"Первого президента Украины Леонида Кравчука многие журналисты и политологи сейчас считают одним из немногих политиков, способных трезво и объективно оценивать ситуацию в стране», пишет «Белорусская деловая газета". Белорусское издание попросило Леонида Кравчука поделиться своими мыслями по поводу политических событий в Киеве.
- В день рождения Шевченко президент решил возложить цветы к памятнику поэту. Он это делает всегда. Почему Кучма не должен был делать этого в нынешнем году? Конечно, была некоторая сложность, поскольку оппозиция заявляла, что не даст ему возложить цветы. Естественно, в такой ситуации возникло определенное количество милиции, которая должна была обеспечить безопасность президента. А так как наша милиция обострила ситуацию: не давала простым людям возложить цветы к памятнику, то оппозиция проявила агрессивность. И, по моему мнению, сделала неразумные шаги, применив со своей стороны силу, в то время как милиция стояла и защищалась.
Хотя тут не все так просто. Милиция тоже применила силу к тем, кто принимал участие в манифестациях от оппозиции. Но - позже. Без телекамер, на своей территории, произведя аресты на вокзале и в других местах. Это было сделано по решению руководства милиции или спецслужб и тоже носило незаконный характер. Получается, что первой закон нарушила оппозиция, но и правоохранительные органы в долгу не остались, совершив определенные действия, противоречащие закону.
- А можно было вообще избежать такой ситуации?
- Думаю, нет. Ее можно было избежать только в одном случае - если бы президент не пошел возлагать цветы. Ему, насколько я знаю, даже рекомендовали перенести мероприятие или возложить цветы в другом месте... Но он сказал: "Я каждый год это делаю, и это мое конституционное право гражданина".
- Интересно, что в свое время Кучма очень критически прокомментировал применение силы против демонстрантов в Беларуси в 1999 году и заявил, что подобный случай, произошедший в 1995 году на похоронах патриарха Владимира, должен стать последним в истории Украины...
- Я был одним из тех, кто участвовал в похоронах Владимира, правда, меня уже не было на Софиевской площади во время драки, о которой вы вспомнили. Однако хочу сказать, что это было ужасно - избиение похоронной процессии... И хотя сейчас фабула совсем другая, но в ее основе лежит опять-таки очень тяжелая политическая и экономическая обстановка в Украине, и ныне любое действие может вызвать ответные акции, протесты. Поэтому президенту нужно быть очень аккуратным, взвешивать свои шаги, не давать повода к обострению ситуации. А ведь обострить ее можно очень быстро, поскольку украинское общество сейчас просто наэлектризовано.
Я встречаюсь с людьми и чувствую, насколько они возмущены: одни - властями, другие - оппозицией, но это не меняет самой сути проблемы. Если есть те, кто так негативно настроен к той или другой силе, то они готовы в любое время встать под знамена, построиться в шеренги, что-то требовать, ставить палатки... Поэтому моя точка зрения была и остается такой: необходимо начать диалог власти и оппозиции. Это единственный цивилизованный, демократический путь. Кажется, Сенека сказал, что там, где не действует слово, кий не поможет. У нас здесь такая вырисовывается ситуация: вместо того, чтобы включить силу слова (а такая возможность пока существует), обращаются к силовым методам: убирают палатки, арестовывают... Силу применить легче всего, а как потом выйти из ситуации? Власть забывает, что предупредить любые конфронтационные действия легче, чем их остановить.
- Вы не считаете, что имидж Кучмы приближается к имиджу Лукашенко, а уровень демократии в Украине скоро опустится до уровня демократии в Беларуси?
- Я не могу так сказать. Я бы сказал осторожнее: у Кучмы есть проблемы. Но если мы можем в парламенте обсуждать такие вопросы... Я не думаю, что белорусский парламент вообще об этом говорил бы. Я убежден, что этого никогда бы не случилось. Так как он - "карманный". Я не думаю, что были бы созданы комиссии по расследованию такого дела, как "дело Гонгадзе"... А у нас весь мир через Интернет получает информацию... У нас демократии оказалось достаточно, чтобы люди все это узнали. В Беларуси - другая ситуация. Но, увы, у нас не хватило демократии, чтобы не произошло событий 9 марта, как и в Беларуси ее не хватает, чтобы не разгонять демонстрации. Однако мы все вышли из одной страны. И за нами тянутся "хвосты" прошлого. Слишком длинные и не всегда чистые. С этим надо считаться. А что касается аналогий, то думаю, что Украина (по уровню демократии и по уровню освещенности любых острых событий) сегодня на совсем иной ступени, нежели Беларусь.