«Тю! Це ж брэхня!», пишет Русский журнал, продолжая серию публикаций об Украине. В статье Евгений Давыдов на разнообразных примерах пытается показать корни неприязни россиян к украинцам. Его вывод - все проблемы закончатся тогда, когда Россия признает независимость Украины не только на официальном уровне, а и смирится с этим фактом как с необратимым.
Представления среднестатистического российского обывателя об Украине сложились давно и укоренились прочно. Они бытуют в народе, подобно фольклору, да, впрочем, нередко и облекаются в форму фольклорного произведения. А именно - анекдота про хохла. К сожалению, подобные представления в известной мере влияют на отношение России к Украине и в политическом смысле.
Национальный характер
Россиянам типичный обитатель Украины рисуется недалеким, ленивым, прожорливым, прижимистым, с бутылкой гнусно пахнущей горилки в одной руке и шматом сала - в другой. Естественно, подобный образ не имеет отношения к действительности. Исторические причины появления такого представления многообразны. Пожалуй, первоначально сложились они в среде русского населения Украины в XVIII-XIX веках. До сих пор русские составляют значительную долю городского населения Украины. Сельское же население, как прежде, так и в наши дни было и остается в подавляющем большинстве украинским. Скаредность - традиционная черта крестьянской психологии вообще. И осевшие на Украине горожане-русские, сталкиваясь в быту с селянами-малороссами, воспринимали их как редкостных жлобов.
Разница образовательного уровня и широты кругозора между городскими и сельскими обитателями добавляла в это восприятие дополнительные штрихи.
Притча во языцех - украинская лень. И здесь причина появления подобного мнения угадывается легко. Еще Гоголь в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" писал о различии в образе жизни между русским и украинским крестьянином. На Украине с ее мягким, благоприятным климатом и плодородными почвами земледельцу приходилось прикладывать не слишком много усилий для того, чтобы вдоволь прокормить семью, да и в город на рынок что-нибудь свезти. И досуг еще оставался! А русский мужик, обитатель нечерноземной зоны, для получения меньшего количества материальных благ вынужден был работать куда дольше, да еще, по скудости, зимой не на печи лежал, а шел в город на заработки или занимался домашним ремеслом.
Так же обстоит дело и с обжорством. Конечно, как повседневный, так и праздничный рацион украинцев отличался, по сравнению с великороссами, большим разнообразием и, так сказать, объемами. Ведь огромное количество крестьянских семей в собственно России жило впроголодь, особенно зимой и ранней весной. Сравните калорийное сало с пустыми щами и кашей.
Соседушка ты мой ненавистный!
Отталкивающий образ украинца в русском народном сознании - далеко не случайность. Несложно обратить внимание, что положительное мнение складывается в народе только о нациях далеких: англичанах, французах, японцах. А вот все ближайшие соседи представляются далеко не в лучшем свете. "Глупые" и "медлительные" прибалты, "спесивые" и опять-таки "глупые" поляки, "трусливые" и тоже "глупые" белорусы, "очень глупые", совершенно "невежественные" и "нечистоплотные" жители Средней Азии, "глупые" и склонные к изнеженности нравов обитатели Закавказья... Это просто такая специфическая разновидность ксенофобии.
В конце 50-х опальный выпускник Мехмата был отправлен учительствовать (хорошо, что не срок мотать) в Мордовию. Мордовский народ, как известно, состоит из двух ветвей - эрзя и мокша. Они отличаются друг от друга некоторыми чертами традиционного быта и культуры, а также являются носителями разных диалектов мордовского языка. Молодой учитель попал на постой к пожилому мордвину, который как-то за бутылкой самогонки разоткровенничался: "Мы - эрзя, - конечно, живем, как свиньи, но вот мокша - это вообще полное дерьмо".
Пример этот весьма показателен в смысле этносоциальной психологии. Просто бросается в глаза, что наиболее смешной и нелепой данной социальной группе кажется та социальная группа, что живет по соседству и является носителем другого диалекта или близкородственного (отчасти понятного) языка. Французы издеваются над бельгийцами-франкофонами, немцы - над австрияками, англичане - над ирландцами, чехи - над словаками.
Во всем этом, конечно, сказывается извечный дух соперничества между соседями. Порой образ определенного народа, бытующий в массовом сознании той или иной этнокультурной группы, интуитивно отражает некоторые черты национального характера, культуры и быта, представляя их, как правило, в утрированной или вообще искаженной форме.
И, пожалуй, одним из основных факторов, определяющих пренебрежительное отношение к "соседу", является фактор языковой. Логика рассуждений (или, скорее, ощущений) примерно такова. Они говорят почти так же как мы, но почему-то смешно коверкают язык. Причин может быть две: либо они так глупы, что не могут говорить правильно, либо делают это злонамеренно, то есть выпендриваются. Характерно, что русские анекдоты "про хохлов" рассказываются на квазиукраинском языке. Языковая "нелепость" или "ущербность" героя подчеркивают комизм ситуации, порожденной, как правило, национальным характером персонажа (таким, как он представляется рассказчику).
