Миссия ЕС должна усмирить контрабандистов на границе между Молдавией и Украиной, пишет во вчерашнем номере газеты Frankfurter Allgemeine журналист Михаэль Мартенс.
Однако криминал в Приднестровье хорошо организован. Его товар – водка, машины, сигареты и... куриное мясо.
Если статистика не лжет, то больше нигде в мире не употребляют столько куриного мяса, как на узкой полоске земли недалеко от Одессы, а именно – в Приднестровье, которое согласно международному праву принадлежит Молдавии, но с 1992 года контролируется Москвой и маленькой кликой дружественных Кремлю сепаратистов. "С точки зрения статистики любовь приднестровцев к домашней птице феноменальна", – рассказывает итальянский таможенник, пожелавший сохранить анонимность. Только с октября 2005 по март 2006 года мятежная территория импортировала почти 40 тыс. тонн куриного мяса, и с тех пор объемы только увеличились. "Мы установили, что каждый житель Приднестровья потребляет в месяц примерно 10 кг курятины", – говорит итальянец и для сравнения приводит другую цифру. Среднему немцу такого же количества куриного мяса хватает на год.
Но он прекрасно понимает, что эти данные существуют только на бумаге. Итальянский таможенник – один из 230 сотрудников миссии ЕС Eubam (European Union Border Assistance Mission), которая с конца 2005 года оказывает поддержку украинским и молдавским пограничникам, несущим свою вахту на этой юго-восточной окраине Европы. Официально миссия Eubam родилась по просьбе украинского президента Ющенко и его молдавского коллеги Воронина. Однако молдавские дипломаты рассказывают, что Брюссель заблаговременно оказал значительное давление на лидеров обоих государства, чтобы те согласились с отправкой миссии. Ведь этот пограничный причерноморский регион давно считается оплотом контрабандистов и спекулянтов – и со времени вступления в 2007 году в ЕС Румынии, западной соседки Молдавии, он оказался прямо под боком у Евросоюза.
Контролировать эту местность сложно. Граница между Украиной и Молдавией имеет протяженность 1222 км, и больше ее трети, почти 470 км, контролируется Приднестровьем. Для ЕС важнее всего именно этот участок. Международные наблюдатели уже давно подозревают, что власть имущие Приднестровья финансируют свой режим за счет масштабной нелегальной торговли – иногда речь велась даже о наркотиках и оружии.
Вскоре после начала работы миссии европейские таможенники и полицейские смогли подтвердить как минимум часть этих опасений. В частности, предположение, что криминальные украинские олигархи играют важную роль в образцово организованной преступной деятельности на Днестре. Одесса, всегда лениво-нарядная украинская многомиллионная метрополия времен Екатерины Великой, где располагается штаб-квартира Eubam, является для бесчинствующих контрабандистов региона центральным звеном.
Одесса, всегда лениво-нарядная украинская многомиллионная метрополия времен Екатерины Великой, где располагается штаб-квартира Eubam, является для бесчинствующих контрабандистов региона центральным звеном.
В Одессе и Ильичевске, двух главнейших портах Украины, разгружаются огромные суда с куриным мясом. Товар прибывает, прежде всего, из Соединенных Штатов и Бразилии, при этом в качестве конечного получателя в накладных указаны приднестровские фирмы. Поскольку официально поставки для украинского рынка не предназначены, в казну Украины никакая пошлина не поступает. Колонны грузовиков, доверху заполненных мясом, уходят из Одессы в направлении Приднестровья. И хотя в миссии Eubam каждый знает, что будет дальше, но вмешаться ее сотрудники не могут. "Ведь до этого места все легально", – говорит итальянский таможенник из Eubam.
Нелегальная часть операции начинается уже на территории Приднестровья, которая вышла из-под контроля молдавского государства – и, тем самым, контроля Eubam. Из Приднестровья через неохраняемые участки границы товар возвращается на Украину, иногда колоннами до 20 автомобилей, которые пересекают плохо контролируемую местность по чистому полю. Другие контрабандисты везут товар на лодках по Днестру.
Расходы окупаются, ибо рентабельность велика: импортное мясо облагается на Украине 30-процентной пошлиной. Поэтому в качестве эффективного средства против спекуляции Eubam рекомендует украинскому правительству в Киеве снизить таможенную пошлину. Речь для Киева идет о существенной сумме: по оценке Eubam, одна лишь контрабанда "приднестровской" курятины облегчила за полгода украинский бюджет примерно на 40 млн евро. А ведь еще существует подобный намного более прибыльный бизнес на алкоголе, машинах, лекарствах и сигаретах. Во время международной операции в апреле 2007 года стал понятен как минимум размах этих дел: за несколько дней молдавские и украинские таможенники кроме 40 т мяса конфисковали 26 тыс. бутылок водки и более 400 тыс. сигарет.
Во время международной операции в апреле 2007 года стал понятен как минимум размах этих дел: за несколько дней молдавские и украинские таможенники кроме 40 т мяса конфисковали 26 тыс. бутылок водки и более 400 тыс. сигарет.
Однако обычно на подобные операции сил не хватает. "Пограничники выявляют только часть случаев", – говорят в Eubam. На Днестре, как и в других непрозрачных регионах мира, государства и их не всегда отделимая от них нелегальная база ведут между собой соревнование за лучшую техническую оснащенность. В которой криминал обычно оказывается на несколько шагов впереди. "Наши филиалы неоднократно сообщали, что пограничники даже не могут нести патрульную службу, поскольку у них нет денег на бензин", – жалуется один из сотрудников Eubam. ЕС немедленно выделил на бензин 130 тыс. евро. А также поставил компьютеры, цифровые камеры, мобильные телефоны и другие необходимые средства.
Однако материальное оснащение не сыграет определяющей роли, пока судебная система на Украине остается столь коррумпированной, как сейчас. Пойманные контрабандисты часто платят какие-то смешные штрафы – если их дела вообще доходят до суда. "Законы не являются средством устрашения. Кроме того, контрабанду вообще очень трудно подтвердить. В большинстве случаев товар, провозимый контрабандой, обнаруживается уже в стране, без сопроводительных документов. Водители в подобных случаях говорят, что они его просто нашли", – подтверждает один украинский юрист. Росту мотивации пограничников не содействует и то обстоятельство, что захваченные ими контрабандисты снова выходят на дело сразу после ареста, потому что у коррумпированных или заваленных делами судов руки до них просто не доходят.
Чтобы парализовать контрабанду, преступников необходимо задерживать непосредственно при переходе границы, но из-за недостатка кадров контроль над отдаленными участками границы не находится на должной высоте или даже не осуществляется вовсе. И хотя с украинской стороны были оборудованы траншеи, заборы, установлены датчики движения и другие преграды, но, похоже, банды до сих пор видят спортивный интерес в том, чтобы преодолеть все эти препятствия. Если их все же когда-нибудь задерживают, то все еще остается шанс договориться с плохо оплачиваемыми и часто не слишком мотивированными пограничниками. Eubam остается на все это только смотреть и, в лучшем случае, давать советы.
Чтобы парализовать контрабанду, преступников необходимо задерживать непосредственно при переходе границы, но из-за недостатка кадров контроль над отдаленными участками границы не находится на должной высоте или даже не осуществляется вовсе.
При этом подтверждения нелегальной торговле оружием европейская миссия до сих пор найти так и не смогла. Однако никто не знает, нет ли других каналов, по которым осуществляется контрабанда оружия. "Неофициально нам сообщают, что военный аэропорт в Тирасполе, столице Приднестровья, функционирует. Но он нам недоступен", – говорят в Одессе.
Один молдавский бизнесмен из Бендер, с территории, контролируемой приднестровским режимом, несколько лет назад переселившийся в столицу Молдавии Кишинев, подтвердил это подозрение в беседе с нашим корреспондентом: "Уже в советское время в Бендерах существовал огромный секретный оружейный завод. Но все знали, что он поставлял свою продукцию на оборонные предприятия в Россию".
После распада Советского Союза и непродолжительной остановки завод быстро нашел новые рынки, куда стал продавать, в частности, зенитные ракеты – всем, у кого были деньги, рассказал бизнесмен, у которого был доступ на территорию завода. Кроме того, в девяностые годы, а может быть, и позже, за бесценок распродавались запасы из огромных арсеналов, оставленных располагавшейся некогда в Приднестровье 14-й армией советского Одесского военного округа.
Но пока все это только предположения. "Мы не в состоянии проверять подобные слухи, потому что у нас нет соответствующих полномочий и доступа в ту часть Молдавии, которая контролируется Приднестровьем, – говорит заместитель главы Eubam Удо Буркхольдер. – Мы можем давать только рекомендации". Буркхольдер был инспектором пограничной охраны и полиции Германии, из многолетнего профессионального опыта ему знакомы трюки и уловки контрабандистов. Его оценка роли Eubam сдержанно оптимистична. Хотя налицо рост профессионализма пограничников, однако, считает он, база для прогресса еще очень слаба. Поэтому мандат Eubam, срок которого истекает в конце будущего года, должен быть продлен. "Если работа миссия закончится в ноябре 2009 году, возникнет опасность стагнации", – говорит Буркхольдер.
Как только Украина начинает оказывать давление на Приднестровье, в ответ она чувствует противодействие со стороны России. Маленькой Молдавии приходится еще хуже.
Но успех не может быть достигнут без конструктивной роли Украины, где на фоне борьбы за власть в Киеве вряд ли кто-то еще надеется на Eubam, тем более что Россия тоже не бездействует. Как только Украина начинает оказывать давление на Приднестровье, в ответ она чувствует противодействие со стороны России. Маленькой Молдавии приходится еще хуже. Кишиневские политики видят в запрете на ввоз в Россию молдавского вина, введенном Кремлем в марте 2006 года, своего рода наказание, потому что тогда Москва очень рассердилась на упрямого президента Воронина и его поддержку миссии Eubam.
Эмбарго, в данный момент уже частично снятое, тяжело ударило по самой важной отрасли молдавского экспорта, и этот великорусский урок Воронин усвоил. И хотя он продолжает держаться за Eubam, однако с тех пор он всеми силами стремится к тому, чтобы не рассердить Россию. Итак, люди, товары, услуги и капиталы, скорее всего, будут и дальше свободно передвигаться в обе стороны через приднестровский участок молдавско-украинской границы, который не совсем соответствует представлениям ЕС. И любовь приднестровцев к куриному мясу – по крайней мере, по статистике – может еще довольно долго оставаться на сегодняшнем уровне.
Оригинал статьи: Die Schieber vom Schwarzen Meer
Перевод: ИноПресса.ru