После саммита Украина-ЕС ситуация с лидером оппозиции может резко измениться, - пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете
Завтра в киевском Печерском суде запланирован допрос свидетеля по делу о совершенном в 1996 году заказном убийстве бизнесмена Евгения Щербаня. Юлия Тимошенко, имеющая статус подозреваемой, потребовала, чтобы ей обеспечили возможность личного участия в заседании. Но еще вчера не было известно, доставят ли ее из харьковской больницы в киевский суд. Если это произойдет, украинцы впервые за полтора года увидят лидера оппозиции и, возможно, будут шокированы тем, как Тимошенко изменилась.
"Похудевшая, осунувшаяся, бледная, больная – так ведь рассказывают о здоровье Тимошенко посещающие ее адвокаты и дочь. Если она в таком виде предстанет перед судом, то, конечно, это станет сенсационной новостью для всех СМИ и для каждого обывателя. Однако человеческая жалость к Тимошенко не станет движущей силой новых акций протеста. У экс-премьера – армия сторонников, это миллионы людей. Но, сочувствуя ей, они все же не выходят на улицы, потому что граждан в первую очередь волнуют другие проблемы", – сказал НГ руководитель Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.
Однако человеческая жалость к Тимошенко не станет движущей силой новых акций протеста
Эксперт усомнился в том, что Тимошенко, подавшая на прошлой неделе ходатайство о личном участии в заседании в Киеве, действительно намеревалась прибыть в суд. "Это может быть хитрой тактикой: подозреваемая требует участвовать в допросе свидетеля – такое право предоставляет ей новый Уголовно- процессуальный кодекс. Но при этом заявляет, что не может прибыть на суд по состоянию здоровья. В итоге судья вынужден переносить заседание", – предположил Фесенко. По его мнению, практика принудительного привода в этом случае вряд ли будет применена: "Помните, чем это закончилось весной прошлого года? Фотографиями синяков и ссадин на теле Тимошенко в украинских и зарубежных СМИ, всеобщим возмущением и осуждением. Киеву вовсе не нужен новый подобный скандал менее чем за две недели до саммита Украина–ЕС".
Другие политологи предполагают, что экс-премьер решила напомнить о себе как раз накануне саммита. Получив месяц тому назад уведомление о подозрении относительно ее причастности к организации заказного убийства, Тимошенко стала активно защищаться. Она через адвокатов обнародовала заявление, в котором снова обвинила Виктора Януковича, который якобы боится проиграть Тимошенко президентские выборы 2015 года, а поэтому велит фабриковать новые уголовные дела против своего главного конкурента. "Сегодня Виктор Янукович решил свои преступления, совершенные в 1990-х годах, переложить на меня – своего главного политического оппонента – и попытаться оставить меня в тюрьме пожизненно", – заявила экс-премьер.
Подозреваемая требует участвовать в допросе свидетеля – такое право предоставляет ей новый Уголовно- процессуальный кодекс. Но при этом заявляет, что не может прибыть на суд по состоянию здоровья.
Тимошенко утверждает, что не имела ни малейшего отношения к убийству, в организации которого ее подозревают. И собирается публично доказать это. Убедительности словам премьера добавило заявление ее давнего врага, второго президента Украины Леонида Кучмы. Ранее он обмолвился, что во времена его президентства Генпрокуратура проверяла версию о причастности Тимошенко к убийству Щербаня, но не нашла доказательств. На днях в интервью телеканалу Россия 24 Кучма подтвердил: "Можно говорить о чем угодно, но возбуждать уголовное дело против Тимошенко никаких оснований нет". Он отметил, что причиной преследования скорее всего послужила "жажда властвовать".
Однако прокуратура заупрямилась, настаивая на наличии доказательств виновности Тимошенко. Принявший участие в одном из украинских политических ток-шоу начальник Главного управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Андрей Курысь заявил: "Я не разглашу тайну следствия, если скажу, что показания свидетелей есть. И даже не одного. Живых свидетелей". А экс-глава Службы безопасности Украины Игорь Смешко опроверг слова Кучмы, заявив, что о вероятной причастности Тимошенко к финансированию убийства Щербаня стало известно в 2001 году.
