимаю их жгучее желание быть подальше от России, чтобы поскорее забыть 75 лет сожительства в пятнадцатикомнатной коммуналке.
И сделать что-нибудь на зло соседу, и радоваться его сдохшей корове. Но своя-то корова много ли дает молока? И в этом смысле "демократические" Грузия с Украиной имеют с Россией гораздо больше общего, чем различий. Гораздо больше, чем им бы того хотелось. И продолжаться этому еще долго. Не один премьер успеет смениться по разные стороны границ.