До скандала с письмом иностранных послов официальный Киев никогда не говорил о вмешательстве Запада, четкую семантическую связь имели понятия "вмешательство" и "Россия", пишет российская "Независимая Газета". Для власти же было естественным внимать достаточно ультимативным рекомендациям из-за океана и в крайнем случае не соглашаться в очень почтительной форме.
На Украине и в мире по-разному оценивают причины отставки Борисюка с поста министра иностранных дел. Лидер украинского Народного Руха Юрий Костенко однозначно убежден, что министр снят под давлением России. А видный политолог Михаил Погребинский считает такое давление обстоятельством второстепенным.
По его мнению, главная причина в том, что на протяжении последних лет отношение Запада к Украине ухудшалось, а министр не проявлял заметной активности, чтобы противодействовать формированию негативного имиджа Украины. Такой же точки зрения, как и Погребинский, придерживаются агентства "Франс Пресс" и "Рейтер".
Как бы то ни было, прогнозируемая отставка Тарасюка произошла в тот самый день, когда недовольство Киева отношением Запада вылилось в доселе невиданную форму: впервые в истории независимой Украины глава МИД выразил дипломатическим представителям США и Канады протест по поводу их вмешательства во внутренние дела страны.
Таким вмешательством, ставшим, возможно, последним аргументом в пользу отставки Тарасюка, было сочтено адресованное президенту Кучме письмо послов США и Канады Стивена Пайфера и Дерека Фрейзера, под которым поставили подписи и руководители украинских филиалов ЕБРР и Всемирного банка Эндрю Ситон и Грегори Эджейчак.
Суть конфликта заключалась в том, что - также впервые в истории - правительство Украины подготовило проект бюджета, в соответствии с которым финансирование городов и районов определялось непосредственно из Киева, минуя областные бюджеты. Назначаемые президентом главы обладминистраций стали выражать недовольство, и Леонид Кучма их поддержал.
Он назвал действия правительства "реформаторской чесоткой" и предложил сперва опробовать новую схему в одной-двух областях. Кабмин отступил, но бюджетный процесс не затормозился, поскольку у правительства был параллельно заготовлен проект, рассчитанный по старой схеме.
Однако западные представители расценили отказ от реформы межбюджетных отношений как отступление от реформ вообще. Они выразили обеспокоенность и "настойчиво посоветовали" президенту пересмотреть решение, которое, как прозрачно намекалось в письме, влекло отказ западных доноров от запланированных инвестиционных проектов. Документ появился в газете "Факты" (одной из самых пропрезидентских и тиражных), где был назван шантажом.
Прежде официальный Киев никогда не говорил о вмешательстве Запада, четкую семантическую связь имели понятия "вмешательство" и "Россия". Для власти же было естественным внимать достаточно ультимативным рекомендациям из-за океана и в крайнем случае не соглашаться в очень почтительной форме.
Теперь же президент не стал слушаться советов посла США Стивена Пайфера и главы представительства Всемирного банка в Киеве Грегори Эджейчака. Они настаивали, чтобы Кучма отменил свой Указ "О неотложных мерах по развитию производства и стимулированию рынка зерна".
Однако это письмо имело резонанс лишь на Западе. "Уолл-стрит джорнэл" и "Файнэншл таймс" цитировали его как раз в то время, когда украинская делегация вела переговоры в штаб-квартире МВФ. Киевская же пресса сообщала о нем скупо, и никакого дипломатического скандала не было.
А вот в сентябре новое произведение тех же "подписантов" и примкнувших к ним Ситона и Фрейзера вызвало иную реакцию. И дело здесь не в том, что у президента могло лопнуть терпение, и не в том, что надо было создать громкий повод для давно намеченного увольнения Тарасюка.
Думается, главные факторы другие. Предложения западных представителей посягают на президентскую вертикаль власти. Как отмечал глава бюджетного комитета Александр Турчинов, с принятием новой модели назначаемые президентом губернаторы, которые делили бюджетный пирог на местах, утрачивают политические рычаги давления на города и районы. А поскольку сам Турчинов такой вариант формирования бюджета приветствовал и отстаивал, письмо дипломатов выглядело и формой поддержки главы бюджетного комитета, а через него и самой неприятной для президента фигуры в правительстве.
Ведь Турчинов очень близок к вице-премьеру Юлии Тимошенко и является вторым человеком в возглавляемой ею партии "Громада". Этого президент тем более не мог оставить без внимания.