The National Interest,
27 ноября 2013, 12:05
Тревожное состояние неопределенности, порожденное самыми разными предположениями о том, подпишет или нет украинский президент Виктор Янукович соглашение об ассоциации с Евросоюзом, подошло к концу.
21 ноября Янукович прекратил эту игру в догадки, которая породила шквал газетных статей и постов в блогах. Он сказал Брюсселю, чтобы тот проваливал. Это соглашение похоронил украинский парламент, носящий название Верховная Рада, но в законодательном органе главенствует Партия регионов Януковича, а он главенствует в Партии регионов – так что на самом деле, это было его решение. И оно породило огненный смерч. Вскоре после появления новостей о принятом решении в Киеве и в других крупных городах Украины начались демонстрации. На воскресный митинг в столице вышли примерно сто тысяч человек. Протестующие вступили в столкновения с полицией, которая для разгона демонстраций применила слезоточивый газ. Главная площадь Киева заставлена палатками. Ожидаются новые демонстрации. Эта сцена напоминает оранжевую революцию 2004 года, которая началась девять лет назад, - пишет Раджан Менон в американсом издании The National Interest.
Массы сплотило осознание того, что если не будет счастливой развязки, Янукович похоронит шансы Украины на путешествие в сторону ЕС, пусть долгое, медленное и неопределенное. Его выбор не является неожиданным. Реализация соглашения об ассоциации и соглашения о всесторонней свободной торговле потребовала бы от украинского руководства проведения чреватых серьезными последствиями экономических и политических реформ.
Проблема с подписанием соглашений заключается в том, что украинское руководство это клика, которая правит страной и обогащается благодаря пустившему корни блатному капитализму и коррупции. Если туда можно попасть, это здорово – а раз попал, зачем добровольно от этого отказываться? Подписание соглашения об ассоциации для Януковича и компании было равноценно самоликвидации. Какая правящая элита станет так поступать? Вот почему украинское правительство во главе с Партией регионов в лучшем случае проявляло двойственное отношение к этому соглашению, и мне это было понятно еще в июле 2011 года, когда я встречался с его высокопоставленными представителями, работая в составе европейско-американской делегации.
Не менее важным фактором, повлиявшим на очевидное решение Януковича отказаться от соглашения об ассоциации, стал спор по поводу находящегося в заключении лидера оппозиции Юлии Тимошенко. Это единственный политик, обладающий достаточной харизмой и общенациональным авторитетом, чтобы сплотить украинцев против их власти (причем даже на русскоязычном юге и востоке, которые являются базой Януковича) и бросить вызов нынешнему президенту на выборах в 2015 году. Янукович боится и ненавидит Тимошенко, томящуюся в тюрьме с октября 2011 года, где она отбывает семилетний срок, полученный за злоупотребление властью на посту премьер-министра. Несмотря на свои прошлые недостатки и неудачи, она стала символом противостояния режиму Януковича, в частности, в связи с тем, что за решетку Тимошенко попала в результате явно несправедливого судебного разбирательства. ЕС требует ее освобождения, и это стало самым крупным камнем преткновения на пути подписания соглашения об ассоциации. Чтобы дать Януковичу возможность не уронить своего достоинства и сохранить образ сострадательного руководителя, ЕС даже выработал компромисс, согласно которому Тимошенко должна была получить освобождение и выехать из страны на лечение в Германию, поскольку у нее проблемы со спиной. Янукович мог отпустить своего главного врага в бессрочную ссылку.
Но ему этого было недостаточно. Несмотря на те преимущества, которые соглашение об ассоциации должно было дать Украине (но не ему и не его камарилье), риск, связанный с отъездом Тимошенко, с тем, что она начала бы давать интервью и произносить речи, осуждая его правительство, оказался для Януковича неприемлемым. Его непомерный инстинкт самосохранения, а также неприязнь, которую он испытывает к Тимошенко, породили решимость наказать ее во что бы то ни стало. Такие закономерности в поведении Януковича поняли бы Шопенгауэр и Фрейд, однако проповедников анализа затрат-выгод и теории рационального выбора они ставят в тупик.
Украина может многое выиграть от соглашения об ассоциации. Среди прочего, она может облегчить себе доступ к крупному экспортному рынку, к экономической помощи, к кредитным линиям МВФ, а также снизить свою зависимость от России. Но подсознание Януковича застилает туман страха и ненависти, вытесняя заботу о национальных интересах.
