Москва пытается мобилизовать Европу для усиления давления на Украину, пишет Алексей Гривач в сегодняшнем номере газеты Время новостей.
Война нервов и взаимных обвинений между Россией и Украиной продолжается. Вчерашний день не принес изменений в ситуацию с транзитом российского газа в Европу через украинскую территорию. Более того, перспектива восстановления транзита остается туманной. В этой ситуации президент России Дмитрий Медведев выступил с инициативой провести в Москве 17 января специальный саммит глав государств и правительств стран, которые получают или транзитируют газ. Некоторые из них уже вчера были в Москве.
По приглашению Владимира Путина в его резиденции Ново-Огарево собрались премьер-министры Словакии Роберт Фицо, Болгарии Сергей Станишев и Молдавии Зинаида Гречаный. До этого высокопоставленные гости посетили Центральный производственно-диспетчерский департамент Газпрома, где смогли убедиться в онлайн-режиме, что кран для поставки газа в их страны открыт на территории России и закрыт на входе в систему на территории Украины.
А затем их принял и Дмитрий Медведев. "Надеюсь, что встреча, которая пройдет в Москве, позволит найти выход из сложившейся ситуации и позволит избежать таких ситуаций в будущем", - сказал президент, сообщив, что он высказал эту идею в телефонном разговоре с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Как передает Интерфакс, чешское председательство Европейского союза "изучает" предложение президента Дмитрия Медведева о встрече в верхах по проблеме поставок газа в Европу.
А представитель Еврокомиссии Йоханнес Лайтенбергер, подтвердив факт получения г-ном Баррозу устного предложения из Москвы, заметил: "Нужно уточнить детали возможного формата этой встречи". Пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова утвердительно ответила на вопрос Времени новостей, намерен ли Кремль пригласить на мероприятие президента Украины Виктора Ющенко и премьер-министра Юлию Тимошенко.
Цель российских властей становится все более очевидной. Сначала добиться фактического вовлечения Евросоюза в качестве наблюдателя за чистотой транзита через Украину, затем прямо на глазах европейских представителей продемонстрировать, что Нафтогаз не обеспечивает транзит.
Однако вероятность положительного ответа из Киева крайне мала. Во-первых, там продолжается политический кризис, со взаимными обвинениями президента и премьера в срыве договоренностей по газу. Во-вторых, там понимают, что это будет очередной раунд публичной "экзекуции" за проблемы с транзитом. Поэтому ближе к вечеру пресс-служба украинского лидера сообщила, что он считает нецелесообразным проводить газовый саммит в Москве, на территории одной из стран-участниц конфликта. "Президент считает наиболее приемлемым местом проведения такого рода саммита одну из европейских столиц - например, Прагу как столицу страны, которая председательствует в ЕС, или Брюссель как место, где расположена штаб-квартира Еврокомиссии", - сказано в пресс-релизе.
"Считаю, как минимум, мы могли бы рассмотреть два вопроса", - заявил Дмитрий Медведев, обосновывая идею созвать саммит на высшем уровне. Во-первых, речь пойдет о том, "как положить конец конфликту". Во-вторых, необходимо будет рассмотреть вопрос по предотвращению подобных ситуаций в будущем. "Мы не должны становиться заложниками ситуаций, складывающихся в других государствах", - подчеркнул российский президент. Он напомнил, что вчера председатель правительства Украины обвинила президента этой страны, что по его вине были сорваны договоренности о поставках. Г-н Медведев считает, что это внутреннее дело Украины, но она, "как государство, стремящееся к единству и полноценным отношениям с ЕС, должна осознать свою ответственность".
Цель российских властей становится все более очевидной. Сначала добиться фактического вовлечения Евросоюза в качестве наблюдателя за чистотой транзита через Украину (и это удалось сделать после подписания трехстороннего протокола о мониторинге), затем прямо на глазах европейских представителей продемонстрировать, что Нафтогаз не обеспечивает транзит (вчера и позавчера наблюдатели и даже первые лица европейских стран имели возможность наглядно убедиться в этом, что зафиксировано документально).
А теперь нужно, чтобы Брюссель наконец признал Киев виновным в ситуации и приложил все силы для принуждения Украины к сотрудничеству.
А теперь нужно, чтобы Брюссель наконец признал Киев виновным в ситуации и приложил все силы для принуждения Украины к сотрудничеству. Еще определеннее на эту тему высказался вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин: "Мы благодарны тому уровню сотрудничества, который достигнут с Европейским союзом, с Еврокомиссией и с отдельными странами. Но я думаю, у нас выход один - консолидировать наши усилия, занять общую позицию и развести две проблемы - поставки для внутреннего пользования Украиной газа и транзит".
Брюссель оказался перед тяжелым выбором: принять предложение Москвы и оказать усиленное давление на Украину или отказаться, оставив своих восточно-европейских членов без политической поддержки. К тому же в Еврокомиссии с упорством, достойным иного применения, не хотят обвинять Киев в блокировании поставок.
До сих пор большинство европейских политиков и чиновников публично придерживались "вооруженного нейтралитета", призывая обе стороны прекратить морозить страны Восточной Европы. Это уже само по себе было большим информационным успехом Москвы по сравнению с ситуацией 2006 года, когда все симпатии были на стороне Киева. И постепенно отношение к причинам конфликта продолжает меняться. К примеру, в Словакии были крайне возмущены приемом, который был оказан премьер-министру Роберту Фицо в Киеве, куда он заехал по дороге в Москву (делегация ждала аудиенции Юлии Тимошенко целый час). "Нас не интересуют ваши споры, нам нужен газ", - заявил он своей украинской коллеге. Но не был услышан.
"Нас не интересуют ваши споры, нам нужен газ", - заявил премьер-министр Словакии на встрече с Юлией Тимошенко своей украинской коллеге.
Ранее действия Украины публично осуждали главы правительств Сербии, Италии и Румынии. По мере истощения запасов газа и ухудшения ситуации с компенсацией поставок газа из других источников беспокойство действиями Киева будет, очевидно, нарастать. У Словакии, по официальным заявлениям, газ кончится через 14 дней, Боснии и Герцеговине ресурсов хватает только до пятницы, Греция решила проблему закупками сжиженного природного газа до конца текущего месяца. Болгария за счет хранилища газа может снабжать потребителей больше двух месяцев, но только в очень ограниченном режиме (не более 30% от обычного уровня).
Сложнейшая ситуация в южных районах Молдавии и Приднестровье, где альтернативных источников поставки просто нет. Наконец, у самой Украины большие проблемы с газоснабжением, значительная часть промышленных потребителей сейчас вообще не обеспечивается газом, ТЭС по максимуму переведены на мазут и уголь.
Ночью 14 января Газпром, как и сутками раньше, подал заявку на транспортировку через измерительную станцию "Суджа" 13,9 млн кубометров для потребителей Молдавии, 62,7 млн кубометров на Балканы и в Турцию, а также 22,2 млн кубометров потребителям Словакии. Нафтогаз ответил, что не располагает технической возможностью для прокачки этих объемов, и не стал пускать газ в систему. Предложение Братиславы о поставках газа в Словакию на базе обменных операций между Газпромом и Нафтогазом, принципиально поддержанное в Москве, на момент подписания номера также не было оформлено в конкретные договоренности.
Из Киева не подтвердили готовность осуществить такую транзакцию. Нафтогаз прислал Газпрому проект соглашения "О мерах, обеспечивающих транзит". Документ обязывает российскую компанию передавать транзитеру до конца марта газ для технологических нужд в объеме 21 млн кубометров в сутки (или 1,56 млрд кубометров на срок действия соглашения). Вторым пунктом предусматривается, что стороны обязуются в кратчайшие сроки подписать контракт на куплю-продажу этих объемов, в рамках которого следует урегулировать вопросы газа, отобранного украинской компанией из трубы 1-6 января. Газпром публично это предложение не комментировали. Но, по информации Времени новостей, ответили на него письменным отказом. Украина должна обеспечить топливный газ из своих ресурсов либо купить и оплатить его.