Юлия Тимошенко снова взята под стражу. На свободе – вернее, на больничной койке в частной клинике – она пробыла всего три дня. Но за эти три дня успела сделать многое для свержения режима Леонида Кучмы. В частности, заявила о намерении самой стать президентом Украины. Предвыборные речи ей придется писать на тюремных нарах, сообщает Газета.ru.
Решение об освобождении Юлии Тимошенко из-под стражи, принятое Печерским районным судом с учетом состояния здоровья подследственной – врачи обнаружили у нее язву желудка, – стало одной из самых крупных стратегических ошибок президента Кучмы за все пять месяцев его противостояния с оппозицией.
Однако ошибку быстро удалось исправить. Лидера «Батькивщины» выпустили из Луьяновского СИЗО 27 марта. А уже 30 марта поздно вечером в больничную палату пришел следователь в сопровождении трех омоновцев. Он предъявил Тимошенко протокол пленума Киевского городского суда, который удовлетворил протест генпрокуратуры Украины против решения Печерского суда. К протоколу прилагался ордер на повторный арест.
Тимошенко отказалась расписываться под протоколом, сославшись на отсутствие в больнице ее адвокатов. Следователь оставил у палаты Тимошенко двух милиционеров, а в палату распорядился пригласить надзирателя-женщину.
К Тимошенко никого не пускают, и ей запрещают говорить по телефону. Как только Юлия Тимошенко выздоровеет, ее снова отправят в тюремную камеру. Но будет уже поздно.
За несколько дней свободы Тимошенко (напомним на всякий случай – бывший вице-премьер по ТЭК, обвиняемая в коррупции, подлоге документов и злоупотреблении служебным положением) развила бурную деятельность.
Выйдя из-за решетки, она в один момент стала национальной героиней и живым символом борьбы с правящим режимом. С ней, как с лидером объединенной оппозиции, согласился встречаться премьер-министр страны Виктор Ющенко (намерен обсуждать с ней судьбы родины). Что же говорить о представителях ПАСЕ, инспектирующих права человека на Украине? Тимошенко уже внесла свою лепту в их доклад.
В покоях «Медикома» с ней встретилась представитель мониторингового комитета ПАСЕ Ханне Северинсен, от оценки которой ситуации на Украине на ближайшей сессии ПАСЕ будет зависеть, останется страна в европейском сообществе или будет исключена за нарушения прав человека. Вывод, который сделала г-жа Северинсен после 40-минутной встречи с Тимошенко, оказался предсказуем – «уже наступил поворотный момент в государстве, и развитие событий может пойти в любом направлении, как в позитивном, так и негативном».
По словам самой Северинсен, ее разговор с Тимошенко «повлияет на содержание доклада». В нем обязательно будет отражено то, что Ханне Северинсен «услышала от оппозиции, от правительства, от власти, а также лично от Тимошенко».
Но самый большой сюрприз Кучме Тимошенко преподнесла лично – она вышла на 10 минут к ожидавшим ее журналистам и заявила, отвечая на один из вопросов, что отныне не исключает своего участия в досрочных президентских выборах, которые, по ее мнению, обязательно состоятся. Тем самым возможный расчет президентского окружения на то, что, получив свободу после полутора месяцев содержания в одном из худших киевских СИЗО, Тимошенко постарается как можно быстрее покинуть страну, не оправдался.
Глава партии «Батькивщины» явно «поймала волну» и теперь постарается выжать из своего статуса жертвы политических репрессий Кучмы максимум политической же выгоды. Чего стоит одно ее заявление о том, что уже в субботу она упакует все свои загранпаспорта и отправит их в Генпрокуратуру, чтобы у президентского окружения пропала всякая надежда на то, что она покинет Украину. «Я не уеду ни живой, ни мертвой»,– тихим, но уверенным голосом заявила Тимошенко.
Удастся ли лидеру «Батькивщины» в ближайшее время выйти на свободу, сказать трудно. Политически она представляет огромную опасность для государства и вполне может выиграть президентские выборы, если оппозиции каким-то чудесным образом удастся добиться их досрочного проведения.
Если с ее умом, темпераментом, хорошим украинским и завидной расчетливостью Тимошенко удастся получить доступ хотя бы к одному национальному телеканалу, судьба Кучмы будет действительно предрешена. Это понимают ее коллеги по «Батькивщине» и Форуму национального спасения (видимо, это понимают и в Киевском горсуде).
Именно на Тимошенко разрозненная оппозиция могла бы сделать ставку как на единого лидера. Не случайно Тимошенко, восстанавливая по мере сил растраченное в застенках здоровье, уже почти завершила работу над программой действий Форума национального спасения.
Писать ее она начала еще в Лукьяновском СИЗО, а завершен фундаментальный труд должен быть примерно через две недели (наверное, снова в СИЗО). Впрочем, основная суть его уже известна.
Как заявила Тимошенко, в ее программе две части. В первой определяется, как «демократическим путем убрать режим, не дающий нормально развиваться Украине», а во второй – «как построить в Украине цивилизованное, свободное, зажиточное общество». Обе они, как убеждена бывший вице-премьер, будут поняты и поддержаны обществом, уставшим от власти Кучмы.
Только вот пойдет ли за ней общество, которое с интересом наблюдало за головокружительной карьерой «газовой королевы», пользовавшейся с 1997 года благосклонностью Кучмы, а теперь оказавшейся по другую сторону баррикад лишь потому, что ее отстранили от газового вентиля, – большой вопрос.