Первый секретарь КПУ Петр Симоненко не исключает возможности досрочных президентских выборов в стране. "НГ" продолжает публикацию серии интервью с видными украинскими политиками, начатую в предыдущем номере. Сегодня на наши вопросы отвечает лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, сообщает «Независимая Газета».
ИЗ ДОСЬЕ "НГ" Петр Николаевич Симоненко родился в 1952 г. в Донецке. Окончил Донецкий политехнический институт и Киевский институт политологии и социального управления. Находился на комсомольской работе. В 1991-1993 гг. - зам. начальника "Укруглемаша". С 1993 г. - на партийной работе (секретарь Донецкого обкома компартии Украины, затем - первый секретарь ЦК компартии Украины). Депутат Верховной Рады 13-го и 14-го созывов. Лидер КПУ и фракции КПУ в Верховной Раде.
-ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ, какова ваша оценка нынешней ситуации на Украине?
- Позиция тех, кто принимает участие в Форуме национального спасения, трансформированного уже в форму координационного комитета по акции "Украина - без Кучмы!", четко определена. Их не интересуют проблемы Украины, их волнуют те оценки, которые даются Западом. Таким образом, они однозначно отвечают на вопрос, кто для них главный инвестор как политической активности, так и будущего Украины.
Кое-кто из политологов, социологов и политиков Украины рассматривает события 9 марта в качестве определенной вехи. Я не сторонник такого подхода. Все начиналось еще при возрождении коммунистической партии, когда крайних национал-радикалов стали использовать в борьбе против коммунистов: проходили массовые избиения сторонников коммунистической партии, участников Великой Отечественной войны. При этом средства массовой информации ничего не замечали. Радикалы получали по сути дела одобрение своим действиям со стороны исполнительной власти, в том числе и ныне действующего президента. Так что события 9 марта - это закономерный результат.
Те, кто насаждали идеи зависимости Украины от Запада, и сегодня их отстаивают. Только теперь они их отстаивают с точки зрения борьбы за пост президента, видя Ющенко возможным преемником. А вообще нынешний политический кризис - только верхняя часть айсберга. Позор для Украины, когда весь мир говорит о нашей коррумпированности. Не было бы непродуманных экономических реформ - не было бы и этих обвинений. Криминальный капитал не сращивался бы с властью (о чем мы предостерегали) и не превращал бы ее в криминально-олигархическую. Не было бы этого, если бы во внешней политике правильно определялись стратегические векторы - прежде всего в части улучшения взаимоотношений с Россией и Белоруссией.
Все это - следствия. А причина кроется гораздо глубже. Украина, к сожалению, при этой политической системе не имеет собственной программы реализации интересов нашего народа и защиты экономической и политической самостоятельности государства. Сегодня, к сожалению, в верхнем эшелоне власти у нас нет независимых политиков, выражающих интересы Украины. И "кассетный скандал", и убийство журналиста Гонгадзе только дают возможность нашему народу увидеть определенную часть проблем. А мы ставим задачу расширить представление наших граждан о системности кризиса.
Власть стала криминально-олигархической. Значит, народ лишен конституционного права быть источником власти, никто с ним не считается. А последние президентские выборы показали, что на Украине сформирована государственная система фальсификации выборов. Практически овладев всей вертикалью власти, олигархи используют недовольство народа как декорацию. Вот почему и события, относящиеся к "кассетному скандалу", и события 9 марта - это плановые разборки.
- Выход из этой ситуации - превращение Украины в парламентскую республику?
- Безусловно. Несколько лет назад меня называли антигосударственником. Говорили, что коммунисты - это преступники, которые не хотят самостоятельности и независимости государства. Тогда мы доказывали: должна быть парламентская республика, а парламент и правительство это должны быть органы власти народа. И исполнительная власть выполняет те программы, которые принимает Верховный Совет, отчитывается перед избранниками народа и вместе с ними несет ответственность - мы об этом сказали. Мы сказали и о роли судов, и сегодня уже возвращаемся к идее о том, что судей надо избирать.
Да, у нас были ошибки, серьезные просчеты. Но надо их уметь исправлять. Поэтому сегодня приходится возвращаться к нашим идеям: должна быть парламентская республика, надо резко ограничить полномочия президента, усилить ответственность парламента. Надо сегодня вернуться к тому, чтобы вся исполнительная власть, как и законодательный орган, выражающий интересы всего населения, принимающий политические решения и воплощающий их в закон, координировали свою деятельность с Советами всех уровней. Я говорю об этом, потому что сегодня у нас не реализуются законы о местном самоуправлении.
