Прокуратурой Украины возбуждено первое в истории страны уголовное дело по факту публикации на одном из интернет-сайтов материалов, являющихся, по мнению властей, гостайной. И хотя материалы эти касаются коррупции в службе безопасности Украины, по делу уже трижды допрошен владелец сайта – киевский журналист Олег Ельцов, сообщает Газета.ru.
Ему или его источнику грозит тюремное заключение на срок от двух до пяти лет.
39-летний Олег Ельцов хорошо известен на Украине. Еще в начале 90-х, будучи завотделом права в газете «Украïна молода», он подготовил серию разоблачительных статей о руководстве украинского аналога МММ – потребительского общества «Меркурий». В результате, во многом благодаря этим материалам, президент «Меркурия» Семен Юфа провалился на выборах в верховную раду и был вынужден эмигрировать из страны. С 1995 года Ельцов, по его собственным словам, «пребывает в официальном статусе временно безработный» и активно пишет для украинских и неукраинских СМИ, в частности, публикуется на сайте ФЛБ, сотрудничает с украинским бюро радио «Свобода».
Первые неприятности у Ельцова начались 15 сентября прошлого года – за день до исчезновения Георгия Гонгадзе. Тогда по домашнему телефону Олега в Киеве позвонил неизвестный, заявив, что публикации журналиста «мешают очень влиятельным людям» и потребовал, чтобы он «бросал свои фокусы в Интернете». После этого Ельцов был вынужден покинуть на время Украину.
Судя по опубликованным офицером СБУ Мельниченко пленкам прослушки, фамилия Ельцова хорошо знакома и Леониду Кучме, который упомянул журналиста в разговоре с тогдашним шефом СБУ Леонидом Деркачем. Несколько месяцев назад Ельцов создал и до сих пор поддерживает интернет-проект под названием «Украина криминальная» (www.cripo.com.ua). На сайте регулярно появляются как собственные расследования журналиста, так и перепечатки из других источников. Само собой, материалы содержат сведения, компрометирующие известных украинских политиков.
Основные фигуранты публикаций – Леонид Кучма, кандидат в генпрокуроры Юрий Гайсинский, министр внутренних дел Юрий Смирнов, управделами Днепрогэса. Но самой ударной по произведенному эффекту стала серия статей Ельцова о клане Деркачей, старший из которых до недавнего времени возглавлял СБУ. Вкратце суть их сводится к тому, что Леонид Деркач связан со структурами скандально известного бизнесмена Смена Могилевича (на Западе многие его считают главным украинским мафиози), занимался активной внешнеполитической деятельностью за спиной Кучмы и даже искал тому замену. Статьи иллюстрировались письмами главного управления разведки министерства обороны Украины (аналога российского ГРУ) и СБУ.
Именно эти документы и стали причиной возбуждения уголовного дела. По крайней мере, сам Ельцов считает, что дело возбуждено по инициативе нынешнего главы СБУ Владимира Радченко. Само дело возбуждено 25 июня. Основание – по факту разглашения сведений, «представляющих гостайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе, при отсутствии признаков государственной измены». Иными словами, в СБУ считают, что документы, которые Ельцов выложил на своем сайте в качестве приложений к своим статьям про клан Деркачей, являются гостайной и разглашению не подлежат.
Сам журналист проходит по делу пока как свидетель, но формулировка, если он не откроет источников получения документов, в любой момент может быть изменена. То есть Ельцову или его информатору потенциально грозит лишение свободы на срок от двух до пяти лет
В ночь на 28 июня редакции удалось связаться с Олегом Ельцовым, вернувшимся домой после третьего за последние два дня допроса. Дав подписку о неразглашении материалов следствия, он был вынужден крайне осторожно комментировать дело. По мнению журналиста, информация, касающаяся злоупотреблений должностных лиц, не может являться гостайной. «Любопытно наблюдать,– заявил "Газете.Ru" Ельцов,– за неуклюжими действиями следствия: они просто не знают, что делать в подобном случае. Даже не знают, что изымать и где. Следак не представляет, что означает фраза "я размещал информацию с разных компьютеров". То есть понятие место преступления становится каким-то аморфным. Выемка информации с компьютера – отдельная процедура, к которой наше следствие оказалось абсолютно не готовым».
Олег Ельцов так и не смог ответить, что именно искали следователи СБУ у него в квартире: «У меня сложилось впечатление, что люди ищут оригиналы или дополнительные документы, которых у меня нет и не было, о чем я им сразу заявил. Говорить о каком-то заказе пока нет оснований. Хотя некоторые подозрения существуют. Порой люди интересуются нюансами, к делу отношения не имеющими. Впрочем, не исключаю, что это по старой привычке».