Юлия Тимошенко после отставки дала интервью российским "Известиям". Автору Янине Соколовской удалось узнать у "газовой принцессы" подробности тех уголовных дел, по которым обвиняется Тимошенко, а также детали клановой борьбы в Украине.
Одна из самых ярких фигур современного украинского олимпа - Юлия Тимошенко оказалась в эпицентре скандала, который в итоге может привести к отставке правительства. Против нее, вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу, выдвинуто обвинение сразу по трем уголовным статьям. Это позволило президенту отправить Тимошенко в отставку. Практически ежедневно экс-вице-премьера допрашивают в Генпрокуратуре. Но Тимошенко уверяет - ее дело не уголовное, а политическое, заказное: ей приписывают участие в создании кассетного скандала -"Кучмагейта".
Бывший вице-премьер теперь со дня на день ждет ареста и возит в багажнике сумку, собранную "на случай тюрьмы". Как говорит Тимошенко, для нее, давшей подписку о невыезде, это интервью может оказаться последним на свободе.
- Есть мнение, что ваша отставка вызвана тем, что вы активно поддерживали премьера Ющенко, а не другого потенциального кандидата в президенты - первого вице-спикера и почетного вице-президента АО "Динамо" (Киев) Виктора Медведчука.
- Я ни при каких условиях не поддержала бы ни Медведчука, ни его коллегу-депутата, почетного президента "Динамо" Григория Суркиса. Они действуют не на благо Украины. Я знаю, как они, делая бизнес в энергетической сфере, оставляли себе или отправляли в оффшоры около 80 процентов денег, заработанных некоторыми облэнерго.
После моего прихода в правительство мы "почистили" теневые зоны энергетики, вывели их на свет. Люди потеряли деньги, ради которых из правительства можно убрать любого.
Колоссальных средств лишилась и команда Александра Волкова (нынешнего депутата, бывшего помощника президента. - Я.С.). Она действовала на рынке нефти Украины, почти весь ее объем распределялся по 60 долларов за тонну. Мы вывели эту нефть на аукцион, за нее дали больше чем 200 долларов. Все эти деньги пополнили бюджет.
С Виктором Ющенко мы были единой командой. Мы устранили теневую сферу из системы поставок газа, коррупцию и "левые обороты" в нефтяной сфере. Госдоходы от реализации энергии увеличились более чем в 10 раз. Бюджет получил дополнительные 3 миллиарда живых денег. В стране перестали отключать отопление и свет потребителям, раньше по 5-6 часов остававшимся без энергии.
- Вас обвиняют в контрабанде российского газа через украинскую границу, в должностном подлоге и сокрытии денег в банках России. Вы соглашаетесь с доводами, предъявленными Генпрокуратурой Украины?
- Контрабанда российского газа технически невозможна. Его намеренное сокрытие при пересечении границы нереально, на каждый кубометр газа есть документы. Генпрокуратура обвинила меня в контрабанде. Подлогом назвали акт, подписанный "Укргазпромом", РАО "Газпром" и корпорацией "Единые энергетические системы Украины", которой я руководила. Акт с подписями и печатями оговаривал, через какие предприятия будет идти российский газ. Этот документ - не подделка.
Руководимая мной корпорация не скрывала деньги в российских банках. У меня действительно была корпоративная (чековая) книжка предприятия на 146 тысяч долларов. Я имела право тратить их - и тратила на представительские расходы. Это подтверждено документально.
Дело совсем не в деньгах и не в российских банках. Просто из украинского правительства решили убрать неудобных политиков. Мне пытаются "пришить" неуплату налогов, премьера Виктора Ющенко обвиняют в неправильном использовании средств МВФ...
- Кроме Украины претензии к вам предъявляет Россия. Главная военная прокуратура РФ расследует ваше участие в хищении 450 миллионов долларов из бюджета Минобороны.
- Я уже встречалась с российскими следователями. Их интересуют расчеты, которые проводились с Минобороны РФ в 1996-1997 годах. Корпорация поставляла министерству товары в оплату за российский газ. Сумма этого контракта - 750 миллионов долларов. Я настаиваю, что мы поставили продукцию на 450 миллионов и за 3-4 месяца были готовы выдать остальное. Но активы компании были арестованы, деятельность ее на Украине парализована. Украина искусственно создала проблемы с расчетами с Минобороны России. Я предлагаю российской стороне обратиться к Леониду Кучме, чтобы он снял арест с активов Минобороны РФ на Украине. Как только это произойдет, конфликт будет исчерпан.
- Говорят, одной из причин вашей отставки стала попытка реформировать угольную отрасль?
- Я не успела это сделать. Но в последний день перед отставкой я все-таки пробила программу реформирования в кабинете министров. Речь идет не только о приватизации шахт. Угольные предприятия сейчас обирают, как ни одно нефтяное или газовое. Система откачки денег здесь налажена очень серьезно. Отрасль - на грани уничтожения, хотя независимость Украины стоит на угле. Он обеспечивает 97 процентов ее первичного энергоресурса. С развалом углепрома Украина попадает в полную зависимость от энергоэкспортеров.
Конечно, намерение расчистить угольную сферу ускорило мою отставку. Оно затронуло интересы мощнейшего на Украине донецкого клана, по сравнению с которым все прочие - дети.
- Вы относитесь к известному на Украине днепропетровскому лобби, знаменательным представителем которого был Леонид Кучма. После вашей отставки днепропетровский клан в правительстве сменится донецким?
- Днепропетровское лобби фактически уничтожили, когда арестовали Павла Лазаренко (сейчас экс-премьер находится под судом в Америке. - Я.С.). А у донецкого везде есть свои люди - и в министерствах, и в силовых структурах. Когда я задумала угольную реформу, Служба безопасности Украины дала ей такую жесткую резолюцию, что нетрудно догадаться: и в СБУ есть люди, неравнодушные к донецкому благополучию.
- Правоохранители дают понять - нынешний "Кучмагейт" создан не без помощи Павла Лазаренко и "его ставленницы" Юлии Тимошенко.
- На дело Павла Ивановича навернули очень много обвинений. Его соратников и друзей дискредитируют, это политическое шоу. Мол, кто имеет отношение к Лазаренко, тот и виноват. Но говорить о том, что Лазаренко или я инспирировали кассетный скандал, - абсурд.
- Уже после своей отставки вы советовали премьеру Ющенко убрать из правительства представителей олигархов. В нынешнем украинском правительстве велико их присутствие?
- Нынешний чиновничий аппарат связан с олигархами, их представители есть сверху донизу. До сих пор удивляюсь, как в таких условиях в стране могли пойти хоть какие-то реформы. Украинские клановые связи сформированы как система кровообращения: в нее включены все органы власти. Это клановая страна. Если премьер не сможет убрать из правительства представителей кланов, все нынешние благие намерения сведутся к нулю.