"Президент Украины Леонид Кучма, президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер подписали соглашение о создании на паритетных началах консорциума для управления украинской газотранспортной системой. Украина, по сути, отказалась от части национального суверенитета. Тем не менее это соглашение сулит всем участникам не только экономические, но и внешнеполитические дивиденды", пишет в сегодняшнем номере российского еженедельника "Итоги" Валерия Сычева.
Ветхую украинскую "трубу" (35 тысяч километров магистральных газопроводов, 122 компрессорные станции и 13 подземных хранилищ) отремонтируют на деньги европейцев. Участие Германии в консорциуме уже в ближайшее время позволит привлечь 2,5 миллиарда долларов на реконструкцию и развитие трубопровода. Так что выгода для Киева несомненна. С другой стороны, контроль Москвы за прокачкой ее топлива через территорию сопредельного государства позволит пресечь так называемый несанкционированный отбор газа Украиной.
Конец такой практики устранит один из главных раздражителей в отношениях между Москвой и Киевом, а также укрепит авторитет России как надежного поставщика топлива в глазах европейцев. Доля газа в энергобалансе Европы стремительно растет - по прогнозам, к 2030 году она займет третью часть от всего объема потребляемых Европой энергоносителей. Долгосрочное же соглашение обеспечит европейцам стабильность поставок российского газа.
Но есть в этой истории и пострадавшая сторона. Идее строительства газопровода через Белоруссию в обход Украины сбыться не суждено, во всяком случае в ближайшие годы. По прикидкам экспертов, модернизация и поддержание в порядке уже существующей трубы стоит по крайней мере вдвое дешевле строительства нового газопровода. Нетрудно угадать отношение к такому повороту президента Белоруссии Александра Лукашенко, лишающегося одного из главных козырей в партии с Москвой. Добиться желаемого "фасона" Союзного государства ему будет еще труднее.
Впрочем, до взаимопонимания на сей счет и так далеко. Говоря об итогах недавней беседы с белорусским коллегой, Владимир Путин не скрыл недовольства его подходом к юридическому оформлению Союза, в частности стремлением получить право вето при решении всех ключевых вопросов и прочей "юридической шелухой и кашей", присутствующей в предложенных Минском условиях интеграции.