Польское наступление в Брюсселе и Киеве не утратило своего темпа, - пишет Антоний Подольский, в статье, опубликованной в польской Gazeta Wyborcza. Краткое изложение материала приводит Polish News Bulletin.
Польские политики и эксперты с одной стороны рисуют более или менее отдаленную, но реалистичную картину вступления Украины в ЕС, а с другой стараются убедить Евросоюз предложить Украине такую перспективу. В то время как Киев тепло приветствовал эти усилия, настроение в европейских столицах оказалось далеко не веселым. Его можно охарактеризовать как недовольное и даже тоскливое. Евросоюз страшно боится обнадеживать Украину. Он опасается, что даже условное признание стремления Украины вступить в ЕС наложит на Евросоюз пусть не формальные, но моральные обязательства. Именно поэтому брюссельские политики очень осторожно взвешивают свои слова.
Почему Европейский Союз так боится вступления Украины на путь присоединения к нему? В Польше широко распространено мнение, что это связано либо с европейскими симпатиями в отношении России (особенно во Франции), либо с боязнью России (особенно в Германии). К сожалению, для украинцев и их сторонников в Польше дела обстоят гораздо сложнее.
Укрепит ли Украина Европейский Союз?
Во-первых, в глазах западных европейцев даже сама Польша еще недавно была не такой уж необходимой составляющей для Европы. Для многих Европа заканчивается на Одере, и перспектива движения дальше на восток встретилась с серьезными опасениями. Нужно ли напоминать о предсказаниях апокалипсиса и многочисленных бедствий, которые должны были свалиться на головы безмятежных немцев, французов и жителей Бенилюкса после вступления в ЕС Польши?
Сегодня ЕС "переваривает" Польшу и еще семь бывших коммунистических стран. Для многих это блюдо кажется не очень вкусным. Оно отнюдь не пробуждает аппетит и не вызывает проглотить на второе Украину или какую-то другую страну, особенно после того, как уже "заказанные" блюда ждут своей очереди: Румыния, Болгария и особенно Турция. По тщательно выработанной оценке ЕС, Польша является "самым крупным" и "самым восточным" из новых членов. Именно исходя из такой оценки формируются мнения о возможных последствиях дальнейшего продвижения Евросоюза в восточном направлении.
Не вдаваясь глубоко в подробности, можно сказать, что для Польши крайне важным является вопрос о ее отношении к дальнейшим инициативам ЕС по более тесной интеграции.
Это отношение к разным вопросам данного ряда, начиная с договора о конституции и кончая общей внешней политикой и политикой в сфере безопасности, было, мягко говоря, не очень оптимистичным, поскольку Польша, являясь "погранзаставой ЕС", ревностно отстаивает свой недавно восстановленный суверенитет. Поляки просто стоят первыми в очереди за помощью Евросоюза, они первые, кто формирует видение ЕС в отношении политики расширения на восток. И они чувствуют себя глубоко оскорбленными, если у кого-то возникают по этому поводу мнения, отличные от их собственных.
Во-вторых, даже если Польше удастся убедить Западную Европу в том, что Украина принадлежит к западной цивилизации, и что жители Донецка и Харькова такие же европейцы, как и жители Парижа или Праги, остается неотвеченным вопрос о том, усилит ли Украина Евросоюз или ослабит его. Пока ответ остается неоднозначным и спорным, не в последнюю очередь из-за Польши. Проблема не только в том, что Польша выступает против франко-германской модели интеграции или занимает проамериканские позиции. Проблема также и в том, что по бытующему убеждению Польша, выступая за членство Украины в ЕС, преследует исключительно собственные интересы, не задумываясь о будущем благополучии европейского сообщества в целом. Пока польские сторонники вступления Украины в ЕС не представили веских аргументов в пользу обратного. Стремясь сразу после победы Виктора Ющенко перейти к решению специфических польских проблем в Украине (таких, как проблема "кладбища орлят" во Львове), Польша усиливает такое убеждение относительно истинных мотивов своей проукраинской политики.
У нас была возможность лично ощутить силу таких стереотипов, когда во время декабрьского кризиса в Киеве менее опытные иностранные журналисты спрашивали польских политиков и экспертов, не связана ли польская поддержка Ющенко с ее стремлением получить назад Львов.
Поиск положительных аргументов
Затрудняя интеграционные европроцессы и одновременно поддерживая любое расширение ЕС (даже за счет принятия Турции), Польша фактически помогает положить в долгий ящик мечты о создании европейской федерации, об общей внешней политике и политике в сфере безопасности, и об экономических реформах ЕС. Очень важно то, что среди польских энтузиастов принятия Украины в Евросоюз находятся и евроскептики. Схожим образом в свое время, когда Польша стремилась вступить в ЕС, ее устремления поддерживали британские правые, которые правильно ожидали, что это задержит, если не разрушит планы создания европейского "супергосударства" под франко-германским руководством. А сегодня в подобных устремлениях подозревают поляков.
И наконец, вопрос о России. В Западной Европе господствуют настроения, которые нельзя назвать страхом или симпатией в отношении Москвы. Скорее, это чувство смущения и неловкости. Польское ликование в связи с провалом России в Украине разделяют далеко не все. Наоборот, европолитики обеспокоены тем, что Владимир Путин проявил свою некомпетентность, а следовательно, неспособность не только удержать Украину на своей стороне, но даже реально оценить ситуацию. Более того, московская несостоятельность, помноженная на ее дерзкое пренебрежение к "европеизированности" Киева, привела к такому результату, что Ющенко начал настойчиво стучаться в двери ЕС.
Чтобы польское дипломатическое наступление в Украину дало результат, Польше придется найти новые, "европейские" аргументы, причем аргументы эти должны быть из области реальных интересов, а не фразеологии. Вместо использования "негативных" доводов об ослаблении российского империализма будет лучше найти аргументы позитивные: говорить о стабилизации восточной границы ЕС, о торговом потенциале украинского рынка, о возможности урегулирования проблемы приднестровского анклава. И, наконец, необходимо помнить о том, что не подкрепленное реальными мерами обнадеживание Украины может иметь неприятные последствия. Не будет недостатка в тех, кто сделает все, чтобы убедить разочарованных сторонников Ющенко, что Киев не нужен Европе, что Украина должна искать свой, славянский путь развития, идти плечом к плечу с "братскими народами" бывшего Советского Союза. Тогда оранжевый энтузиазм быстро уступит место жестокому разочарованию. Разочарованию, которое осчастливит Кремль, но отнюдь не обеспокоит политиков из Берлина, Парижа и Брюсселя.
Перевод: ИноСМИ.Ru