UA
 

Долг превращается в бумаги

27 августа 2001, 12:53
0
6

"В понедельник Москва и Киев известят о подписании газового меморандума. Премьеры Михаил Касьянов и Анатолий Кинах объявят о принципиальной договоренности об урегулировании газовой задолженности Украины. Конкретные условия - срок реструктуризации, размер долга и гарантии погашения - будут описаны в соглашении, которое правительства условились подготовить к 5 сентября. Но если Верховная рада не одобрит документ, Россия готова обратиться в МВФ", пишет российская газета "Время Новостей".

Принципиальных разногласий по меморандуму не осталось, он подписан и передан российской стороне, -- сказал пресс-секретарь Кинаха Сергей Нагорянский. -- Два-три слова редакционной правки Кинах и Касьянов постараются согласовать в понедельник по телефону». Меморандум, во-первых, продлевает одно из положений предшествующего газового меморандума, подписанного в декабре 2000 г. Им Украина гарантирует транзит 125 млрд кубометров газа, экспортируемого Россией в Европу. Во-вторых, соседи обязуются оформить задолженность за потребленное топливо в корпоративные облигации Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». От прежнего требования к Киеву -- перевести долг в государственные обязательства -- Россия отказалась. В-третьих, Украина принимает на себя все обязательства НАК, в случае неприятностей с компанией. «Мы не хотим остаться с резаной бумагой на руках, если «Нафтогаз» обанкротится», -- сказал российский правительственный чиновник. По оценке специалистов, долг НАК бюджету, национальным кредиторам и компании «Итера» превышает 400 млн долларов. На балансе компании по сути ничего нет: газотранспортные трубопроводы и хранилища числятся за государством и переданы НАК в оперативное управление. Понимая это, Украина предложила в обеспечение облигаций компании гривны из своего бюджета. Но средств, предусмотренных украинским бюджетом для «Нафтогаза», слишком мало для надежной гарантии. Поэтому на переговорах родился другой вариант: если НАК сорвет график платежей по долгу, Россия начнет сокращать поставки газа. Сейчас Украина получает топлива примерно на 1,5 млрд долларов. «Газпром» оплачивает натурой 30 млрд кубометров за прокачку газа на Запад. Этот объем нужен Украине для энергетического баланса. Таким образом, Украина посчитала выгодным заложить 30 млрд кубометров в качестве обеспечения долговых платежей.

Хотя Нагорянский сказал, что «стороны пришли к общему знаменателю», это не совсем так. В межправительственном соглашении о реструктуризации газовой задолженности, которая станет конкретизацией меморандума, еще немало белых пятен. Украина заявляет, что выверенная задолженность -- 1,342 млрд долларов, а Россия -- 1,4 млрд долларов. Касьянов утверждал, что пени и штрафы около 800 млн долларов, а глава НАК Виктор Копылов оперирует суммой 130--140 млн долларов. При этом украинские переговорщики твердо стоят на том, что по задолженности 1993--1994 гг. срок исковой давности истек.

Столь же вязкая дискуссия о сроке реструктуризации. Изначально Россия предполагала предоставить восьмилетнюю рассрочку. Украина в июле реструктурировала долг Парижскому клубу на 12 лет и с льготным периодом 3 года. Теперь она требует от России аналогичных условий. Это удивляет одного из чиновников Белого дома: «Как гарантировать возврат долга, так нам навязывают бумаги «Нафтогаза», а когда доходит до реструктуризации, хотят тех же условий, что для государственной задолженности». Впрочем, неизвестно, когда Украина обеспечит выпуск облигаций НАК. По настоянию МВФ проводится аудит компании, без чего она не может акционироваться и эмитировать бумаги. Аудитом занимается компания Andersen. Здесь говорят: «Аудит продолжается, и сроки окончания назвать не можем».

Между тем Касьянов и Кинах условились к 5 сентября снять вопросы по тексту соглашения о реструктуризации. Если правительства все же найдут компромисс и увяжут в одно целое сроки, суммы, гарантии транзита и погашения, соглашению предстоит еще пройти чистилище парламента. А Рада до сих пор не ратифицировала два декабрьских соглашения 2000 г. Одно -- о гарантиях прокачки российского газа в Европу, другое -- об условиях резервных поставок Украине 5 млрд кубометров российского газа. Достаточно ли желания у Леонида Кучмы и репутации кабинета Кинаха, чтобы провести три соглашения разом, покажет время. «Нам не нужно, чтобы Украина замерзала, и прибегать к репрессиям мы не хотим, -- заявил чиновник Белого дома. -- Надо цивилизованно оформить долг и корректно вести текущие расходы». По его словам, если в сентябре станет очевидно, что соседи затягивают с соглашением, Россия обратится к МВФ, чтобы он не утверждал программу кредитования Украины. Директор МВФ от России Алексей Можин подтвердил, что в сентябре Совет директоров Фонда собирается рассмотреть замороженную свыше года назад программу расширенного финансирования Украины. «По правилам МВФ страна, которой предоставляются займы, не должна иметь просроченной задолженности перед кредиторами, а если таковая есть -- вести переговоры о регулировании в духе доброй воли», -- сказал Можин. В свою очередь Парижский клуб оговаривал, что меморандум о реструктуризации задолженности, подписанный в июле Украиной, имеет силу при наличии действующей программы с МВФ. Шанс у России как будто есть, но он все же призрачный. Если бы Россия спорила с Украиной о госдолге, у МВФ было бы формальное обязательство поставить перед Украиной этот вопрос. Но Россия уступила, согласившись на корпоративные бумаги «Нафтогаза». Поэтому не факт, что ей удастся склонить Фонд на свою сторону. Проще, наверное, вспомнить, что через Россию идет транзитом на Украину 30 млрд кубометров туркменского газа.

ТЕГИ: помощьпроблемы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии