Фото: Фото АР
Патриарх Алексий II в Киеве не сказал вообще ничего нового, пишет ГАЗЕТА
"Визит Алексия II на Украину не помог объединению православных", пишет Вахтанг Кипиани в статье, которую российское издание ГАЗЕТА публикует в своем сегодняшнем номере.
В понедельник, последний день пастырского визита в Киев, патриарх Алексий II возглавил праздничную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В ней приняли участие тысячи мирян и более 50 архиереев. На этом бурное и политизированное празднование 1020-летия Крещения Руси завершилось. Все остались на первый взгляд при своих. Украинское православие, расколотое на три части, получило множество сигналов, трактовкой которых на свой лад и занимается религиозно и политически активная часть общества.
Видеофайл со сценой троекратного поцелуя Виктора Ющенко и Константинопольского патриарха Варфоломея I бьет рекорды популярности в украинской блогосфере. Камера подробно показала: вот в ряду архиереев стоит патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Но Ющенко лишь молча и неэмоционально пожимает его руку. Эпизод лучше любых пространных комментариев религиоведов и политологов показывает реальный градус братских отношений и христианской любви между элитами двух стран.
Массированным пропагандистским накатом ей [администрации Ющенко] удалось показать Московскую патриархию негибким партнером, силой, нелояльной к желанию элит и большинства людей иметь независимую от чужих столиц православную церковь |
Константинопольский патриарх смог дать месседж как тем, кто надеется на повышение канонического статуса украинской церкви, так и сторонникам сохранения статус-кво - "самоуправляемой церкви с правами широкой автономии". Он так и не встретился (по крайней мере, публично) ни с одним из иерархов раскольнических с точки зрения Московской патриархии объединений - Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Братия принадлежащего УПЦ КП Михайловского Златоверхнего монастыря могла лишь наблюдать через запертые ворота за тем, как у их стен патриарх Варфоломей I и представители еще 13 церквей отдают честь памяти жертв голодомора 1932-1933 годов - обязательный пункт в протоколе времен президентства Ющенко. Кстати, если верить киевской прессе, только два человека - немецкий канцлер Ангела Меркель и Алексий ІІ - якобы отказались участвовать в возложении цветов к памятнику этой трагедии.
С другой стороны, в обращении вселенского архипастыря к украинцам было много тезисов, которые можно трактовать как согласие продолжать поиск путей к заветной автокефалии - при помощи Константинополя.
В свою очередь патриарх Алексий II в Киеве не сказал вообще ничего нового: мол, каноническая церковь в стране есть, и это УПЦ, предстоятелем которой является митрополит Владимир (Сабодан).
Московская патриархия отказывается принимать украинскую реальность, в которой существует более 5 тысяч неканонических приходов. Но, по опросам общественного мнения, именно с ними ассоциируют себя почти 80% украинских верующих. С Москвой же - только каждый пятый.
И ставка Московской патриархии на эту сравнительно немногочисленную группу воспринимается в Киеве как очевидно ретроградная. Заявление главы РПЦ, что единство русского православия никому не мешает, вызывает разочарование.
В этом смысле надо признать тактическую победу администрации Ющенко. Массированным пропагандистским накатом ей удалось показать Московскую патриархию негибким партнером, силой, нелояльной к желанию элит и большинства людей иметь независимую от чужих столиц православную церковь. Такую, какая есть у сербов, болгар, греков, грузин, румын и других народов Европы.