"15 июля начинается отправка в Ирак. 1647 человек будут служить в польском секторе ответственности. Вместо планировавшихся Басры и Багдада украинцам достался более спокойный город Аль-Кут - Киев умеет выбирать, где лучше и где надежнее. "Кут" по-украински означает "угол". Военные уверены, что угол этот не станет пятым", пишет корреспондент российских "Известий" Янина Соколовская.
Отправка украинцев под командование поляков почти совпала с другой датой - годовщиной украино-польской резни на Волыни во время Второй мировой, когда погибло более 80 тысяч человек. Военные говорят, что о былом национальном противостоянии нужно забыть. Офицеры и контрактники едут в Ирак "за опытом и капиталом" - денег, которые они заработают в чужой стране, им ни за что не получить на родине.
Поход в Ирак обойдется Киеву почти в 14 миллионов долларов. Из них 5 миллионов - подготовка военных, она заканчивается 12 июля. Расходы по транспортировке контингента и пребыванию его в Ираке оплатят США. Украина считает, что обогнала Россию на иракском рынке. И надеется, что батальоны обеспечат работу в Ираке ведущим украинским фирмам, среди которых АвтоКрАЗ и "Стирол".
Сейчас бойцы тренируются под городком Белая Церковь, что в двух часах езды от Киева. Полигон называется Великие Половцы - география сохранила память о тех, кого здесь муштровали раньше. Территория закрытая, однако нам удалось туда попасть.
Тренировки начинаются от КПП, теперь называющегося по-импортному - "чек пойнт". Контрактники рассматривают машину, выводят водителя: руки за голову - досмотр. Точно так они в Ираке должны искать оружие, взрывчатку и наркотики.
Главный национальный "наркотик" - сало - военные возьмут с собой. Они наслышаны от коллег из 19-го отдельного батальона, проходящих службу в Кувейте, чем кормят украинцев американцы. "Это же "макдоналдс" - ни борща, ни шкварок. Наш сухпаек по сравнению с их едой - деликатес".
Майор Александр Устименко, лично занимающийся подготовкой бойцов, говорит: "Сало с собой обязательно надо взять. А горилку - нет: страна исламская, да и сам я - непьющий". Жена Устименко Лена без проблем подписала разрешение на отъезд мужа в Ирак (обязательный документ). "Она - тоже военная. Понимает, что значит для офицера такая командировка". Устименко ходит по Великим Половцам, как должен будет ходить по Ираку, - камуфляж, кевларовый шлем. Говорит, жарко, но надо привыкать.
Форму украинцам выдали крепкую, отечественную, под цвет пустыни, но, похоже, не учли жалоб коллег из Кувейта на черную армейскую обувь: "Она все время пылится, надо ваксу, а ее тут не накупишься". Военные говорят: "Хорошо бы получить ботинки желтого пустынного цвета, как у американцев".
Зато учли другой опыт Кувейта: быстро закончившаяся там у батальона туалетная бумага поставила военных в сложное положение: рулон стоит три доллара. В Ирак бумагу обещают поставлять американцы - "сколько нужно".
Отправляясь в Ирак, военные учитывают не столько собственный, сколько российский опыт. "Зачистки" будут проводить, используя схему, отработанную в Чечне, а на украинскую технику поставили такую же защитную "пассивную броню", как у россиян.
- Может, вам лучше было бы служить в Ираке под началом россиян? - интересуюсь у офицеров. Те пожимают плечами: "У нас все равно советская школа, многие учились в России. А что касается поляков, так в Ираке их не намного больше, чем украинцев. В их секторе будут служить представители 23 стран. Так что национальность значения не имеет".
Украинцы в Ирак берут все свое - видеофильмы, кондиционеры, палатки на шесть или пятнадцать коек. Сейчас эти "шатры" развернуты на полигоне Великих Половцев. Нынешние желтые пятна на асфальте станут неприметными в пустыне. Внутри - корейские кондиционеры, кровати. Заместитель комбрига Александр Краснобок, только что прилетевший в Половцы из Ирака с рекогносцировки, говорит: "Погода приятная - 48 градусов днем, 27 - ночью. Там даже растет украинский очерет (камыш). А рядом - река Тигр, почти как Днепр".
Краснобок рассказывает, что его контингент будет базироваться даже не в самом Аль-Куте, а в 20 километрах от него, на аэродроме, где стояла рота американской морской пехоты. Несмотря на ее присутствие, иракцы проявили почти украинский хозяйственный менталитет: вынесли с базы все. Украинцам придется минимум месяц жить в палатках, пока будет "восстанавливаться инфраструктура".
