"Вы - позор Совета Европы, вы - персона нон грата на Украине", - кричал украинский делегат на ломаном английском языке. При этом он показывал на лорда Понсонби, который вместе с Парламентской ассамблеей Совета Европы только что по сути остановил строительство двух атомных электростанций на украинской земле", пишет в материале из Страсбурга обозреватель "Известий" Эльмар Гусейнов "Однако этот крик уже ничего не мог изменить".
26 апреля поистине невезучий день для Украины. 15 лет назад в этот страшный день разразилась чернобыльская катастрофа. 26 апреля 2001 года Совет Европы до предела унизил официальный Киев. Сначала неприятным обсуждением нарушений демократических норм в стране. А затем, уже на вечернем заседании, депутаты ПАСЕ нанесли удар по экономическим интересам правительства Украины.
На это вечернее заседание пришли всего полсотни парламентариев. Измученные дневными баталиями, друзья украинцев отправились отмечать передышку, которую земляки Кобзаря получили до июньской сессии ПАСЕ. А вот противники развития ядерной энергетики на Украине явились в зал в полном составе.
История вопроса, который обсуждался в тот вечер в стенах Совета Европы, началась еще в 1995 году. Тогда Украина, ЕС и представители "семерки" подписали меморандум. Международное сообщество обязывалось предоставить 768 миллионов долларов на закрытие Чернобыльской АЭС и строительство нового саркофага вокруг четвертого блока станции.
В дополнение Украина попросила оплатить установку атомных реакторов на Хмельницкой и Ровенской станциях. Деньги должен был предоставить Европейский банк реконструкции и развития. И вот - доклад по чернобыльской проблеме лорда Понсонби в стенах Совета Европы. Непонятно, почему европейские парламентарии решили обратиться к этой проблеме. Но очередной страсбургский лорд пришел к выводу, что сооружение новых атомных станций на Украине посадит страну на ядерную иглу. И что оно повлечет риск новых экологических катастроф.
Друзья Украины, российские, финские депутаты подготовили проект контррезолюции, поддерживающий ядерные планы Киева. И он бы прошел на ПАСЕ, если бы эти друзья потрудились прийти в зал заседаний вечером 26 апреля. Но пришли лишь сторонники лорда. В итоге Совет Европы выразил сомнение в необходимости финансирования новых атомных проектов. Возможность предоставления кредитов ЕБРР стала призрачной. Украина и ее российские смежники потеряли сотни миллионов долларов. Вот почему и кричал так яростно украинский депутат на английского лорда. Этот крик уже ничего не мог изменить.