По методам предвыборной борьбы Украина не очень-то отличается от России: тот же поток компромата в эфире государственного телевидения, то же целенаправленное искажение позиций оппонентов, такое же использование судебной власти ради расчистки "поляны" для предпочтительных кандидатов. Однако сродство двух восточнославянских сестер в данном случае только избирательное. Избираемый 31 марта украинский парламент будет действовать и после очередных президентских выборов, на которых Леонид Кучма баллотироваться уже не сможет. Это значит, что в соседней стране происходит генеральная репетиция смены политического режима, вызывающего усталость и раздражение у растущего числа граждан. Хоть похоже на Россию, только все же не Россия, пишет в российском издании Грани.Ru Виталий Портников.
31 марта - день выборов в Верховную раду Украины. Еще ни одна предвыборная кампания на Украине не отличалась таким накалом страстей и таким стремлением добиться желанной цели. Фильм, призванный скомпрометировать бывшего премьер-министра страны и лидера наиболее популярного избирательного блока "Наша Украина" Виктора Ющенко не только дважды демонстрировался по финансируемому зятем президента Леонида Кучмы телеканалу ICTV, но и был повторен "по заявкам" высокопоставленных телезрителей по зависящему от объединенных социал-демократов телеканалу 1+1.
Выборы в Крыму вообще развивались по российскому сценарию. Хозяин полуострова коммунист Леонид Грач попытался не допустить к участию в выборах в парламент автономии своих основных конкурентов, после чего был сам отстранен от выборов решением суда. Впрочем, в парламент Украины Грачу позволили баллотироваться, и возможно, что он сможет добиться восстановления регистрации на выборах в Верховный совет Крыма. Но маленькая война полуостровных кланов уже спровоцировала воскрешение крымской темы на страницах московских газет и в умах российских политиков.
Казалось бы, к чему такая истерия? Почему во время президентских выборов основная интрига свелась к гаданиям, сохранится или нет "каневская четверка" основных оппонентов Леонида Кучмы, а сейчас оппоненты действуют с таким размахом, будто 1 апреля жизнь окончится и им не нужно будет пожимать друг другу руки в кулуарах новой Верховной рады? |
Ответ на этот вопрос прост. Во-первых, победитель президентских выборов был известен заранее. Во-вторых, в период между президентскими и парламентскими выборами Украина прошла через "кассетный скандал", доказавший, что наиболее эффективными могут быть только "грязные" технологии и откровенные провокации и что власть не только способна их применять, но и пасует, когда подобное оружие применяют против нее. В-третьих, парламент Украины, избираемый в воскресенье, будет работать и после следующих президентских выборов. А эти выборы должны пройти без Леонида Кучмы, у которого закончится последний по Конституции срок своих полномочий. Таким образом, основные фигуры украинской политической сцены рассматривают выборы как своеобразную генеральную репетицию передачи власти.
Именно поэтому президентскую администрацию, ринувшуюся в парламент в лице своего руководителя, бесцветного Владимира Литвина, возглавившего блок "За единую Украину", и поддержавшую несколько альтернативных проектов, щедро и бессмысленно профинансированных членами "семьи", так раздражает высокий рейтинг блока Виктора Ющенко. Дело в конце концов не в идеологии этого блока, в списке которого рядом с известными национал-демократами можно заметить ведущих представителей российского бизнеса на Украине. И даже не в самом Ющенко, который мало кому кажется сильным и волевым политиком. Дело в том, что бывшему премьер-министру и его приверженцам удалось связать себя в сознании людей с идеей необходимости и неотвратимости перемен. По существу будущие выборы зафиксируют не столько число мест, которое блок "Наша Украина" получит в парламенте (при этом не исключено, что он быстро расколется на различные фракции), сколько количество тех, которым надоела жизнь в стагнирующем, отчаянно противящемся любому развитию обществе, возглавляемым некомпетентным президентом и равнодушными к собственной стране чиновниками-казнокрадами.
Задачей же "партии власти" является сохранение этого режима и после 2004 года - по российскому либо по любому другому варианту, - так как только подобное состояние гарантирует элементарную безопасность не только Леониду Кучме и его близким, но и большей части представителей украинского истеблишмента |
Социологические опросы накануне выборов зафиксировали, что недовольных властью на Украине от 23 до 30 процентов - то есть примерно четверть населения страны. Значит, их интересы придется учитывать. Именно поэтому власти необходимо было успокоить себя любым путем, доказывая себе самой, что все не так уж и страшно, что на самом деле дело не в желании перемен, а в личном обаянии Ющенко и в убежденности электората, что именно при правительстве Ющенко населению начали наконец-то выплачивать зарплаты и пенсии. И это население необходимо разубедить, показав ему неприглядный образ кумира, а заодно испачкав грязью и лидера непримиримых оппозиционеров, бывшего вице-премьера Юлию Тимошенко.
При этом действительно все средства хороши. Когда Ющенко на российских телеканалах стали обвинять в желании "реабилитировать эсэсовцев", смешав в единое целое историю Украинской повстанческой армии и дивизии СС "Галичина", это был последний довод киевских королей и московских политтехнологов, решивших доказать электорату на юго-востоке, что Ющенко - никакой не банкир и сторонник реформ, а "западенец" с обрезом. Но такой ход таит в себе опасность: ведь за реабилитацию воинов УПА в ходе предвыборной кампании высказывались такие авторитетные лидеры пропрезидентского блока "За единую Украину", как премьер Анатолий Кинах и вице-премьер Валерий Пустовойтенко. Высказывались в общем-то вполне логично - если Украина будет отрекаться от тех, кто боролся за ее независимость, то нужна ли эта независимость ей самой?
Еще одна важная примета этих выборов - это то, что впервые в истории Украины коммунисты уступали в предвыборных опросах некоммунистическому блоку - "Нашей Украине". На российских парламентских выборах 1999 года коммунистов обошло "Единство". Но "Единство" задумывалось как "партия власти", а в украинском случае партия власти "За единую Украину" и не рассчитывает на приличный результат по партийным спискам, надеясь взять реванш в мажоритарных избирательных округах. И здесь с логикой лидеров блока можно согласиться. Местная власть все еще продолжает быть подспорьем власти центральной, и совершенно необязательно прибегать к фальсификации результатов, чтобы объяснить населению сельских районов и небольших городов, какой кандидат выгоднее для местной администрации. Так что на самую большую фракцию в новом парламенте "За единую Украину" вполне может рассчитывать. Но удастся ли ей сформировать большинство с другими пропрезидентскими силами (например, с теми же социал-демократами) - это уже очень большой вопрос.
И тут начинаются варианты. Если пропрезидентского большинства не будет, то с кем договариваться? С коммунистами? Или колоть "Нашу Украину"? Но насколько надежна будет коалиция с выходцами из этого блока? Не изменится ли расклад сил в парламенте волшебным образом перед президентскими выборами, когда ушедшие от Ющенко сторонники решат, что самое время к нему возвратиться, да еще и нынешних членов пропрезидентских фракций к нему уведут? А у президентской администрации силы будут уже далеко не те. Так что парламентские выборы на Украине - не из разряда событий, после которых принято подводить итоги. Нет, в этой стране все только начинается.