Украина подписала Римский статут еще 20 января 2000 года, однако до сих пор не ратифицировала его. Но этот шаг необходим, чтобы получить новые возможности в Международном уголовном суде (МУС).
Что такое Римский статут
После лет обсуждений того, как можно привлекать к ответственности международных преступников, Генеральная Ассамблея ООН созвала в Риме многонедельную конференцию. По результатам ее работы 17 июля 1998 года 120 стран подписали договор - Римский статут.
Этот документ предусматривал создание нового судебного органа, который будет расследовать самые тяжкие преступления - Международный уголовный суд.
МУС начал работать в 2002 году. Он основан на Римском статуте, который определяет порядок работы суда, а также то, какие именно преступления он рассматривает: геноцид, преступления против человечности (изнасилование, пытки, депортация), военные преступления (убийство гражданских, уничтожение гражданского имущества, нападения на медиков и т.д.) и преступления агрессии (вторжение в независимую страну или нападение на нее, оккупация какой-то ее территории и т.д.).
Кроме того, в отличие от Международного суда ООН, который рассматривает споры между государствами, Римский статут позволяет МУС открывать расследование в отношении конкретных людей, совершивших тяжелые международные преступления. МУС имеет полномочия расследовать даже деятельность высшего руководства государства, что не под силу национальному правосудию.
На сегодня участницами устава МУС являются 123 страны, но не Украина. Впрочем, время для этого решения точно пришло.
Чтобы расследовать военные преступления россиян
О важности ратификации Римского статута в Украине говорят давно, но особенно остро эта тема обозначилась в период полномасштабного вторжения России.
Как отмечал председатель Верховного Суда Станислав Кравченко в интервью Укринформу, Украине для полноценного сотрудничества с МУС при расследовании военных преступлений россиян нужно ратифицировать Римский статут.
"В марте 2023 года на международной конференции United for Justice были озвучены приоритеты сотрудничества ВС на международном уровне. Одним из пунктов было сотрудничество с Международным уголовным судом. У меня, как криминалиста, возник вопрос, как это будет выглядеть. Бесспорно, мы готовы к сотрудничеству и будем делать в этом направлении все возможное. Но надо понимать, что такое Международный уголовный суд, что такое Римский статут, который Украина, кстати, до сих пор не ратифицировала",- отметил он.
Поэтому, по словам Кравченко, "если мы выступаем за активное сотрудничество с МУС, то возникает вопрос о ратификации Римского статута". Глава ВС заявил, что он "сторонник того, чтобы парламент все-таки ратифицировал Римский статут".
О важности ратификации говорят и профессиональные юристы. Вице-президент Украинской ассоциации международного права Тимур Короткий в комментарии ZMINA отметил, что без ратификации Римского статута Украина лишена тех возможностей, которые имеют страны, принявшие договор.
"Мы несем обязанности перед судом, но не обладаем правами, которые имеют государства-участники Римского статута. То есть сейчас Украина больше объект, чем субъект деятельности Международного уголовного суда",- добавил юрист.
В частности, после принятия устава, наша страна получит возможность активно участвовать в работе Ассамблеи государств-участников МУС, сможет голосовать на заседаниях, вносить кандидатуры в состав судей и прокуроров, а также инициировать возбуждение дел и голосовать за кандидатуру на должность прокурора МУС.
"Другими словами, Украина сможет лоббировать собственные интересы в Международном уголовном суде",- подчеркнул Тимур Короткий.
Кроме того, из-за отказа от ратификации Римского статута и отсутствия гармонизации законодательства в соответствии с международным гуманитарным правом, украинские правоохранительные органы не могут эффективно расследовать дела, связанные с похищением украинских гражданских россиянами, заявила глава Медийной инициативы за права человека Ольга Решетилова.
В свою очередь, эксперт по международному праву МИПЧ Андрей Яковлев отметил, что украинский Уголовный кодекс содержит только одну статью о военных преступлениях - ст. 438 ("Нарушение законов и обычаев войны"). В УКУ также пока отсутствует статья о преступлениях против человечности. В качестве примера Яковлев привел события в Буче, которые в Украине рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны. Зато в Польше считают это преступлением против человечности.
"И когда много таких кейсов, то следователь может не понимать на стратегическом уровне, как это надо рассматривать. Такое понимание есть в Офисе генпрокурора. Поэтому следователь, который не применяет этот инструментарий, может это (то есть данные) не систематизировать. И, соответственно, когда Решетилова говорила, что нам нужно изменить практику, то нам стоит изменить наш Уголовный кодекс", - приводит слова адвоката портал ZMINA.
Украина приблизилась к ратификации Римского статута
Как отмечают эксперты, наша страна опасается ратифицировать Римский статут, главным образом, из-за страха украинских военных, что МУС сможет привлечь их к ответственности. Мол, воинов из Украины легче достать и проще задержать, чем российских вояк.
Но эксперты отмечают, что это не так.
"Однако такое мнение на 99% является ошибочным. Украина сама расследует те злоупотребления, которые иногда случаются со стороны украинских военных. Если вспомнить, было такое подразделение Торнадо, дело против которого расследовала украинская власть. Украина всегда заявляла, что она не совершает международных преступлений и расследует единичные случаи, которые возникают", - говорил в эфире Украинского радио эксперт Центра гражданских свобод Владимир Яворский.
Он добавил, что международные преступления - это очень грубые и серьезные преступления, которые украинским военным не присущи.
"Как по мне, опасения относительно Римского статута являются ошибочными", - говорит Яворский.
Партнеры Украины тоже побуждают к действиям. 29 февраля 2024 года Европейский парламент опубликовал свою Резолюцию о необходимости непоколебимой поддержки ЕС для Украины после двух лет агрессивной войны РФ против Украины (2024/2526 (RSP)).
Среди прочего, Европарламент призвал Украину ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС) и поправки к нему и официально стать членом МУС, чтобы "поддержать международные усилия по установлению ответственности за серьезные международные преступления". Также он призвал ЕС прилагать дальнейшие дипломатические усилия для содействия ратификации Римского статута и всех поправок к нему во всем мире.
И похоже, что Украина максимально приблизилась к ратификации. В разговоре с изданием Бабель бывшая заместитель министра юстиции, а ныне заместитель главы Офиса президента по юридическим вопросам Ирина Мудрая заявила, что Украине необходимо ратифицировать Римский статут, чтобы получить в Международном уголовном суде возможности, которых она сейчас не имеет.
Она прокомментировала опасения украинских военных относительно привлечения к ответственности в МУС. Мудрая заявила, что суд уже может это делать - Украина признала его юрисдикцию 21 ноября 2013 года.
Но, если ратифицировать устав, Украина сможет участвовать в ассамблее государств-участников МУС и получит право влиять на приоритеты суда.
"Наша делегация недавно была в МУС. Там в секретариате нам дали понять, что если бы Украина ратифицировала Римский статут, были бы большие шансы назначить судью от Украины в 2026-2027 годах", - отметила Мудрая.
Кроме того, говорит советник ОП, Украина призывает другие страны выполнить ордер на арест Путина и Львовой-Беловой, но в ответ сразу спрашивают, почему же Украина сама не ратифицировала статут. Мудрая отметила, что будет работать в этом направлении и говорить с военными, чтобы убедить их.
"Не знаю, кто формировал мнение военных. Я слышала много историй, что это была какая-то когорта юристов. Поэтому сейчас я хочу встретиться с Минобороны, с юристами Генштаба, для того чтобы по крайней мере выслушать их позицию, какие у них предостережения. Потому что мне это кажется похожим на хорошо спланированное российское ИПСО",- отметила она.
Валерия Шипуля