Она может облегчить себе доступ к крупному экспортному рынку, к экономической помощи, к кредитным линиям МВФ, а также снизить свою зависимость от России
Но не все объясняется эмоциями. На решение Януковича также повлияло отрицательное отношение России к продвижению ЕС в сторону ее границ. По мнению Владимира Путина, программа восточного партнерства Евросоюза, нацеленная на укрепление гражданского общества, выборной демократии, добросовестного государственного управления и проведение рыночных реформ в бывших советских республиках, является экономической составляющей продвижения НАТО в восточном направлении. (Следует отметить, что поступать таким образом альянсу не следовало, ибо это породило у россиян массу недобрых чувств по отношению к США.) Как считает Путин, НАТО и ЕС начали стратегическое наступление с целью ослабления мощного, но постепенно уменьшающегося влияния России в бывших советских республиках. Что касается программы восточного партнерства, то здесь речь идет об Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине. Регион, в котором расположены эти шесть стран, плюс пять центральноазиатских «станов», это единственная территория, где Россия может сегодня претендовать на господство. Китай быстро ослабляет российские позиции в Центральной Азии, а имеющий большие запасы энергоресурсов Азербайджан создал прочные отношения с Европой и США. Таким образом, остальные пять государств, охваченные программой партнерства, обретают еще большую важность для России и для сохранения ее позиций в ближнем зарубежье. А в этой пятерке Украина, по мнению Москвы, занимает особое место. В составе ее 46-миллионного населения славян больше, чем в любой другой стране, кроме самой России, а восточные и южные области Украины населяют в основном русские или русифицированные украинцы. В украинском портовом городе Севастополе, находящемся в Крыму (который, кстати, советский руководитель Никита Хрущев отдал Украине в ознаменование трехсотлетней годовщины российско-украинского объединения), базируется российский Черноморский флот. Славянское государство Киевская Русь, сформировавшееся в конце девятого века и существовавшее вплоть до захвата его монголо-татарами в 13-м столетии, является колыбелью русской цивилизации.
Чтобы противостоять ЕС и сохранить превосходство в регионе, который Россия считает зоной своих «привилегированных интересов», Москва проводит политику кнута и пряника, делая упор на последнем. Молдавия подвергается экономическому давлению, включая ограничения на экспорт вина в Россию. (Путин пошутил, что если Молдавия так сильно хочет подписать соглашение об ассоциации, то пусть строит планы по продаже своих вин в Италию и Францию.) У России есть и другие способы давления на Молдавию, учитывая то, что там находится самопровозглашенное мини-государство Приднестровье со славянским большинством населения, которое субсидирует разместившая там свои войска Россия, а также то, что Молдавия получает российский газ, цены на который Москва устанавливает не по законам рынка, а в зависимости от отношения стран-импортеров к России.
Молдавия упорно идет вперед, преисполненная решимости подписать соглашение об ассоциации на саммите восточного партнерства, который состоится 28-29 ноября в литовском Вильнюсе (эта страна хоть и является членом ЕС, но сталкивается с ограничениями на свой экспорт в Россию – наверное, из-за того, что проводит у себя этот саммит). Однако Армения, у которой были аналогичные планы, отказалась от них, когда Россия выкрутила ей руки. В рамках этих усилий состоялся визит Путина в Азербайджан, являющийся злейшим врагом Армении (это первый визит за семь лет), а также осуществлены поставки в эту страну российского оружия на 1 миллиард долларов в рамках заключенных в 2011-2012 годах соглашений. Президента Армении Сержа Саргсяна вызвали в сентябре в Москву, а на следующий месяц он подписал соглашение о вхождении своей страны в состав Таможенного союза под руководством России, членами которого также являются Белоруссия и Казахстан. Эта организация наряду с Евразийским союзом стала ответом Москвы на посягательства НАТО и ЕС.
Чтобы противостоять ЕС и сохранить превосходство в регионе, который Россия считает зоной своих «привилегированных интересов», Москва проводит политику кнута и пряника, делая упор на последнем
На Украину Путин оказывает такое же давление. Когда шел переговорный процесс по вопросу соглашения об ассоциации, Россия задерживала украинский экспорт на границе (по ее словам, из-за технических проблем) и довольно прозрачно намекала на то, как решение Киева подписать соглашение повлияет на газовые цены – ведь Украина очень сильно зависит от поставок газа из России. Москва и раньше использовала против Украины энергетическое оружие, поднимая цены и сокращая подачу. Так что это отнюдь не пустая угроза. Лишившись российских кредитов и газа, а также столкнувшись с существенным увеличением пошлин на свой экспорт в Россию, Украина окажется в сложном положении. Поэтому Янукович должен был спросить себя, компенсируют ли будущие экономические выгоды от соглашения об ассоциации те непосредственные и незамедлительные потери, которые понесет Украина в ходе экономической войны с Кремлем. Возможно, Путин блефовал. Так или иначе, эту теорию Янукович проверять не решился. Он уже видел, как Россия применяет свою экономическую силу против прозападного (а также некомпетентного и злополучного) правительства Украины, приведенного к власти оранжевой революцией 2004 года.
Кроме того, Янукович и Путин слеплены из одного теста. Оба являются задиристыми политиками, оба гордятся тем, что они крутые парни, и оба без колебаний готовы зажать своих противников в тиски, а затем закрутить рукоятку – быстро и безжалостно. Вы спросите Тимошенко и бывшего олигарха Михаила Ходорковского, попавшего к Путину в немилость. Янукович и Путин презирают друг друга, но делают это так, как поступают два уличных хулигана. Оба разбираются в арифметике силы и власти, хотя Янукович, которого даже раболепствующие приспешники не могут назвать интеллектуалом, вряд ли читал «Государя» Макиавелли и «Мелосский диалог» Фукидида, в отличие от Путина, наверняка сделавшего это.
