Московский комсомолец,
28 апреля 2005, 11:36
Украина готова заплатить миллионы, лишь бы лишить Президента России крымского отдыха, - пишут Елена Гамаюн и Оксана Химич в статье "Путина оставят без дачи", опубликованной 28 апреля в российской газете "Московский комсомолец".
Украинские власти очень болезненно относятся к резиденциям, в которых обитали российские политики. Первое, что сделала Украина после обретения независимости в 91-м году, - оформила госдачу в Форосе, где томился последний президент СССР Горбачев, в собственность аппарата президента Украины. Теперь этот современный комплекс на мысе, вдающемся в море, перешел по наследству президенту Ющенко.
Но вот незадача - выяснилось, что в ноябре прошлого года российская сторона решила приобрести под резиденцию Путина дивный уголок - госдачу номер один и два в "Нижней Ореанде", ныне носящую название пансионат "Глициния". Комплекс "Глициния" не такой современный, как Форос. Но... когда-то являлся первой резиденцией Романовых в Крыму, а уж потом - дачей генсеков ЦК КПСС. Это ж какое историческое наследие "москалям" отойдет! Вот и задумались украинские власти, как бы дачу у Путина отобрать...
Тут и разыгралась сцена: "Мамань! А у Настьки коса лучше!". Начальник управления делами президента Украины Игорь Тарасюк заявил, что сделка, заключенная прежней властью, стране невыгодна. Ну а тот факт, что Россия уже заплатила 30% стоимости дачи в размере 2 миллионов долларов и оформила документы в собственность, конечно, досаден. Но ситуация не безнадежна. "Есть зацепка: земля не переоформлена на российскую сторону. Поэтому мы можем договор разорвать. Другое дело - сколько это будет стоить Украине?"
Если бы этот земельный спор можно было решить в украинском суде, то управление, наверное, еще вчера бы разорвало договор. Нынешние украинские суды, чтобы ублажить "оранжевую власть", могут принять какое угодно решение. Но вот загвоздка - предусмотрительные россияне включили в договор строчку, что все споры будут решаться в суде города Москвы. А это - совсем другой расклад. По закону "докопаться" практически невозможно. А если договор порвать, то придется платить неустойку - треть от суммы сделки. Эта треть составляет 12 млн. гривен (по нынешнему курсу это 2 млн. 400 тысяч долларов). Плюс - вернуть уплаченную Россией сумму - еще 2 миллиона... Госдеп выделил на развитие демократии в Украине в этом году 34 миллиона долларов. Что ж, можно рискнуть.
О морально-этической стороне дела никто не говорит - какая этика, если у нас сейчас с Украиной сугубо рациональные отношения. До покупки Россией два корпуса госдачи входили в комплекс пансионата "Глициния". Стоимость номера там в разгар сезона - от 80 до 100 долларов в сутки. Сами же дачи известны тем, что были пристанищем Романовых еще до того, как они перебрались в Ливадийский дворец.
Двухэтажные корпуса из белого камня, с толщиной стен в один метр, с потолками в 6 метров привлекли внимание партийных боссов. И с 1956 года они стали называться госдача номер один (для первых лиц государства, три номера). Это двухкомнатные апартаменты, площадь каждой комнаты около 50 кв. м. В ванных комнатах сохранена плитка, которую выбирала Раиса Максимовна Горбачева. Госдача номер два - для вторых лиц (восемь номеров). Это трехэтажный коттедж. На первом этаже - бильярдный зал, сауна и римская баня. Окружает данное великолепие парк, один из лучших на Южнобережье. В Нижней Ореанде любили отдыхать Хрущев, Брежнев, Андропов. До 1997 года местечко оставалось закрытой здравницей. Понятно, что отдавать такое великолепие даже за большие деньги жалко. Не для того украинская администрация президента власть Крыма через колено ломала, ставя своего верного, но непрофессионального человека, чтобы лучшие кусочки "ворогам" отдать.
Между тем, по информации "МК", в резиденции российского президента "Ужин", расположенной на берегу Валдая, неподалеку от деревни Долгие Бороды, затеяли грандиозную перестройку.
"Ужин" построили еще в 1980-м. Резиденция расположена на 930 гектарах и до недавних пор выглядела весьма скромно: двухэтажный коттедж из красного кирпича, рядом пристроена будка, по соседству с будкой - бетонная вертолетная площадка. Что именно здесь собираются перестроить или пристроить - остается тайной. Однако масштаб задействованных сил говорит сам за себя. Уже не один месяц вся округа обсуждает ведущееся строительство. Для одной только новой ЛЭП вырубается огромная просека в вековом лесу. А еще, как говорят, идет прокладка дороги. Возможно, территория резиденции будет значительно расширена за счет заповедника.