"Когда недофинансированные армии переживают кризис, показухи такого рода остались единственным способом поддержания престижа военных ведомств что Украины, что России. Не зря же каждые армейские учения становятся символом некоего возрождения и национального самоутверждения независимо от их реальных результатов. Разница лишь в том, что в России прежние инструкции действуют, а на Украине решили писать свои, как это обычно и делается, кровью", пишет в материале о трагедии во Львове журналист российской газеты "Время МН" Виктор Мясников.
Первые версии причин львовской трагедии — отказ двигателей, систем управления, столкновение с птичкой. Но Су-27 — машина надежная, работала четко до последней секунды. Теперь зазвучали наивные оправдания.
У летчиков на плане, оказывается, трибуны не там были обозначены, пришлось на лету менять схему полета. Как будто они в самолете по земле ездили. Значит, изначально планировалось совершать пилотажные фигуры на минимальных высотах. Но фронтовой истребитель Су-27 предназначен не "по головам ходить", а завоевывать господство в воздухе. И неважно, что заменили самолет перед вылетом на другой, что баки были слишком полные, а налет у экипажа слишком мал — на скорости 100 м/сек сближаться с землей всегда смертельно опасно, будь хоть два полковника в кабине. Гагарину с Серегиным в свое время тоже секунды не хватило, чтобы уйти вверх.
Пролети Су-27 несколькими метрами выше, и все бы зашлись от восторга — вот какие у нас летчики, какая могучая техника! Главная причина трагедии — показуха. Особая, унаследованная от доблестной Советской армии. Помните масштабные учения, парады и спектакли? А бравых десантников, делающих сальто из бэтээра и стреляющих на лету? Переломанные ноги и позвоночники никто не считал. Показуха более способствовала служебному росту, чем реальная боеготовность подразделения.
Доставшийся Украине кусок Советской армии явно превышает ее потребности и возможности, и уж тем более степень угрозы |
А сейчас, когда недофинансированные армии переживают кризис, показухи такого рода остались единственным способом поддержания престижа военных ведомств что Украины, что России. Не зря же каждые армейские учения становятся символом некоего возрождения и национального самоутверждения независимо от их реальных результатов. Разница лишь в том, что в России прежние инструкции действуют, а на Украине решили писать свои, как это обычно и делается, кровью.
Признать, что стремление продемонстрировать военную мощь национальных ВВС привело к трагедии, никто не хочет — подрыв национального престижа. А политизированные военные игры вызывают политический резонанс. Как у нас с "Курском". Тогда тоже оппозиция требовала отставки правительства и президента. И все в конечном счете свалили на торпеду. Ни адмиралы, ни конструкторы АПЛ своей вины не видят.
Доставшийся Украине кусок Советской армии явно превышает ее потребности и возможности, и уж тем более степень угрозы. Стратегические бомбардировщики она отдала России в счет долга, но многое другое пытается содержать и даже устраивает амбициозные демонстрации. К чему это приводит, видят все. Два года назад тактическая ракета разрушила девятиэтажку, год назад сбит Ту-154, сейчас — львовская трагедия. Можно в очередной раз сменить министра обороны и начальника Генштаба, идя навстречу пожеланиям трудящихся, пересажать кучу начальников и устами генпрокурора до суда назначить виновников — армия все равно останется инструментом национального самоутверждения. И через год снова стрясется беда — с кораблем, танком, пушкой, складом 5-тонных авиабомб... Украина, может, и великая военная держава, но чересчур тесная.