Оба также понимают, что у Путина в этой игре более сильные карты: российский рынок важнее для украинского экспорта, чем украинский рынок для российских товаров; Украина задолжала России 1,3 миллиарда долларов за закупки энергоресурсов; и Россия остается главным и самым значимым поставщиком газа на Украину.
В прошлом году четверть украинского экспорта ушла в Россию, составив 18 миллиардов долларов. Эти экспортные потоки будет очень непросто перенаправить, хотя торговля Украины с ЕС, на долю которого сейчас приходится четверть украинского экспорта и треть импорта, за последнее десятилетие резко выросла. А что касается газа, то он жизненно важен для украинской экономики и для ее политической стабильности в связи с приближением зимы. Россия почти на две трети обеспечивает украинские потребности, поставляя туда более 65 миллиардов кубометров. Остальное обеспечивает местная промышленность. Да, на Украине найдены запасы сланцевого газа, и Shell с Chevron уже подписали соглашения о разработке двух месторождений. Общие запасы сланцевого газа на Украине могут составить 5,5 триллиона кубометров, причем 1,18 триллиона являются извлекаемыми. Вдобавок к этому у Украины имеются запасы традиционного газа в объеме 1,1 триллиона кубометров. И конечно же, Украина в 2012 году сократила газовый импорт из России, а с помощью ЕС недавно подписала соглашение о закупке газа в Словакии по ценам ниже российских. Но сланцевый газ это лишь будущий ответ на неотложную проблему, и хотя Словакия сможет со временем заменить от трети до половины газового импорта Украины из России, полностью вытеснить его она не в состоянии.
Путин очень хитрый стратег, и он не может полагаться только на силовые методы для получения уступок. Он знает, что финансовые приманки тоже могут помочь.
Поэтому Янукович испытывает мощное давление со стороны Москвы. Однако Путин очень хитрый стратег, и он не может полагаться только на силовые методы для получения уступок. Он знает, что финансовые приманки тоже могут помочь. Один из лидеров партии Тимошенко «Батькивщина» Арсений Яценюк утверждает, что среди этих приманок есть 20 миллиардов долларов лично для Януковича, плюс обещание помочь ему одержать победу на выборах в 2015 году. Кто знает? Но можно с уверенностью предположить, что Путин пообещал Януковичу бесперебойные поставки газа по сниженным ценам и помощь для украинской экономики, которая погрязла во всевозможных проблемах. Среди них сокращение золотовалютных запасов; колоссальный внешний долг, который с 13 миллиардов долларов в 2000 году вырос почти до 124 миллиардов, причем только в предстоящие два года Украине предстоит погасить сумму в размере 15,3 миллиарда; а также дефицит бюджета, приближающийся в текущем году к 6 процентам ВВП.
Янукович пока еще не подписал документы о вступлении Украины в Таможенный союз (которые обяжут его поднять тарифы и пошлины для стран, не входящих в это объединение, а также прочно привяжут Украину к России), не говоря уже о Евразийском союзе. А премьер-министр Николай Азаров, говоря о решении относительно соглашения об ассоциации, сказал, что это не отказ, а «временная приостановка». Это породило слухи и предположения о том, что Янукович может в последний момент сменить курс. Что ж, такое вполне возможно: если про Януковича сегодня что-то известно доподлинно, так это то, что попытки спрогнозировать его позицию это пустая затея. Но пока отказ от соглашения привел лишь к усилению его изоляции за рубежом и внутри страны. Еще больше ослабли его позиции в центре и на западе страны, где наиболее сильна поддержка ЕС и оппозиция Партии регионов и самому Януковичу. ЕС считает себя оскорбленным и имеет на это полное право. Госсекретарь Джон Керри отменил свой запланированный визит в Киев на совещание министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ. Оппозиция на волне протестов потребовала отставки правительства. Если Янукович, опасаясь второй оранжевой революции, прибегнет к репрессиям против протестующих, то ЕС не сможет возобновить переговоры по соглашению об ассоциации, даже если это возможно. Больше всех радоваться будет Владимир Путин.
Короче говоря, российский лидер, который кипел от злости, когда наблюдал за тем, как Украина подлаживается под ЕС, вряд ли будет в доброжелательном настроении. За каждую копейку помощи, которую Янукович получит от Путина, ему придется платить независимостью своей страны. Путин сейчас похож на афинских полководцев из эпоса Фукидида, а Янукович больше смахивает на их незадачливых собеседников.
Раджан Менон – профессор политологии Сити-колледжа Городского университета Нью-Йорка, внештатный научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council) и автор книги The End of Alliances (Конец альянсов).
Перевод: ИноСми
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.