"Премьера нового фильма Николая Мащенко "Богдан-Зиновий Хмельницкий" на киевском фестивале "Молодость" обернулась для режиссера сокрушительным поражением", считает автор материала в российской газете "Московские новости" Геннадий Петров.
Сказать, что все десять фестивальных дней город жил кино, было бы преувеличением. Тридцать вторая "Молодость" прошла тихо и незаметно. Главной сенсацией обещал стать "Хмельницкий".
Фильм был запущен в производство полгода спустя после картины Юрия Ильенко "Молитва о гетмане Мазепе", о чем в украинской печати существует красочный рассказ самого Ильенко: "Мы встретились с Мащенко в приемной в очереди к министру культуры. Заходим в кабинет, где решаются судьбы. Министр выходит из-за огромного стола и... падает перед нами на колени: "Ко мне сразу зашли два гения". Мы с Николаем Павловичем тоже опускаемся перед Богданом Ступкой на колени, мол, мы тоже не можем не стать перед тобою на колени. Стоим так втроем. Обнимаемся... Ступка говорит, что есть 10 миллионов гривен и правительственное решение о финансировании двух ваших фильмов. Вы оба претендуете, решайте между собой, кто первый. Мащенко сказал: "Начинай ты".
"К своему "Богдану Хмельницкому, - рассказывал прессе Николай Мащенко после сдачи картины, - я готовился 12 с половиной лет". Нужно знать правду об исторических трагедиях, иначе не построить мосты, разъединяющие народы, объяснял режиссер, несколько лет возглавляющий Киностудию имени Александра Довженко, на счету которого снятые еще в советские годы такие работы, как "Овод", "Как закалялась сталь", "Комиссары", и многочисленные награды - от премии имени Николая Островского до Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. " Богдан Хмельницкий, - утверждал Мащенко, - мой герой. Меня всегда интересовали сильные личности, ибо в них ярче, чем в рядовых людях, воплощается эпоха с ее тревогами, борьбой и парадоксами".
Как известно, премьера фильма Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" на прошлогоднем Берлинском кинофестивале вызвала скандальный резонанс, и потому хотелось верить, что вторую сагу из разряда "гетманиады" будет ждать более благополучный финал. Тем паче, что после просмотра картины посол России на Украине Виктор Черномырдин сказал режиссеру, что, наверное, уже лет 20 он так не волновался, как на его картине.
Сюжет "Хмельницкого" развертывается вокруг двух центральных событий украинско-польского противостояния XVII века - осады Збаража и битвы под Берестечком. В первом случае, по словам режиссера, Богдан после четырех побед имел возможность пройти Польшу и своими саблями установить там свои законы. А в следующей битве под Берестечком войско Хмельницкого терпит поражение. В одной экранной серии, замечает Мащенко, весь образ Хмельницкого вместиться не может. Но съемочная группа эту страничку из жизни великого гетмана перевернула с любовью.
Видимо, руководствуясь этим чувством, Мащенко сочинил политкорректную драму с потайным дном, которую никто, кроме режиссера, постичь не может. Через фильм прошли тысячи статистов, не считая актеров всех крупных киевских театров, которые бьются в картине не на живот, а на смерть, при том, что во всех ракурсах показываются повешенные казаки, а самого гетмана режиссер отправляет на прогулку по полю, усеянному мертвыми телами. Но главное для Мащенко не это, а пространные монологи героев (например, гетман Хмельницкий объясняет казакам, что грабить костелы нехорошо) и стержневая мысль: поляки и украинцы воевали каждый за свою правду. Мысль историкам, наверное, понравится. Но режиссер - не историк. Как выразился актер Сергей Маковецкий, "сейчас так не снимают". Смотреть на плохо поставленные драки, на пушки, стреляющие "понарошку", на геометрически разложенных убиенных нет ни малейшего желания. Уже через полчаса зрители начали посмеиваться и подсчитывать "ляпы": то покойник оживет, то очередной казак отскочит от меча до того, как его ударят.
На фестивале Николаю Мащенко был вручен утешительный приз "За вклад в мировой кинематограф", а критики отправились писать рецензии, в которых объясняют, почему на Украине кинопроекты, не обделенные ни государственным вниманием, ни деньгами, обнаруживают свою беспомощность. Обидно, что в стране, прошлое которой - готовый сценарий для героического эпоса, - до сих пор не могут снять историческую картину, за которую можно было бы поставить хотя бы фестивальную "тройку". В этом украинская пресса проявила редкое единодушие. "Что подумают о нас в 59 странах света? - задалось вопросом патриотическое "Украинское слово". - Кто и из каких соображений решил, что "Богдан Хмельницкий" достоин открывать "Молодость"? (На мой взгляд, критика несправедлива. К сожалению, никакой альтернативы фильму Мащенко у организаторов фестиваля не было. - Г.П.) ... Кто и по каким критериям решил финансировать съемки этого совсем не дешевого фильма?.. Если принять за аксиому, что среди чиновников, которые проводят культурную политику в нашем государстве, далеко не все дураки, то остается думать одно - это целенаправленная, с дальним прицелом стратегия, ставящая целью скомпрометировать и уничтожить украинский кинематограф и украинскую культуру". Антипод "Украинского слова", пророссийский "Киевский телеграф" еще более категоричен: "Известный режиссер, снимая историческую картину, служил не искусству, а понимаемой на уровне бывших секретарей ЦК национальной идее... Заменяя мифы о Павле Корчагине мифами о гетманах, которые из-за рассказанной о них полуправде станут такими же смешными (а то и ненавистными), как гипсовые боги коммунистического пантеона, мы воспитаем очередное поколение нигилистов". Другой популярный еженедельник, "Зеркало недели", скромно назвал фильм Мащенко "неудачным". Только добрые люди из газеты "День" попытались отыскать достоинства в картине Мащенко - не получилось. "Все герои, - говорится в статье "Проигранная битва", - от простого казака или шляхтича до короля либо гетмана говорят клишированными фразами, словно заученными для специального доклада "Становление национальной идеи на Украине в период освободительных войн XVII столетия". И это, резюмирует "День", проблема не одного "Хмельницкого", но, похоже, всех наших костюмных драм, проваливающихся стабильно и беспросветно.
Сам режиссер упорно отказывается от какой-либо дискуссии со своими критиками. Хотя корреспонденту "МН" он заявил, что считает справедливыми "далеко не все критические замечания в адрес картины". По мысли Мащенко, две серии фильма должны быть разделены на четыре части и показаны по телевизору. Но решатся ли украинские чиновники от телевидения демонстрировать "Богдана Хмельницкого" всей Украине после того, как ни одна из ведущих украинских газет не удостоила фильм положительной рецензии?