Общественность Украины и богословы активно протестуют против сооружения памятнику гетману Мазепе, а также снятия с него анафемы. Правда, Виктор Ющенко, чьим кумиром является Мазепа, пока не обращает на это внимания, пишет обозреватель агенства Интерфакс Владимир Шишлин.
Полемика вокруг имени изменившего российскому императору Петру Первому гетмана Ивана Мазепы близка к апогею. Православная общественность Киева во время патриотического шествия в честь Дня Победы обратилась к правительству страны с просьбой не выделять средства на сооружение памятника личности, которую нынешний президент страны Виктор Ющенко считает национальным героем Украины. "Участники шествия не только почтили память павших героев Великой Отечественной войны, но и традиционно выступили против искажения исторической памяти нашего народа и кощунственного навязывания в качестве примера таких одиозных личностей, как гетман Мазепа", - рассказали корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг в организации "Православный выбор", организовавшей акцию.
Послание православной общественности против памятника "анафематствованному за тяжкие грехи гетману Мазепе" было передано непосредственно представителю кабинета министров Украины возле правительственного здания в центре города. Кроме того, в рамках акции было проведено молитвенное стояние у здания киевского горсовета, в ходе которого были переданы обращения мэру и руководителям депутатских фракций. "В этих обращениях участники православно-патриотического шествия вновь потребовали убрать из названия улицы, на которой находится Киево-Печерская Лавра, имя иуды-Мазепы и, тем более, не допустить установления памятника на площади Славы этому клятвопреступнику и предателю", - заявил собеседник агентства.
"Причиной для анафемы стала не политическая измена, по крайней мере, в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передает православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и так далее".
Гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что по его вине были осквернены православные храмы - шведскими солдатами, допущенными Мазепой в пределы Южной Руси.
Спор богословов
В минувший понедельник глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Московского патриарха Кирилл (Говорун) назвал теоретически возможной отмену решения об отлучении от Церкви Мазепы. "Теоретически это возможно, ведь анафема - это не значит, что если она единожды провозглашена, то ее невозможно отменить. Достаточно привести пример анафемы на старообрядцев", - заявил отец Кирилл корреспонденту "Интерфакс-Религия".
Он напомнил, что Мазепа был анафематствован сначала на Украине, а затем в Москве. "Причиной для анафемы стала не политическая измена, по крайней мере, в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передает православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и так далее. Этих фактов историки не находят, такого не было", - заявил священник.
По его словам, снятие анафемы с Мазепы стало бы "автоматическим признанием принципиальной возможности погрешимости Церкви и несостоятельности и других ее анафем, в частности, анафемы лжепатриарху Киевскому Филарету Денисенко".
Отец Кирилл отметил, что в деятельности Мазепы было много аспектов, в том числе церковный и политический, и оценивать их с одной позиции довольно сложно. "С церковным аспектом его деятельности у нас, на мой взгляд, по крайней мере, нет никаких проблем: нет ничего такого, за что можно было бы осудить Мазепу", - сказал отец Кирилл. По его словам, гетман построил "огромное количество храмов на территории Украины, причем это делалось в то время, когда при Петре I храмы и монастыри закрывались, и Церковь проходила так называемую секуляризацию и понижение статуса".
Архимандрит также заявил, что оценка политической деятельности Мазепы не является задачей Церкви, "поскольку задача Церкви – оценивать человека, его поступки, которые он совершает по отношению к ней". "Мазепа предал Петра, нарушил клятву, этот факт был, он достоин порицания, потому что клятва делалась на Евангелии и на кресте, но все-таки этот политический поступок Мазепы должны оценивать политики, историки, но не думаю, что в этом должна принимать участие Церковь", - сказал архимандрит.
В синодальной богословской комиссии Московского патриархата не согласились с этими высказываниями. "Вынужден констатировать, что большинство аргументов отца Кирилла не выдерживают критики", - заявил "Интерфаксу-Религии" в минувший вторник член богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков, клирик Одесской епархии УПЦ. По мнению протоиерея Новикова, ссылка на отмену "анафемы на старообрядцев" как на пример возможности отмены анафемы Мазепе "несостоятельна по той простой причине, что не было отмены анафем, наложенных персонально на вождей старообрядческого раскола, а были отменены клятвы на сами обряды и содержащих их". Персональные анафемы могут быть отменены только в случае покаяния преданных анафеме, а покаяния у Мазепы не было, напомнил священник. По его словам, снятие анафемы с Мазепы стало бы "автоматическим признанием принципиальной возможности погрешимости Церкви и несостоятельности и других ее анафем, в частности, анафемы лжепатриарху Киевскому Филарету Денисенко".
"Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины".
По мнению профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, в современных условиях снятие анафемы с гетмана Ивана Мазепы стало бы шагом к канонизации клятвопреступления. "Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины. Бесконечные однодневные сговоры, тут же распадающиеся коалиции... В этих условиях заводить речь о том, что Мазепа - это нормальный политик и нормальный христианин (а некоторые ведь даже хотят его уже и канонизировать, есть такие горячие головы в украинской жизни), подобные разговоры будут означать канонизацию клятвопреступления и предательства", - заявил отец Андрей корреспонденту "Интерфакс-Религия".
По мнению богослова, когда речь идет о такого рода решениях, как снятие анафемы с Мазепы, важно обращать внимание не только на те или иные обстоятельства минувших столетий, но и на то, как это будет пережито сегодняшним человеком. "Я не думаю, что для современной Украины в ее нынешнем состоянии это будет фактором, оздоровляющим ее внутреннюю жизнь. Поэтому сначала нужно все-таки попробовать воспитать поколение, которое ценит данное слово, благоговейно относится к данной клятве, присяге, а потому уже можно будет с этим честным поколением обсуждать, какую дать оценку поступку бывшего гетмана Мазепы", - убежден протодиакон Кураев.
Кумир президента
На протяжении последних нескольких лет в рамках т.н. суверенизации истории президент Ющенко неоднократно предпринимал шаги, направленные на реабилитацию Мазепы.
На протяжении последних нескольких лет в рамках т.н. суверенизации истории президент Ющенко неоднократно предпринимал шаги, направленные на реабилитацию Мазепы. В частности, 26 марта на Украине была учреждена новая награда президента - Крест Ивана Мазепы.
В марте этого года на Украине впервые на государственном уровне отмечалось 370-летие со дня рождения Мазепы. Ющенко на юбилейных торжествах заявил, что пришло время развеять миф о предательстве гетмана. "Пора окончательно развеять какие-либо мифы о якобы предательстве Ивана Мазепы. Иван Мазепа - не предатель, Иван Мазепа - защитник родной земли", - заявил Ющенко. По его словам, Мазепа более 20 лет был гетманом Украины, объединил Левобережную и Правобережную Украину, создал из украинского казачества войско, на время его правления пришелся расцвет зодчества. "Украина оживала как страна европейских культурных традиций", - добавил президент, подчеркнув, что целью гетмана было создание независимой Украины.
Ющенко подписан указ о сооружении в Киеве памятника Мазепе. В конце апреля киевские власти запросили у правительства Украины на эти цели 10 млн. гривен.