Сегодня, 28 марта, в Киеве состоится Форум демократических сил, организованный блоком "Наша Украина". Его лидер Виктор Ющенко надеется, что именно здесь украинские партии, выступающие за смену власти, смогут договориться об общей платформе, которая позволит выдвинуть единого кандидата на предстоящих выборах президента. И, хотя сам Ющенко избегает говорить об этом, очевидно, что в роли такого кандидата он видит именно себя. Накануне Форума корреспондент российского интернет-издания ГАЗЕТА Сергей Боровиков взял интервью у Виктора Ющенко.
- Заявлений о том, что вы выставите свою кандидатуру на выборах, до сих пор нет. Хотя реально в этом никто не сомневается. С чем связана такая позиция?
- Выборы - это тот процесс, когда важно соблюсти все формальные процедуры. Фальстарт здесь столь же опасен, как и старт запоздалый. Официально предвыборная кампания еще не началась, и кандидата от нашего блока еще надо утвердить. В нужный момент решение будет принято.
- Ждет ли Москву радикальный пересмотр отношений с Киевом в случае избрания Ющенко президентом? Ведь ваш блок является прозападным.
- Я вас уверяю, это не так! Я без устали буду аргументировать позицию "Нашей Украины" и доказывать, что эта позиция не является антироссийской и никогда не будет антироссийской. Напротив - мы всегда предлагали отнестись серьезно к укреплению связей между нашими странами. Отношения с Россией - это очень важный элемент украинской политики, и к нему относиться нужно последовательно и серьезно.
- То есть вы гарантируете, что после вашего прихода к власти резких изменений в российско-украинских отношениях не будет?
- Отчего же не будет? Скорее, наоборот! На мой взгляд, то, что происходит между нами сейчас, не устраивает ни российскую, ни украинскую стороны. Ни в экономическом, ни в политическом контексте. Меня в свое время шокировали результаты социологического опроса, проведенного в конце 2002 года. На вопрос, как вы оцениваете украино-российские отношения, около 70% респондентов ответили, что считают наши отношения нестабильными. Это то ощущение, которое есть у людей, у деловой элиты, у политической элиты. И это то, что обязательно нужно менять!
- Что именно вас не устраивает? Политика или экономика?
- И то, и другое. Вы посмотрите, что происходит в последнее время: год проходит, и мы теряем 10-15 пунктов товарооборота. Это говорит о том, что у нас нет отработанной модели экономических отношений. И это невыгодно как России, так и Украине. Нам необходимо оптимизировать отношения.
- Если вы станете президентом, что вы поменяете в первую очередь? Как можно исправить эту ситуацию?
- Это приблизительно то, что мы хотели сделать в 2001 году вместе с правительством Касьянова (в это время Ющенко занимал пост премьера. - ГАЗЕТА). Наиболее важно для нас сейчас - наладить деловые отношения. Суть такова: нужно выписать идеологию организации торговой политики, которая позволит отменить систему двойного налогообложения, экспортные ограничения по товарам или группам товаров, упростить таможенные процедуры. Ключевой вопрос - создание зоны свободной торговли. Эту реформу планировалось провести до осени 2001 года. Но правительство сменилось, а результата нет. Глядя на то, что происходит, я могу сказать: это не политика сближения двух стран, а, напротив, политика удаления.
- И в случае избрания на пост президента вы поднимете вопрос подписания этих документов?
- Добиваться введения этих правил мы будем еще до выборов. И уже сделаны первые шаги: в июне пройдут парламентские слушания по российско-украинским отношениям, инициированные блоком "Наша Украина". Впервые проблемы во взаимоотношениях наших стран будут рассматриваться на таком уровне. Мы предложили пригласить украинских и российских политиков, экспертов, представителей бизнеса и рассмотреть весь спектр проблем - культурные связи, торговые, оборонные и, конечно, экономические вопросы. В это же время мы планируем проведение "круглого стола" по теме газотранспортного консорциума с влиятельным представительством политиков и экспертов.
- Вы допускаете, что Леонид Кучма поддержит вас перед выборами?
- Я над этим и не думал. И никогда не выстраиваю свою позицию в таком контексте - совпадает она или нет с позицией главы государства. Я исхожу из стратегических интересов Украины.
- Но разве возможность стать преемником Кучмы вас не привлекает?
- Нет, ничуть. Я считаю, что не должно быть никаких разговоров о политических наследниках или наместниках. Президента выбирают не в Москве, Варшаве или Вашингтоне. И тем более его не объявляют как преемника. Президента должен определить народ. Это единственная демократическая формула.
- А вы не боитесь тотальной фальсификации на выборах в пользу президентского преемника?
- Опасаюсь. Недавние выборы в парламент показали, что это реальное опасение. На Украине при действующей власти демократические выборы провести невозможно, и это не секрет. Кстати, недавно проводился опрос, и 56% украинцев заявили, что не верят в демократические выборы на Украине.
- Вы верите, что власть сменится?
- Да. И я думаю, что единственная возможность для этого будет в случае, если демократические силы объединятся и выставят одного кандидата. Если объединиться не удастся, нынешняя власть опять победит - нас этому научила история.
- И единым кандидатом должны стать вы?
- Ответ на этот вопрос сейчас я дать не могу, он будет только после консолидации демократических сил, когда определится общее решение. У нас на прошлых выборах, в 1999 году, был опыт "Каневской четверки" - в тот раз кандидаты тоже попытались объединиться. Вот только будущим президентом каждый из них видел именно себя. В этом была их ошибка, и "четверка" развалилась.
- А вы видите в этой роли не только себя?
- А вы подойдите к 48 миллионам украинцев и спросите у каждого: ты хочешь стать президентом? Я думаю, 47 миллионов вам ответят, что хотят. Человек 10 точно ответят, и они действительно хотят занять это место. Но это ответ не по существу. По сути, нам надо добиться объединения, а затем согласовать единую программу и единого кандидата.
- Вы поддержите этого человека, даже если его фамилия будет не Ющенко?
- Главное - добиться смены нынешней системы власти. А персоналии - это для меня, поверьте, вопрос второстепенный. Я поддержу то решение, к которому придут консолидированные политические силы. И если таким согласованным кандидатом от оппозиции буду я, я буду руководствоваться этим политическим решением.
- На сегодня одна из четырех оппозиционных сил на Украине - коммунисты. На ваш взгляд, ваш союз с ними жизнеспособен?
- Не надо забывать о нашей главной цели. А главная цель - это смена власти на Украине. Любой ценой. Сейчас мы делаем жесты навстречу всем. И если на данный момент наши интересы совпадают с интересами коммунистов, то почему бы нам не занять общую позицию? Но не стоит жить иллюзиями. По каким-то пунктам логика коммунистов известна и объяснима. Здесь нам с ними по пути. Но в остальном они все равно будут отстаивать свои традиционные позиции. И здесь нас ничего не связывает. Когда мы боремся за смену нынешней власти, нам действительно без разницы, под какими флагами стоят наши соседи. Но ответственность за контроль над новой Украиной, построение новой власти могут взять не все. Я уверен, что этот вопрос должны контролировать только силы демократической направленности.
- На ваш взгляд, Леонид Кучма продержится до конца президентского срока или его все же вынудят уйти в отставку?
- Я не хотел бы это прогнозировать. Вопрос - теоретический, и ответ зависит от очень многих факторов и обстоятельств.