Напомним, сейчас действия самых разных должностных лиц и представителей украинской власти вертятся вокруг 11 млрд. кубометров, принадлежавших компании "РосУкрЭнерго". Служба безопасности Украины, подчиняющаяся непосредственно президенту Ющенко, обвинила “Нафтогаз Украины” в попытке присвоения 6,3 млрд. кубометров, а ответственные представители секретариата президента делают недвусмысленные намеки на то, что это коррупционные проявления в деятельности отдельных персон из кабинета Юлии Тимошенко. В рамках этого дела СБУ уже задержала ответственного сотрудника украинской энергетической таможни , провела обыски и выемки документов в "Нафтогазе" и попыталась устроить такое же маски-шоу в "Укртрансгазе". Правда, в последнем случае следователей из СБУ дальше порога не пустили. А потом и Шевченковский хозяйственный суд Киева (аналог нашего Арбитражного суда) приостановил производство по делу, а задержанного таможенника повелел выпустить на свободу. Обе стороны внутриукраинского конфликта сейчас продолжают бряцать оружием.
Сейчас начался второй раунд этой затяжной схватки. Вчера совладелец "РосУкрЭнерго" г-н Фирташ объявил, что компания уже подала в Стокгольмский суд два иска против “Нафтогаза Украины” и планирует еще один. Этого господина, кстати, называют одним из главных спонсоров будущей президентской кампании Виктора Ющенко.
Аналитики, впрочем, говорят, что ситуация в "газпромовско-нафтогазовских" отношениях будет развиваться по нарастающей и без подкидывания в топку дров Фирташем и компанией. А все дело в том, что "дешевые" 11 млрд. кубов, даже если и останутся у "Нафтогаза", закончатся примерно к середине года. И в июле страна, которая находится в преддефолтном состоянии (напомним, МВФ пока отказывает Украине во втором транше кредита свыше 16 млрд. долларов), может оказаться не в состоянии платить.
Впрочем, не стоит забывать, что из любой ситуации, кроме летального исхода, всегда можно найти выход. Россия уже предлагала создать международный финансовый концерн с целью помощи Украине в обеспечении платежей, в первую очередь для того, чтобы поставки газа в Европу оставались под защитой гарантий. Такой же международный концерн может взять в управление и газотранспортную систему страны. Правда, понятно, что нынешняя украинская власть видит в "трубе" квинтэссенцию суверенитета государства и до последнего будет отбиваться от “москалей”. Но ведь “москали” на монополию не претендуют. И здесь уже от европейских партнеров зависит, смогут ли они объяснить Ющенко, что перспективы кооперации с ЕС напрямую зависят от того, полна или пуста труба в Украине.
Что же касается злосчастных млрд. кубов газа, которые то ли правильно, то ли неправильно отобрали у "РосУкрЭнерго", то в разрешении этого спора без российской стороны, которая и может, и должна сказать свое веское слово, не обойтись. Ведь "РосУкрЭнерго" - это СП, в котором украинским бизнесменам принадлежит лишь половина акций. А 50% - российскому газовому концерну. Кстати, из истории вопроса. 20 января "Газпром" передал "Нафтогазу" право требования долга в размере 1,7 млрд. долл. либо газа в объеме 11 млрд. куб. м с компании RosUkrEnergo. То есть это СП само сначала задолжало "Газпрому". В середине февраля "Нафтогаз", основываясь на договоре уступки, продал "Газпрому" этот объем газа за ту же сумму, а российская газовая компания, в свою очередь, продала этот газ обратно Украине.
В общем, подача Фирташем в суд иска может быть легко заблокирована российским совладельцем. И этот больной вопрос "снят из листа ожидания".