"Президенту Кучме и его окружению патологически не везет. То в один скандал вляпаются, то в другой. На этот раз, похоже, влип зять президента, вернее, гражданский муж его дочери Виктор Пинчук. Громыхнуло там, где и не ожидали... У Леонида Кучмы крупный скандал", пишет "Белорусская Деловая Газета".
Возвратившись из деловой поездки в США, директор киевского Института политики Николай Томенко провел пресс-конференцию, где поделился своими впечатлениями об увиденном и услышанном. Помимо всего прочего он сообщил, что получил в Вашингтоне информацию о любопытном контракте. По его словам, украинская компания "Агентство гуманитарных технологий" заключила договор с одной из американских фирм, специализирующихся на обработке общественного мнения.
Как сообщил г-н Томенко, в пункте N 10 договора владельцем АГТ назван Виктор Пинчук, а сам контракт заключен на период с1 января по 30 сентября 2001 года. Первоначальный взнос со стороны заказчика - Usd 250 тысяч. Всего на сегодняшний день согласно договору должно быть внесено Usd 375 тысяч. Название американской фирмы Николай Томенко не упомянул, отметив, что сделает это в том случае, если Виктор Пинчук подаст на него в суд.
Возможно, на этом все бы и закончилось, но тут с решительным опровержением выступил директор АГТ Максим Карижский. Он категорически отверг информацию Николая Томенко, после чего вопрос неожиданно перешел из области пиара в Украине в сферу уголовного права США. В заявлении г-на Карижского, процитированном "Украинской правдой", в частности, говорится: "Виктор Пинчук никогда не был и не является собственником Агентства гуманитарных технологий". Он также добавил, что "как руководитель АГТ не подписывал контрактов на сроки и суммы, указанные Томенко".
Как сообщает украинская сеть новостей "Корреспондент.нет", директор АГТ назвал заявление Томенко "провокацией, сбросом непроверенной информации с целью поссорить президента и Пинчука". И все-таки украинские журналисты утверждают, что г-н Карижский, мягко говоря, не прав.
И вот почему. Любая американская лоббистская компания, заключая контракт с иностранным лицом, организацией или правительством, становится в США "иностранным агентом". Иностранных агентов в Америке не любят. В этой связи в 1938 году конгресс принял закон "О регистрации иностранных агентов", согласно которому они обязаны стать на учет в Министерстве юстиции и заполнить соответствующие формуляры.
Такой формуляр под номером CRM-157 оказался в распоряжении украинских СМИ. Он датирован 26 июня 2001 года и заполнен вашингтонской лоббистской фирмой Black, Kelly, Scruggs & Healey (BKSH). В документе BKSH сообщает Министерству юстиции, что она действительно заключила контракт с Агентством гуманитарных технологий. В пункте N 10 формуляра, вопреки опровержению г-на Карижского, указывается, что Виктор Пинчук "владеет и контролирует" АГТ.
Фирма BKSH хорошо известна в Вашингтоне, и прежде всего тем, что на разных этапах лоббировала интересы наиболее одиозных диктаторов современности. Среди них - бывший диктатор Филиппин Фердинанд Маркос, обобравший свою страну на сотни миллионов долларов, бывший правитель Заира Мобуту, возглавивший один из самым авторитарных и коррумпированных режимов в Африке и ограбивший Заир примерно на Usd 5 млрд.
В качестве клиентов фирмы фигурировали лидер антиправительственной ангольской группировки Жонас Савимби, а также правительство Багам, причем в то время, когда оно, по сообщению американских газет, погрязло в наркоторговле. Услуги BKSH обходились одиозным клиентам примерно в Usd 1 млн в год.
Но даже такие большие деньги им не помогли. Маркос был свергнут в результате массовых народных волнений, последовавших за выборами, которые он сфальсифицировал. В США ему было предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления: крупномасштабной растрате денежных средств. Умер диктатор в изгнании, замученный раком и многочисленными гражданскими исками. Свергли и Мобуту, который в 1997 году также умер в изгнании, причем тоже от рака. Савимби был объявлен Национальной ассамблеей Анголы военным преступником и скрывается где-то в джунглях.