Перед нами сегодня стоит очень сложная задача: объединить прогрессивные силы. Украина - это многонациональная страна, и мы должны создать государство, которым человек независимо от национальности будет гордиться, он будет знать, что это государство защищает его, оберегает его очаг, растит его детей, создает ему простор для выбора - интеллектуального, профессионального, какого угодно. Ну разве можно вытаскивать на щит слова: "Украина - только для украинцев!"?
Коммунисты не скрывают свою позицию: на Украине должно быть два государственных языка. Если мы будем сегодня думать узколобо, по-хуторянски, ведь мы тогда должны вычеркнуть из истории все то, что сделал великий русский народ для украинского народа. Научная школа, культура, информационное пространство... Да у нас все области по четыре-пять высших учебных заведений имеют! А сколько вкладывалось в западные регионы Украины! Вот почему мы стоим на принципиальных позициях: должно быть двуязычие.
- Леонид Кучма в последнее время начал уделять достаточно много внимания КПУ и заявил, что готов садиться за стол переговоров с оппозицией, подразумевая именно компартию Украины.
- Я не буду комментировать слова президента Кучмы. Я хотел бы предложить свою точку зрения. Кучма в данном случае олицетворяет систему политического устройства в государстве и способствует экономической реформе в государстве. Он имеет свою программу, которую предложил в 1994 году, и в октябре парламент ее утвердил. Он реализует ее через механизмы власти и за это отвечает.
Об оппозиции имеет смысл говорить только в том случае, когда она предлагает другой путь развития государства. Мы-то как раз предлагали начиная с 1994 года - и по проекту Конституции, и по проектам конкретных законов, по двум направлениям: о выходе из кризиса и о социально-экономическом развитии Украины. Наши предложения обсуждались и отвергались - понятно, по какой причине. В результате имеем сегодняшние последствия. Поэтому я отношу нашу Коммунистическую партию к настоящей, реальной оппозиции. К настоящей - потому что мы имеем иную программу, к реальной - потому что даже при высоком уровне фальсификации выборов на Украине мы получили практически те же 11 миллионов голосов избирателей.
И коль мы действительно представляем оппозицию, мы предложили координационному комитету акции "Украина - без Кучмы!" и Форуму национального спасения "Давайте в конце концов разберемся, на каких принципах мы объединяемся, какую конечную цель ставим, к чему призываем народ и какие механизмы предлагаем реализацию демократическим путем права человека на волеизъявление". Это не было воспринято. Почему? Потому что пытаются решить вопрос "верхушечно". Мне Лукьяненко заявил на координационном комитете: "Петр Николаевич, чего вы волнуетесь! Мы пришли сюда решать вопрос: вместо Кучмы президентом у нас будет Ющенко". Позвольте, я не соглашусь вести в таком плане диалог. Я прекрасно понимаю, что премьер-министр у нас прозападный, проамериканский. Технология, которую он использует для реализации этой проамериканской направленности, тоже известно к чему приводит: кредитные линии, обязательства продать все облэнерго Украины западным инвесторам...
Обратите внимание: участники Форума национального спасения говорят, что блока между левыми и правыми не может быть. Это не моя позиция, это их позиция. Лукьяненко заявляет: мы решаем только тактическую, временную задачу вместе с социалистами, дальше мы пойдем своим путем. А Ломакин вообще заявил: "Мы с коммунистами не собираемся вести переговоры". В интервью Мороза в "СЕльських вЕстях" - после его возвращения из Соединенных Штатов Америки - там четко записано, что взаимодействие будет осуществляться только до смещения президента, а дальше каждая из наших партий, в том числе и члены Форума, пойдет своим путем. И, оказывается, снова мы, коммунисты, правы. Решается вопрос в интересах одного клана: сместили, а дальше каждая из этих партий идет своим путем. Кто окажется в выигрыше? Естественно, снова тот же крупный капитал - те, которые владеют средствами информации, вертикалью управления, начиная от министра до главы администрации области или района, административный ресурс здесь будет задействован. И вновь будет страдать наш народ, и вновь Украина встанет перед выбором: каким путем дальше идти? Незавершенная в политическом плане акция даст возможность прийти совершенно иной группе - финансовой, олигархической и криминальной.
- Но вы готовы садиться за стол переговоров с президентом?
- Во всех случаях, когда инициатива о встрече исходит от президента, мы идем на эти встречи. Последняя, по проблемам Крыма, была инициирована нами, руководством Центрального комитета партии. И на последней встрече я был вместе с народными депутатами-коммунистами от Крыма, депутатами Верховного Совета. Поэтому мы считаем, что диалог надо вести.
- При том что вы настаиваете все-таки на отставке Леонида Кучмы?
- Безусловно, мы настаиваем. Но не исключаем и диалог. Мы настаиваем на отставке и президента, и премьера. Последняя акция, 15-17 марта, прошла под четкими политическими лозунгами. Ведь не просто - "Долой Кучму и Ющенко!" Мы четко написали: "Долой режим Кучмы и Ющенко!". Это ответ на вопрос, который многих волнует сегодня на Украине.