Александр - идейный военный. Он едет в Ирак не столько за деньгами, сколько за опытом, он говорит об офицерской чести, доблести, геройстве и прочем немеркантильном: "А что в дом купим, решим с женой, когда вернусь". Многие же озабочены тем, что удастся приобрести. Большинство думает о квартирах - "хватит жить по чужим углам".
Отправляющиеся часто говорят не "когда" вернусь, а "если". Украина заложила в иракскую смету лишь 800 тысяч долларов на все ЧП, которые могут случиться с военными. Правда, подписанные с ними страховки обещают иное - 107 тысяч долларов в случае смерти, 35--65 тысяч - если боец получил инвалидность. В сложных случаях гарантировано лечение в Германии. Военные надеются на лучшее: за три месяца в американцев в Аль-Куте никто не стрелял.
Миротворцам раздали 72-страничную памятку, в просторечии -- "му-му". В ней доходчиво рассказывается, что нельзя делать в Ираке. Первый и важнейший пункт: местных дам не положено трогать, не рекомендуется даже смотреть в их сторону. Помня, что иракская женщина для украинца - смерть, батальоны решили не брать в поход и своих гражданок: "Им в Аль-Куте не место". А мужчины-врачи долго и доходчиво читали контингенту лекции о том, как передаются СПИД и прочие болезни. Медики обещают выдавать в Ираке для надобности презервативы. Правда, пока не ясно, за американские или за украинские деньги эту продукцию будут покупать.
Врачи говорят, что эпидемиологически Ирак украинцам не страшен. Малярия не замечена. Прививки делали от гепатита А, столбняка, тифа и дифтерии.
В нынешний контингент выбирали лучших и самых здоровых военных со всей Украины. Медкомиссия провела жесткий естественный отбор. Теперь у всех в "делах" значится красивая формулировка: "может действовать в условиях субтропического средиземноморского климата".
Большинство военных - из Житомира и Белой Церкви. Украинский миротворческий контингент (5-ю отдельную механизированную бригаду) составили из 51-го, 52-го и 19-го батальонов. Последний сейчас базируется в Кувейте.
В украинском контингенте все - кадровые военные и контрактники. Ребята-срочники, призванные на полигон Великие Половцы, с завистью разглядывают офицеров и "счастливых мужиков, яки идуть зароблять за кордон".
О том, сколько будут получать украинцы в Ираке, "Известям" рассказал генерал-майор Сергей Безлущенко. Он - командующий 5-й бригады. По его словам, "зарплата будет от 600 до 1200 долларов в месяц, плюс 10 процентов, плюс начисление ставки на Украине от 75 до 325 долларов". Генерал - кадровый военный советской выучки, закончил Московскую академию бронетанковых войск, служил в Германии, Средней Азии, был командиром 72-й, самой крупной украинской дивизии. Сейчас ему всего 43 года.
Безлущенко говорит, что украинским военным в Ираке не видать того "льготного режима", который был в Кувейте: "Подъем будет в 4 утра. У нас много задач: работа на государственной границе Ирака, охрана стратегических объектов, блокпостов, патрулирование. Мы берем с собой 60 БТР-80, технику связи. Компьютеры уже получили. Бойцы, кто умеет, смогут ходить в Интернет".
Эти вылазки во Всемирную сеть - насущная необходимость для Валерия Величко, картинно красивого капитана. Пока он будет в Ираке, у него должен родиться ребенок. Говорит, нет никаких шансов, что удастся к жене из Ирака хоть на день слетать: "Я ее и так поздравлю". Первый раз Валерий увидит своего ребенка на фото - в Интернете.
Что касается остальных украинцев, то они надеются увидеть в Ираке совсем другое лицо - президента Леонида Кучму. Он и министр обороны завели традицию - на Рождество или на Пасху прилетать в свои зарубежные миротворческие контингенты, подарки привозить. Теперь Кучму будут ждать в Ираке - сало ведь быстро заканчивается.
Делить с Россией иракский рынок Киев не хочет
Украинские фирмы готовы восстанавливать в Ираке аэропорты, электростанции, дороги. Киев может поставить на Ближний Восток турбины, сталь, чугун, нефтяное оборудование, стройматериалы, продовольствие, мыло. Работать с Ираком хотят около двухсот украинских фирм. Багдад уже заявил, что заинтересован в продукции Донецкого и Мариупольского металлургических комбинатов, Харьковского авиазавода.
Украинские власти считают: не стоит идти на рынок Ирака вместе с Россией. Киев обрисовал три свои основные задачи: опередить на послевоенном рынке конкурентов (в том числе Москву), получить заказы для крупных предприятий и создать украинцам тысячи рабочих мест. Как заявил экс-премьер Валерий Пустовойтенко, "международное сообщество обязано помочь Киеву наладить сотрудничество с Ираком". Чтобы оно состоялось, от Украины требуется немногое - согласие парламента на отправку батальонов в Ирак.