Террористы заставили Леонида Кучму начать борьбу с «грязными» деньгами, пишет Светлана Степаненко в российской газете Время Новостей. Украинский президент под давлением США настаивает на том, чтобы поставить законодательный заслон на пути «грязных» денег. «Таким образом Киев внесет свой вклад в мировую антитеррористическую борьбу, ведь средства утекают за границу, «возможно, что-то перепадает и террористам».
На волне всемирной борьбы против финансовых источников терроризма Украина решила наконец поставить законодательный заслон на пути «грязных» денег. В понедельник вечером президент Кучма провел специальное совещание, на котором назвал «неудовлетворительной» борьбу с отмыванием и призвал все ветви власти сплотиться для решения этой проблемы. Тем более что таким образом Киев внесет свой вклад в мировую антитеррористическую борьбу, ведь средства утекают за границу, «возможно, что-то перепадает и террористам».
«Идеологами законодательных мер по контролю за отмыванием являются американцы, которые проводят такую политику в странах с высоким уровнем коррупции», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» зампредседателя комитета по финансам и банковской деятельности Верховной рады Сергей Терехин. По неофициальным данным, именно обращение президента Буша к украинскому коллеге и настоятельные требования минфина США ужесточить контроль за продвижением теневых финансовых потоков и наладить совместные действия по блокированию банковских счетов потенциальных террористов заставили администрацию вернуться к закону «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем». «Этот законопроект, изначально не имевший отношения к терроризму, лежит под сукном с марта. Волокита с его принятием привела к тому, что в сентябре Международная организация по борьбе с легализацией незаконных доходов (FATF) занесла в свой «черный список» Украину», -- говорит г-н Терехин.
Накануне выборов тема борьбы с «грязными» деньгами пойдет на ура |
В Раде не сомневаются, что накануне выборов тема борьбы с «грязными» деньгами пойдет на ура. «Однако американцы, которые связывают с законом свои антикоррупционные надежды, получат на Украине обратный результат, -- не сомневается Сергей Терехин. -- Этот закон, где нет норм прямого действия, логично было бы назвать законом о подозрениях. МВД, СБУ, Налоговая администрация наделяются правами по собственному усмотрению расторгать сомнительные сделки, арестовывать документы, задерживать людей. К примеру, банки обязаны будут регистрировать в УБОП вклады оговоренных размеров. Это приведет к абсолютному контролю государства над бизнесом и укреплению авторитарных составляющих системы власти. Этот закон, действительно, списан с правил FATF. Однако развитые страны, в том числе и сами США, не применяют у себя эти меры в полном объеме, поскольку их конституция защищает право на коммерческую, банковскую тайну, тайну личной жизни, наконец».
"При действующей на Украине власти ни один закон работать не будет",
Евгений Жовтяк |
«Бесполезно снимать «кальки» с американских законов, которые составлены в духе 200-летней демократической традиции, и переносить их на почву нашего пещерного права и общественной морали, -- говорит зампредседателя Комитета по бюджету Евгений Жовтяк. -- Налоговым или другим органам власти в США в голову не придет использовать свои права для политических разборок. У нас ситуация иная. При действующей на Украине власти ни один закон работать не будет. Ярким примером является дело банка «Украина», к банкротству которого причастен близкий к Кучме бизнесмен и политик Александр Волков. Статус доверенного лица президента является для него гарантией того, что соответствующие нормы Уголовного кодекса к нему применены не будут».
Некоторые подозревают, что Марчук собирается создать «клондайк» компромата, где можно будет «нарыть» информацию на кого угодно |
В развитие борьбы с «грязными» деньгами секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук добивается создания информационного центра, в который будет стекаться фактически полная информация об украинских финансовых структурах. Как заявил министр финансов Игорь Митюков, «добровольная, почти автоматическая передача информации этому неправоохранительному органу» не потребует особых затрат. Однако многие украинские политики подозревают, что банк данных легко превратится в «клондайк» компромата, где можно будет «нарыть» информацию на кого угодно.