Предприниматель Борис Березовский в интервью российской газете "Версия" заявил, что бывший охранник экс-президента Леонида Кучмы майор Николай Мельниченко в настоящий момент является агентом ФСБ.
Борисом Березовским, как известно, вовсю интересуется Генпрокуратура России, а теперь и к прокурору Украины поступило заявление от бывшего майора Службы безопасности Украины Николая Мельниченко. По мнению сбежавшего в США Мельниченко, Борис Абрамович путем шантажа пытается подмять под себя новую "оранжевую" власть, появление которой не обошлось без "лондонского сидельца". Что об этом думает сам Березовский, а также о тайных механизмах украинской революции и чем это грозит России, он рассказал в интервью "Версии".
- Николай Мельниченко обвинил вас в том, что вы пытаетесь подмять под себя власть на Украине, используя его же пленки с записями разговоров Кучмы...
- Его заявления комментировать не собираюсь, потому что он, в общем, никто. Точнее, он на сегодняшний день агент ФСБ. Этот человек сперва мне звонит и просит: "Борис, срочно нужны самолет и охрана, меня могут убить, уже убили Юрия Кравченко (экс-глава МВД Украины. - Ред.)". Я даю ему самолет, он живет у меня дома и при этом записывает меня на диктофон.
Ведь в течение последних четырех месяцев Мельниченко летал несколько раз в Москву. Это он говорил сам, мне лично, и показывал билет. Если он летал в Москву, но боится летать на Украину, это однозначное свидетельство, что его "крыша" находится в Москве, а не в Киеве.
Поэтому говорить о нём как о самостоятельном персонаже невозможно, а можно только как об агенте.
- Почему именно сейчас Мельниченко сделал заявление о вашем вмешательстве в украинские дела?
- Он не мог больше откладывать дачу показаний против Кучмы. А Кучма имеет много чего общего с Путиным. Это мне доподлинно известно из тех записей, которые были сделаны. Мы все обеспечили, чтобы Мельниченко дал показания: наняли американских и украинских адвокатов, организовали их встречу в Германии.
После этого Мельниченко стал отвлекать внимание от расследования убийства Гонгадзе и от перспективы суда над Кучмой и его режимом. Он стал переводить стрелки на меня. И теперь вы уже не спрашиваете про Гонгадзе, а спрашиваете, что там с Мельниченко. В этом задача и состояла.
- На территории бывших советских республик одно за другим вспыхивают восстания. Вы полагаете, та же участь ожидает и Россию?
- Все, что происходит на постсоветском пространстве, - неизбежность. В том числе и в России.
Во времена правления Ельцина демократическая идея была во многом дискредитирована. Причин, почему это произошло, было много: и то, что система ожиданий после краха коммунизма у народа была совсем иной, и не все было правильно сделано Ельциным и его командой. Я и с себя не снимаю ответственности за это. Но, несмотря ни на что, вектор развития страны был выбран правильно.
Если Ельцин в глазах многих дискредитировал демократическую идею, то Путин, на мой взгляд, дискредитировал патриотическую идею. Когда он пришёл к власти, была огромная система ожиданий у так называемых патриотов. Тех, кто хотел видеть Россию сильной, возрождающейся империей, с русскими как титульной нацией во главе. И вот эта идея, казалось, могла быть реализована молодым, энергичным на вид товарищем Путиным. Но он не сделал Россию великой, он не стал собирателем земель русских и уж тем более советских. Вместо этого он говорит про "вертикаль власти", "диктатуру закона". За этим скрывается незнание процессов, которые идут в реальности.
Путин абсолютно не сделал никаких выводов из происходящего на постсоветском пространстве. Он по-прежнему считает, что это рука Америки, рука Запада, рука сионистов...
- ...рука Березовского...
- Березовский стал просто обобщённым образом врага. И западник и сионист и тому подобное.
- А разве не вы поддерживали «оранжевую революцию»?
- Я никогда и не отрицал, что с начала 2003 года считал, что Ющенко станет следующим президентом. Именно потому, что он больше, чем кто-либо другой, олицетворял настроение огромной массы людей, которые хотели перемен, не большинства, но самой решительной части общества, которая в конечном счёте все и определяет. И я активно поддерживал Ющенко, здесь, на Западе, пропагандируя необходимость нового режима на Украине. Но я никогда не встречался с Ющенко лично, общался с ним только по телефону. Благодаря этим переговорам я ещё больше убедился, что он тот человек, который сможет эту революцию возглавить.
- А как насчет других революций? Вы поддерживали их столь же активно, как украинскую?
- Что касается Грузии, то, как известно, там живет мой друг Бадри Патаркацишвили. Я поддерживал, чтобы Грузия встала на путь независимости, но никакой иной помощи, кроме разъяснения своей позиции своему другу и грузинским СМИ, я не оказывал, в том числе и материальной. Что касается Киргизии, то к этому я вообще никакого отношения не имею. Ни с кем из киргизских оппозиционеров ни до, ни во время революции контактов не имел и уж тем более денег не давал.
- Каков вероятный сценарий переворота в России: "бархатный" по типу Украины или Грузии или же "наждачный", как в Киргизии?
- Однажды у меня был разговор с президентом Польши господином Квасьневским, он высказал одну мысль, которая мне очень запомнилась. "Мы, поляки, и вы, русские, - славяне, - сказал он. - Но между нами есть большое различие. Мы бьемся до первой капли крови, вы - до последней". Поэтому ни о какой "бархатной революции" в России речь не идет. Вопрос только в том, будет много крови или мало. Судя по той глупой и нерешительной власти, какая есть в России, - не думаю, что будет много крови, но она неизбежна.
- Вот новая власть на Украине уже четверть года правит. Как вам их успехи?
- Самое печальное, что они не стремятся изучить опыт поражения демократии в России. Поэтому шаг за шагом повторяют те ошибки, которые делало окружение Ельцина, включая меня. Они слишком зациклены на внутренних разборках. Если они будут продолжать в том же духе, то будут терять поддержку. А ведь меньше чем через год у них парламентские выборы.
- А передел собственности ошибкой не считаете?
- Это как раз не ошибка. Любая революция - это смена элит. В том числе и бизнес-элит. Это произошло в России после революции Ельцина, когда бюрократическая элита была заменена на частных собственников. Это произошло и после контрреволюции Путина, когда элита ельцинская была заменена путинской: ведь сейчас самые крупные олигархи - это сам Путин, Сечин, Патрушев, Сергей Иванов. В общем, они и сами этого не скрывают и входят в управление крупнейшими компаниями. Государственных или частных, в общем-то не важно, ведь понятно, что они сидят на финансовых потоках и, по существу, приватизировали предприятия.
Если мощные финансовые и медийные ресурсы останутся у адептов и апологетов прежнего, кучмовского режима, поражение на парламентских выборах неизбежно. Они в буквальном смысле воевали против новой, демократической власти, и они должны расплатиться за своё поражение, а Ющенко обязан обескровить их финансовые и информационные возможности.
- Кто может возглавить протестное движение в России? Пока была только робкая заявка от Касьянова.
- Я считаю, что Касьянов - идеальная фигура для консолидации самых разных сил, оппозиционных путинскому режиму. И правых, и левых, и русских, и нерусских, а самое главное, как человек, бывший во власти, он хорошо знаком с ситуацией в регионах и со многими губернаторами лично. Я до сих пор считаю, что наибольшая политическая сила в стране - это не Кремль, а губернаторы. Проблема сейчас в том, что у них кишка тонка, они боятся встать во весь рост и сказать "нет" нынешнему режиму. Если бы завтра 10 губернаторов выступили против Путина, его режим не продержался бы и дня. Но, к сожалению, они все слишком трусливы. Их трусость стала ясна ещё в 2000 году, когда Путин выгнал их из Совета Федерации. Тем не менее они совсем не сторонники этой власти.
Но у Касьянова есть беда - он нерешителен как политик. Чувствуется, что у него нет собственной стратегии прихода к власти. А это очень важно - не быть ничьей марионеткой. Большая политика - это всегда поступок, а поступок - следствие воли. К сожалению, я не почувствовал, что Касьянов обладает достаточной волей, чтобы возглавить протестное движение.
Серьезно говорить о людях типа Рогозина нельзя. По личному опыту могу сказать, что он - проект Кремля. Он и ко мне приходил, когда я еще был в Москве, клянчил $10-15 тыс. под свои проекты, когда избирался в Госдуму. Другой вопрос - может ли он взбрыкнуть. Не думаю.
Что касается правого спектра, то это абсолютная политкомедия, и выглядит тут всё трагикомично, как история с покушением на Чубайса. Это можно сказать обо всем правом фланге, от "А" - Анатолия Борисовича до "Я" - Явлинского. И рассчитывать на этих людей как лидеров революции невозможно.
Я упомянул лишь тех, кто заявил о себе. Есть и те, кто о себе не заявляет, хотя они вполне дееспособны. Я пока не стану называть их фамилии, но уверен, что скоро они станут известны.
- Так чего же им сейчас не объявить о себе? Со временем про майдан уже подзабудут.
- Хочу заверить, что вряд ли когда-либо стояние на майдане забудут вообще. И о нем будут непрерывно напоминать, как, например, в Киргизии. Поверьте мне, этот процесс не прошел даже полпути и помнить о нем будут еще десятилетия.
- В Грузии, на Украине да отчасти и в Киргизии переворот - дело рук молодых. Кремль пытается играть на опережение и формирует проправительственные молодёжные организации...
- Много примеров, когда молодёжь являлась инициатором революций. К сожалению, никого значительнее нацболов сейчас я не вижу, хотя во многом и не разделяю их идеологии. Но сегодня они являются наиболее опасной, а следовательно, с моей точки зрения, полезной в противостоянии существующему режиму силой. А вот молодежное "Яблоко", которое мне очень симпатично, все же несет гены Явлинского. Никаких революционеров из них не получится.
Но нужно отделить от живого, естественного порыва молодежи созданных Кремлем искусственных "Идущих", "Поющих", "Наших".
"Идущие" готовились как боевые отряды Кремля, хотя им и пытались придать цивилизованную форму. Теперь боевые отряды Кремля - "Наши".
Понятно, что армия, милиция против детей не пойдет, никто не даст команды стрелять. Вот и готовят боевиков, которые должные разгромить тех, кто по зову сердца выйдет на площадь. Абсолютно порочная идея, она не сработает.
- Говорят, что на Украине революционную молодежь тайно поддержала Служба безопасности Украины, переметнувшаяся на сторону Ющенко.
- Просто в СБУ оказались достаточно толковые люди, которые почувствовали неизбежное и не захотели стать заложниками кучмовского режима.
В России в спецслужбах есть очень разумные и действительно переживающие за судьбу России люди. Могу уверенно сказать это, поскольку я сам был замсекретаря Совета безопасности России и много общался с чекистами.
Беседовал Михаил Яковлев