Внести хоть какую-то ясность в ситуацию мог бы запланированный на завтра допрос свидетеля, имя которого сторона обвинения не обнародовала. Тимошенко выразила возмущение тем, что ни ей, ни адвокатам не дали возможности ознакомиться с материалами, в частности с содержащимися в деле показаниями свидетелей. "Я уверена, что Генпрокуратура затягивает с предоставлением материалов из-за того, что никаких показаний и никаких свидетелей по этому делу не существует", – заявила она недавно.
Свидетель может рассказать, что ему что-то стало известно о заказчиках убийства, когда он общался с главарями банды
Но представитель команды экс-премьера неофициально сказал НГ, что свидетель есть и его имя известно защитникам Тимошенко. "Это некий Игорь Марьинков. В середине 1990-х – донецкий бизнесмен, который стал милицейским осведомителем. Он был свидетелем по нескольким громким делам о заказных убийствах, потом куда-то исчез, а сейчас появился снова", – сказал источник НГ. Он пояснил, что Марьинков ранее не скрывал, что был близко знаком с Александром Мильченко – лидером группировки, которая была признана виновной в исполнении убийства. "Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, суд может принимать свидетельские показания "с чужих слов". То есть свидетель может рассказать, что ему что-то стало известно о заказчиках убийства, когда он общался с главарями банды. Проверить невозможно: все причастные убиты или умерли при невыясненных обстоятельствах. Оправдаться в такой ситуации сложно", – пояснил собеседник НГ.
Эксперты в Киеве уверены, что обвинение не будет торопить события, а станет медленно выяснять нюансы. Владимир Фесенко отметил, что если рассматривать ситуацию в политической плоскости, то украинской власти важно, чтобы даже при условии вынесения Европейским судом по правам человека вердикта в пользу Тимошенко она не вышла на свободу. "Формально ведь расследуется другое уголовное дело. Кстати, на мой взгляд, очень странно, что дело о причастности к заказному убийству вроде бы объединили с делом о финансовых махинациях корпорации ЕЭСУ, которой руководила Тимошенко. По ЕЭСУ дело с мая лежит в суде, Тимошенко там имеет статус обвиняемой. А по делу об убийстве Щербаня еще проводится следствие, Тимошенко – только подозреваемая", – обратил внимание эксперт.
Если саммит Украина–ЕС не оправдает надежд украинской стороны, ситуация с Тимошенко сразу же примет другой оборот. Власть более не будет церемониться с экс-премьером.
Соратники экс-премьера уверены, что власть делает все, чтобы обвинения в адрес Тимошенко выглядели как можно более увесистыми и убедительными в глазах Европы. Но европейцы, несмотря на все заявления и доказательства, расценивают ситуацию с Тимошенко как свидетельство выборочного правосудия. А немецкие медики, занимающиеся лечением осужденной в харьковской больнице, до сих пор предписывали ей не принимать участия в суде.
Образ тяжелобольной и политически преследуемой Тимошенко сыграл против украинской власти. Но этот этап может завершиться. Недавно члены Харьковского научного медицинского общества провели пресс-конференцию, в ходе которой поставили под сомнение эффективность лечения, прописанного немецкими коллегами. Они предложили, чтобы лечением Тимошенко занимались украинские врачи, и пояснили: "Длительный срок пребывания пациентки в стационаре и беспрецедентное количество медицинских процедур – свидетельство либо неэффективности назначений, либо преднамеренного затягивания лечения по политическим или другим мотивам".
Эксперты в Киеве уверены, что если саммит Украина–ЕС не оправдает надежд украинской стороны, ситуация с Тимошенко сразу же примет другой оборот. Власть более не будет церемониться с экс-премьером. Но даже если предположить самый благоприятный для Тимошенко сценарий, он вряд ли позволит ей принимать участие в президентских выборах 2015 года, отметил Владимир Фесенко.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов