"Американское обвинение расширило перечень вопросов, рассматриваемых в рамках дела Лазаренко", пишет в материале из Киева корреспондент газеты "Время новостей" Светлана Степаненко.
Агенты ФБР и представители американской прокуратуры продолжают в Киеве опрос свидетелей по делу бывшего главы украинского правительства Павла Лазаренко. Начиная с понедельника, ежедневно показания дают от трех до семи человек. Кто уже побывал в генпрокуратуре, где проходят допросы, неизвестно. Поговаривают, что американцы хотели побеседовать и с российскими свидетелями, однако получили отказ. Сам г-н Лазаренко уже не первый год находится в американской тюрьме в ожидании суда по обвинению в отмывании "грязных" денег. Экс-премьер, которому в США грозит около 250 лет тюремного заключения, по-видимому, поделился с американцами всеми доступными ему сведениями об украинской коррупции. Среди 30 высокопоставленных украинских свидетелей значится и фамилия Леонида Кучмы.
Уголовное дело против Лазаренко заведено и на родине. Здесь его обвиняют в получении взяток от компании "Единые энергосистемы Украины" (ЕЭСУ), переводе на счета швейцарских банков валютных средств колхоза "Научный" и закупках по завышенным ценам сборных дачных домиков у панамской компании с сомнительной репутацией (навар якобы составил около 900 тыс. долл.). Исходя из этих данных, в США Лазаренко предъявили обвинение в организации заговора для отмывания 114 млн долл., полученных незаконным путем "в уплату за ведение торговли на Украине", а также в переводе 70 млн долл. в банк государства Антигуа и Барбуда (оно пользуется налоговыми льготами).
Теперь американское обвинение расширило перечень вопросов, рассматриваемых в рамках дела Лазаренко. К нему якобы присоединены нелегальные записи из президентского кабинета, сделанные охранником Кучмы Николаем Мельниченко. С помощью Лазаренко и свидетелей по его делу американцы попытаются прояснить вопрос о поставках украинских вооружений в третьи страны.
Американцам вряд ли удастся раскопать нечто сенсационное. Ключевые свидетели скорее всего откажутся от показаний. Маловероятно также, что показания на первых лиц страны дадут лидеры оппозиции. К примеру, Юлия Тимошенко, контролировавшая компанию ЕЭСУ и числящаяся в перечне свидетелей, вряд ли признается, что давала взятки своим недругам, даже ради удовольствия досадить им (генпрокуратура тут же открыла бы дело "по факту"). Хотя опрошенные лица автоматически подпадают под действие международной программы защиты свидетелей, предполагающей даже изменение гражданства, сомнительно, что кто-либо из них захочет рисковать. Тем более что наказание за отказ свидетельствовать - сущая мелочь, это арест до шести месяцев и штраф до 1000 долларов.
Скорее всего дело украинского экс-премьера, принимавшего активное участие в экономических и политических проектах стран СНГ в конце 90-х, останется бомбой замедленного действия и будет использоваться для подковерного давления на украинские власти. Высока также вероятность того, что судебное разбирательство совпадет с началом президентской кампании на Украине в 2004 году, что исключило бы возможность выдвижения Леонида Кучмы на третий срок.
Дело экс-премьера может также стать фактором политического давления на Россию. В частности, Лазаренко приписывают соавторство в грандиозном скандале об отмывании российских теневых денег через Bank of New York. ФБР обнаружило «неопровержимые доказательства тесной коррумпированной связи Павла Лазаренко с должностными лицами в России», сообщали ранее российские СМИ со ссылкой на «представителя американского посольства в Москве».