Мифы и политика
Все без малого десять лет, прошедшие со времени принятия Декларации о независимости Украины, россияне ждут, что украинское государство перестанет существовать. Оно - под бременем долгов, острого дефицита энергоносителей, всепоглощающей коррупции, национально-религиозных проблем и поражающего воображение отсутствия мало-мальски квалифицированного управления - должно рассыпаться в прах. И, само собой, Россия просто обязана получить свою законную долю. Ведь Украина - страна "ненастоящая". Как может самостоятельно жить такой смешной и глупый народ, к тому же не имеющий национальной государственной традиции? И сколько плохо скрываемой (а иногда и открытой) радости вызывают различные украинские неудачи - от массовых аварий на шахтах Донбасса до провала киевского "Динамо" в Лиге чемпионов. Все одно к одному: ну, нежизнеспособно все это дело!
На официальном уровне все делают вид, что к Украине относятся как к равному партнеру. Но невозможно представить себе, чтобы российские чиновники не были бы насквозь пропитаны теми же предрассудками, которые присущи всему народу. Коего они кровь от крови и плоть от плоти (по крайней мере, в отношении расхожих заблуждений).
Украина имеет большой исторический счет к России, жестко подавлявшей любые поползновения к независимости, начиная с XVII века. И введение Потемкиным крепостного права среди казаков, и насильственное отторжение большевиками от Польши западных (бывших австрийских) областей, и введение на этих территориях коммунистической власти (со всеми вытекающими последствиями) не прибавили образу москаля притягательности в глазах украинцев. И теперешнее пренебрежительное отношение со стороны России вовсю используется ультранационалистической пропагандой: Москва, дескать, от века нас давила, да и сейчас презирает. Смерть москалям!
Ведь во Львове уже началось... А сколько на Украине русских. Несладко им придется. Если же надеяться, что на Украине начнется гражданская война (что пока маловероятно), то вряд ли мировое сообщество даст России откусить от малороссийского шматка. В этом плане более осмысленными кажутся робкие попытки экономического шантажа Украины. Впрочем, видимо, и этот номер не пройдет. Вывернутся. В худшем случае - дефолт объявят.
Так что дело плохо. Как ни грустно, придется смириться с существованием независимого украинского государства. Тем более что этот "прискорбный" факт давно признан во всем мире. А весь мир (ну, может, кроме разве что Польши) не отягощен такими предрассудками, как мы тут в России.
Впрочем, российские власти давно научились извлекать реальную пользу из существования независимой Украины. Именно такой, какая она есть на настоящий момент. День ото дня мы слышим, как плохо там живется. Каких гомерических несуразностей исполнена там внутриполитическая жизнь. Жизнь, действительно, не фонтан. Подробности всем известны. Так что у соседа корова все же сдохла. И это поднимает дух и веселит сердце россиян. Да, неважно мы живем, но уж вон те совсем загибаются.
Впрочем, такой же точно бальзам и украинские власти льют на сердце своим. То у москалей подлодка потонет, то самолет разобьется. Пустячок, а приятно. Только такое положение вещей с трудом можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством.
Войдем в положение
Если непредвзято (насколько получится) посмотреть на сегодняшнюю Украину, то первое, что бросается в глаза, это мучительные попытки самоидентификации, поиски собственного места под солнцем между Россией и Европой. Внешняя политика Украины до смешного наивна. Это просто лавирование между Западом и Россией с целью получить на прожитье. Но результат налицо: в тяжелейшей ситуации страна все еще держится. Большего пока не позволяют ни наличествующие средства, ни внутренние проблемы. Украина фактически (как и большая часть постсоветских республик) хочет только, чтобы ее признавали в качестве субъекта международного права. Ее участие в натовском "Партнерстве во имя мира" - шаг скорее престижный. Ведь программа недорогая, больших средств не съест. Скорее всего, особых шансов в обозримом будущем присоединиться к НАТО у страны нет. Поскольку нет денег, поскольку международный ее престиж подмочен, поскольку в долгах как в шелках, поскольку с Россией в таком положении не считаться может только круглый идиот. А "раскольническая" тактика в СНГ - дело десятое. Ведь, в конце концов, все СНГовские страны в большей или меньшей мере кормятся вокруг России. И это надолго. Что же касается выкрутасов таможни, пограничников, даишников и прочего, то это, скорее, частная, низовая инициатива. С воровством из трубы сложнее, но и это не бомба под российскую государственность.
Со стороны Украины на внешнеполитическом уровне нам ничего не угрожает. Двусторонние же проблемы решить сложно. Очень сложно. Но можно. Если только не считать, что Россия имеет все права на Крым и Одессу. А также Херсон, Николаев, Харьков и Донбасс. А именно таких притязаний и боятся больше всего на Украине. Националистические эксцессы, несомненно, безобразны. Но их причины во многом кроются не столько в патологической ненависти к москалям, сколько в поисках себя. Возрастное. И естественный объект нападок - это сосед с великодержавными амбициями, от которого за долгие века не привыкли ждать ничего хорошего. Как только само существование независимой Украины перестанет для нас быть бельмом на глазу, парадоксом, воплощением анекдота - так сразу же выяснится, что проблем меньше, чем казалось.