- С учетом победы коммунистов в Молдавии, как, на ваш взгляд, дальше будет складываться судьба ГУУАМ?
-Я категорически выступал против этого объединения - ГУУАМ, рассматривая его в стратегическом плане как политические спекуляции. Ведь что происходит? Во-первых, наметились тенденции к интеграции - Россия и Белоруссия, Евразийский союз. А Украина в связи с тем, что именно прозападный вектор был основным во внешней политике, пошла другим путем. ГУУАМ, то есть политический союз Грузия - Узбекистан - Украина - Азербайджан - Молдавия, был образован в подбрюшье России, в интересах Североатлантического альянса, "большой семерки", МВФ, чтобы создать политический противовес СНГ. Я, кстати говоря, президенту на одной из встреч об этом заявил откровенно. Я рассматриваю ГУУАМ в контексте того, что создается балтийско-черноморская дуга противостояния. Понятно, к чему это приведет. Поэтому я категорически выступаю против ГУУАМ.
- Каков ваш прогноз развития событий на Украине? Как вы готовитесь к выборам?
- На первой пресс-конференции после второго тура президентских выборов я сказал: "Тем структурам, которые все сделали, чтобы водрузить на престол Кучму на второй срок, через год он не будет нужен. Через год начнутся все эти процессы". В какой форме они будут проходить, приведут ли к досрочным выборам президента, тогда было сложно ответить.
- То есть президента будут "сдавать"?
- Что будут "сдавать" - я ведь это сразу сказал. Тогда это казалось странным, потому что эйфория, нагнетаемая средствами массовой информации, отодвинула на очень дальний план эту проблему, но прогноз наш сбылся. Мне представляется, что события могут пойти в своем развитии по двум направлениям: по короткой схеме и более длинной схеме. И здесь, к сожалению, в большей мере будет оказывать влияние внешний фактор. Я убежден, что американцы заинтересованы в короткой схеме. С другой стороны, было бы абсурдно, чтобы Россия тоже не пыталась реализовать свои интересы. Поэтому какая-то кандидатура в политическом плане более благоприятна для россиян, какая-то - для американцев. Естественно, возникает проблема. Для американцев очевидна кандидатура Ющенко. Либо ему подобного.
- Тимошенко?
- О Тимошенко мне трудно судить. Я считаю: независимо от того, какое положение в обществе занимаешь, все должны быть равны перед законом. У меня в сейфе лежит решение Высшего арбитражного суда Украины, где четко записано: она должна государству миллиард 400 миллионов гривен. Но это уже другой вопрос.
Анализируя российские издания, я пока вижу, что Россия еще не определилась в кандидатуре кандидата на пост президента, с которой она готова вести диалог. Вот американцы здесь четко определились, и не случайно сюда приезжают конгрессмены - понятно, какую политическую миссию они выполняют. Не случайно постоянно ведется диалог с позиции диктата по очередным траншам МВФ, не случайно снова возникла проблема Европейского банка реконструкции и развития, проблема реструктуризации долгов Парижскому клубу. То есть сегодня набрасывают экономическую удавку, усиливая внутреннюю напряженность в стране и готовят, естественно, к короткому варианту досрочных выборов.
- То есть вы допускаете, что Украину могут ожидать досрочные президентские выборы?
- Я не исключаю этого.
- Губернаторы, на ваш взгляд, тоже будут "сдавать" президента, чтобы усидеть на своих местах?
- Я думаю, да. Они сейчас занимают выжидательную позицию. Что такое Донбасс сегодня? Это 20% валового внутреннего продукта Украины. Что такое Днепропетровская область или Приднепровский экономический регион? Это 17% валового внутреннего продукта. Это крупнейший металлургический комплекс. В моей родной Донецкой области находится семь из тринадцати металлургических заводов и комбинатов Украины. А металлургический комплекс - это 48% экспортного потенциала Украины сегодня. Понятно, что губернаторы будут все делать, чтобы усилить свои полномочия, и, естественно, они будут спекулировать на чем угодно. Кстати говоря, ведь не случайно возникла инициатива объединения трех энергосистем: Харьков-Полтава-Сумы. Энергетический остров. Та же самая проблема возникнет и у Донбасса в отношении сближения с Россией. А проблема Крыма? Ведь сегодня очевидно, что в Крыму поэтапно решается проблема перехода к национальной автономии через квотный принцип в парламенте Крыма, а затем предполагается и переход к национальному государству...
Я ведь не навязываю своей точки зрения, я хочу, чтобы человек здраво рассуждал, и каждый задумывался над последствиями, которые нас ожидают...