Фото: podrobnosti.ua
До конца текущей недели компания Нафтогаз Украины должна заплатить Газпрому около $600 млн
Угроза новых газовых кризисов сохраняется, пишет Татьяна Ивженко в сегодняшнем номере российской Независимой газеты.
До конца текущей недели компания Нафтогаз Украины должна заплатить Газпрому около 600 млн. долл. за поставленный в июле газ. Хотя Киев только на днях получил очередной транш кредита МВФ на сумму свыше 3 млрд. долл., а на днях будет решен вопрос о предоставлении отдельного кредита Нафтогазу Украины, но это не решит проблем как с текущими платежами, так и с финансовым положением национальной компании. Угроза новых газовых кризисов сохраняется, утверждают некоторые украинские чиновники.
В минувшую пятницу в Киеве начала работу специальная миссия экспертов Еврокомиссии, которые в эти дни проводят аудит материального баланса компании Нафтогаз, в частности изучают ситуацию с запасами газа в украинских подземных хранилищах.
До конца текущей недели компания Нафтогаз Украины должна заплатить Газпрому около 600 млн. долл. за поставленный в июле газ
Дело в том, что Еврокомиссия выступила организатором пула международных инвесторов, которые рассматривали просьбу украинской стороны о кредитовании закупки газа для наполнения хранилищ. В конце прошлой недели агентства сообщили о том, что международный пул инвесторов готов выделить Нафтогазу 1,7 млрд. долл. Однако часть этих средств должна быть направлена на закупку газа для хранилищ, а часть – на финансирование модернизации газотранспортной системы (ГТС) в 2010 году. Хотя председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу прокомментировал договоренность о кредите словами о том, что угроза газовых кризисов значительно снижается, в Киеве не разделяют оптимизма еврочиновника.
Напомним, украинское правительство попросило у иностранных кредиторов свыше 4 млрд. долл. И.о. руководителя Нафтогаза Игорь Диденко объяснил НГ, что эта сумма необходима для покупки 27–28 млрд. куб. м газа – запаса, достаточного для стабильного транзита российского газа в Европу в осенне-зимний период. В июле Диденко пояснил, что в требуемый объем газа нельзя зачислять те 20 млрд. куб. м, которые уже закачаны в украинские хранилища. Дело в том, что украинское правительство планировало до конца года использовать этот запас для внутреннего газообеспечения, чтобы сохранить для промышленности стабильно низкую цену на газ на уровне 228 долл. за 1 тыс. куб. м в период экономического кризиса. "Если мы этот газ забираем из хранилищ, то должны его заместить другим, который и станет запасом к следующей зиме. По нашим подсчетам, исходя из прогнозных цен до конца года, для покупки названных мною 19,5 миллиарда кубометров газа нам нужно 4,2 миллиарда долларов", – изложил Диденко суть схемы. Судя по обнародованному решению пула кредиторов, международные финансовые организации не приняли украинскую схему: предложенных средств хватит только на то, чтобы дозакупить недостающий газ, а не на полное обновление запасов.
Баррозу прокомментировал договоренность о кредите словами о том, что угроза газовых кризисов значительно снижается, в Киеве не разделяют оптимизма еврочиновника
Представители Еврокомиссии объясняют свою позицию тем, что правительство, несмотря на кризис, обязано повысить цену на газ на внутреннем рынке до рыночного уровня. С сентября–октября начнется поэтапное повышение цен для населения и предприятий Теплокоммунэнерго. Однако правительство Тимошенко продолжает отстаивать интересы промышленности, не соглашаясь на резкое повышение цен. Соратники премьер-министра мотивируют такой вид лоббизма тем, что резкое подорожание газа уничтожит промышленность. Противники Тимошенко уверены, что она пытается задобрить олигархов накануне президентских выборов.
Так или иначе, но заложником ситуации стала компания Нафтогаз Украины. На прошлой неделе стало известно, что правительство одновременно начало переговоры о реструктуризации уже накопленной внешней задолженности компании, а также о поиске средств для текущих расчетов с Газпромом. Первая информация, обнародованная и.о. министра финансов Игорем Уманским, сразу же вызвала снижение стоимости еврооблигаций Нафтогаза с 92% до примерно 70% от номинала. Эксперты предполагают нарастание паники в рядах кредиторов украинской компании, поскольку реструктуризация долгов означает, что время их выплаты может совпасть с моментом, когда Нафтогаз уже не будет существовать в нынешнем виде. Ведь новые влиятельные кредиторы, МВФ и пул инвесторов под крышей Еврокомиссии, требуют от украинского правительства разделить Нафтогаз на отдельные компании по разным направлениям деятельности. Формально это делается для придания газовым схемам максимальной прозрачности. По сообщению Еврокомиссии, Юлия Тимошенко согласилась с этим требованием. Однако в Нафтогазе вопрос возможного дробления компании не комментируют.
Представители Еврокомиссии объясняют свою позицию тем, что правительство, несмотря на кризис, обязано повысить цену на газ на внутреннем рынке до рыночного уровня
Между тем этот процесс может усложнить украинско-российские газовые отношения, ведь Газпром в январе 2009 года подписал долгосрочные соглашения о сотрудничестве с Нафтогазом в его нынешнем виде. В случае реформирования украинской компании контракты придется подписывать снова. Возникшая напряженность возрастает по мере приближения очередной даты расчетов за газ. В конце июля правительство поручило Минтопэнерго и Нафтогазу Украины получить дивиденды от деятельности компаний УкрГазЭнерго и Укрнафта, в которых государству принадлежит половина акций. Речь шла о двухлетнем периоде задолженности – с 2006 по 2008 год. Неофициально правительственные чиновники сообщили, что сумма дивидендов составляет 350–400 млн. долл. и что эти средства планировалось направить на оплату июльских поставок газа. Впрочем, обе компании отказались выполнить требование правительства, по состоянию на конец прошлой недели вопрос оставался открытым.
В то же время специальный представитель украинского Президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил журналистам, что не видит причин для газовых конфликтов до конца года. Он отметил, что выделение очередного транша кредита МВФ, договоренности о кредите с Еврокомиссией и международным пулом финансовых организаций, а также ожидаемое реформирование украинского газового рынка – "это три достаточных условия, чтобы до конца года решить все вопросы относительно расчетов за газ". Соколовский снова заявил, что тайные переговоры Юлии Тимошенко с российскими инвестиционными компаниями о привлечении неких кредитных средств от офшорных структур не нужны и опасны для Украины. "Надеемся, что правительство одумается и прекратит эти переговоры", – сказал чиновник из окружения Президента.
Специальный представитель украинского Президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил журналистам, что не видит причин для газовых конфликтов до конца года
Хотя сторона Ющенко уверена, что Тимошенко противится реформированию внутреннего газового рынка, поскольку пытается в ситуации непрозрачности привлечь как можно больше на свою предвыборную кампанию, правительственные чиновники утверждают, что речь идет только о спасении от банкротства компании Нафтогаз Украины. Кто прав – должны вскоре выяснить эксперты Еврокомиссии, работающие в Киеве.
Бизнесмен Сергей Тигипко, комментируя ситуацию, отметил, что в нынешней запутанной системе ничего выяснить невозможно. По его мнению, чтобы решить проблемы Нафтогаза, украинская власть должна акционировать газотранспортную систему: "Мы боимся потерять контроль государства. Давайте оставим за Украиной 50% (акций ГТС. – НГ), продадим россиянам 25% и еще 25% – европейцам. Получим абсолютно прозрачное предприятие". Однако никто из украинских власть имущих не готов публично обсуждать это политически опасное в период выборов предложение.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.