UA
 

Экспертиза второй свежести

Газета.Ru,  15 апреля 2001, 10:54
0
17

Генпрокуратура Украины решила провести еще одну, последнюю проверку пленок Николая Мельниченко. Результаты этой проверки не смогут ничего ни подтвердить, ни опровергнуть. Поэтому генпрокуратура решила их засекретить. Ведь смысл очередной экспертизы как раз и заключается в том, чтобы заранее опровергнуть возможность любого утверждения: Кучма – не Кучма, Гонгадзе – не Гонгадзе, монтаж – не монтаж, сообщает Газета.ru.

Украинская генпрокуратура назначила фоноскопическую экспертизу записей, сделанных в кабинете Леонида Кучмы. Впрочем, не факт, что широкая публика будет ознакомлена с ее результатами. Это сообщение вообще может оказаться последней информацией о ходе следствия, поскольку правосудие признало, что в записях разговоров Кучмы имеется государственная тайна, и решило их засекретить.

Одна экспертиза разговоров была проведена Международным институтом прессы по инициативе депутатов Верховной Рады, находящихся в оппозиции к украинскому президенту. О независимости его выводов говорит тот факт, что результаты играли на руку Кучме, а не депутату Сергею Головатому, доставившему в Вену кассеты, и не ПАСЕ, подобравшей учреждение для экспертизы. Перед исследователями был поставлен вопрос, не могла ли запись быть смонтирована. Институт прессы не рискнул выносить окончательный вердикт, поскольку изначально запись была цифровой. К тому же в результате серии тестов выяснилось, что экспертам была предоставлена копия оригинала. Кулуарные беседы президента, как показало расследование, писались на цифровой диктофон, затем перегонялись в компьютер, а уже потом переписывались на кассеты.

Запись, предоставленная Институту прессы, была переписана с аналогового аудионосителя, то есть была третьей копией, имея которую невозможно ни выявить фальсификацию, ни доказать подлинность. Решающее значение имело даже не количество копий, а то, что оригинал был цифровым. В таком случае признаки монтажа, если предположить, что он имел место, не поддаются обнаружению.

На момент проведения экспертизы подлинность голосов Кучмы и высших должностных лиц государства не была установлена. Украинская Генпрокуратура лишь признала, что голоса похожи, а чиновники – что разговоры на эти темы велись.

Теперь это будет подтверждено научно. Генпрокуратура постановила провести фоноскопическую экспертизу, то есть выяснить, действительно ли голоса принадлежат президенту и его ближайшим соратникам. Практической ценности исследование не имеет, поскольку подлинность голосов, в случае если невозможно доказать наличие или отсутствия монтажа, значения не имеет. Главным является не вопрос о том, прослушивали ли кабинет Кучмы, а действительно ли госчиновники обсуждали, к примеру, устранение Гонгадзе. В этой ситуации объявление сведений, содержащихся на пленках, государственной тайной представляется абсурдным, потому что косвенно подтверждает подлинность записей, часть которых уже была опубликована. В какой-то степени этот неизбежно напрашивающийся вывод нейтрализует заявление о намечающейся фоноскопической экспертизе. Но только если не принимать во внимание то, что ее результаты все равно ничего не докажут. Кучма находится в беспроигрышном положении.

При условии, что подлинность голоса подтвердится, можно будет сослаться на выводы Международного института прессы, если же экспертиза признает фальсификацию, то президент вообще окажется безвинно оклеветанным недоброжелателями.

Но все это может произойти только тогда, когда станут ясны результаты. Вместе с тем, подтвердится и тот факт, что экспертиза не имела смысла, поскольку доказательством являться никак не могла. Поэтому если результаты и будут ясны, то далеко не всем – ведь нельзя же разглашать сведения государственной важности.

О решении генпрокуратуры общественность известил заместитель генерального прокурора Алексей Баганец. Команда исследователей, которая будет проводить экспертизу, проходит тщательный отбор, сейчас на них оформляются специальные документы. Скорее всего, дело и вовсе затянется, так как Баганец уже назвал предстоящую процедуру «достаточно длительной». Больше Генпрокуратура не обязана предоставлять информацию о ходе следствия, другими словам, дело записей Мельниченко, скорее всего, удастся успешно замять или, по крайней мере, в законном порядке пресечь дальнейшую публикацию расшифровок в украинских СМИ.

ТЕГИ: РоссияУкраинаСШАСлабоумиескандалФСБСТБСенсацияСупермен
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии