Под таким заголовком журналист российской газеты "Коммерсантъ" Григорий Руденко пишет о событиях в украинском парламенте 12 декабря, когда голосование об отставке главы НБУ Владимира Стельмаха превратилось, по словам автора, в "самую масштабную драку" за всю историю украинского парламентаризма.
Кресло главы НБУ стало разменной монетой после утверждения нового премьера. В обмен на голоса пропрезидентские фракции потребовали ряд ключевых должностей, в том числе передачу руководства Национальным банком страны в руки номинального лидера фракции "Трудовая Украина" Сергея Тигипко. Однако для отставки нынешнего главы Нацбанка Владимира Стельмаха не хватило всего несколько голосов.
По регламенту рады президент имеет право внести повторное кадровое представление лишь на следующей сессии. Однако он повторно попросил отставки главы Нацбанка с последующим утверждением в этой должности господина Тигипко. В итоге заседание в конце минувшей недели вылилось в масштабную потасовку.
Утром в день голосования сессионный зал напоминал футбольный стадион. Только верхние балконы были увешаны не флагами фанатов, а антипрезидентскими лозунгами. Четыре оппозиционные фракции, понимая, что в этот раз кадровая ротация будет произведена, пошли на срыв заседания. Свое решение перенести уличные баталии в сессионный зал они объясняли не только тем, что Владимир Стельмах имеет репутацию незаангажированного политикой человека.
Лидер оппозиционной фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко накануне заявила, что кресло главы Нацбанка необходимо нынешней власти для того, чтобы накануне президентских выборов-2004 начать переброску финансовых активов государства в офшорные зоны. В качестве примера лидер фракции "Батькивщина" рассказала о готовящейся операции с эмиссионными бумагами акционерной компании "Нефтегаз Украины". По ее словам, облигации компании на 3,5 млрд гривен (около $660 млн) будут куплены коммерческими банками; сделать это заставят в принудительном порядке. Затем эти ценные бумаги будут выкуплены Нацбанком, который передаст их Торговому дому НАК "Нефтегаз Украины". Эта структура, как утверждает лидер оппозиции, контролируется группой объединенных социал-демократов во главе с нынешним руководителем президентской администрации Виктором Медведчуком и почетным президентом киевского "Динамо" Григорием Суркисом. "Таким образом, будут искусственно созданы долги, и вся эмиссия пойдет на предприятия Медведчука и Суркиса",– заявила госпожа Тимошенко. Она же стала одной из самых активных участниц конфликта, переросшего в схватку.
Как только в зале появился спикер Владимир Литвин, трибуну и президиум окружили около ста представителей оппозиции. Четыре раза подряд председатель верховной рады был вынужден объявлять перерыв, однако оппозиционеры не желали оставлять захваченный плацдарм. Их не остановило и то, что Владимир Стельмах, не желая обострять конфликт, сам написал прошение об отставке. Регламентная норма была восстановлена. Но лидер фракции "Наша Украина" Виктор Ющенко сообщил, что на Владимира Стельмаха было оказано "циничное и невиданное давление" и господин Ющенко не верит в искренность его шага, а значит, не признает такую отставку. Его поддержали левые фракции.
После этого депутаты меньшинства сломали микрофон спикера и опрокинули компьютеры системы подсчета голосов "Рада". В зале начали вспыхивать потасовки между парламентариями. В одной из них пострадала и Юлия Тимошенко. По ее словам, ее ударил по почкам Григорий Суркис. На почетного президента ФК "Динамо" бросился испытанный парламентский боец Степан Хмара. Добраться до горла объединенного социал-демократа ему не дали члены фракции СДПУ (о), вставшие стеной между дерущимися. Тогда Степан Хмара начал плеваться, не попадая, однако, в обидчика лидера "Батькивщины"; господин Суркис в этот момент через головы своих сторонников что-то ему кричал о закатывании в асфальт.
Почетный президент "Динамо" потом рассказал журналистам, что у него рука на женщину не поднимется, а госпожа Тимошенко начала первая. "Она с утра была настроена члено... (пауза) вредительски",– сказал Григорий Суркис, поведав, что Юлия Тимошенко ударила его каблуком по ноге, "испортив единственные новые туфли в моей коллекции".
В зале же члены блока Юлии Тимошенко начали скандировать ""Бешикташ" – чемпион!", а сторонники Виктора Ющенко и коммунисты – демонстративно рвать билеты на проходивший в тот день матч Кубка UEFA. Антидинамовские лозунги переросли в традиционное "Кучму – геть!".
На следующий день оппозиция признала, что методы ее борьбы с "режимом Кучмы" далеки от цивилизованных. Однако иного выхода она не видит. Представители большинства в ответ заявили, что могут провести необходимое голосование и вне стен парламента, например в Украинском доме (бывшем Музее Ленина). "Мы их и на Луне найдем, а не то что в Украинском доме",– сразу отреагировала Юлия Тимошенко.
Ситуация может еще больше обостриться во вторник. Загнанная в угол оппозиция, считающая себя победителями последних парламентских выборов, готова пойти намного дальше уничтожения микрофонов в зале парламента. А власть отнюдь не намерена искать компромисс со своими противниками и сама готова начать действовать силовыми методами.