Корреспондент.net,
1 сентября 2009, 12:43
Межправительственное соглашение по поставкам газа из России в Польшу необходимо проверить на коррупционную составляющую. Об этом во вторник, 1 сентября, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совместной пресс-конференции со своим польским коллегой Дональдом Туском.
"Я не хочу никого обвинять и думаю, что надо посмотреть на коррупционность этого решения, причем с обеих сторон, потому что без согласия российской стороны этого сделать было тоже невозможно", - сказал глава правительства РФ.
Путин подчеркнул, что он не хотел бы никого обвинять, но отметил, что магистральный газопровод Ямал-Европа, проходящий по территории Польши, должен принадлежать Москве и Варшаве на паритетных началах.
Сейчас Газпрому принадлежит 48% проекта, еще столько же - его польскому партнеру PGNiG. Оставшимися 4% владеет Александр Гудзоватый. Именно участие польского бизнесмена в проекте и вызвало вопросы Путина.
На пресс-конференции российский премьер коснулся и других нефтегазовых соглашений. В частности, Путин заверил, что нефть и газ из России будут поступать бесперебойно.
Он также заверил, что РФ готова восполнить республике тот объем голубого топлива (2,3 миллиарда кубометров в год), который раньше поставляла RosUkrEnergo.
Сейчас компания исключена из списка посредников между РФ и Польшей. Треть потребляемого газа (14 миллиардов кубометров газа ежегодно) Польша покрывает собственными ресурсами, остальное приходится на экспорт, 92% из которого - российский газ.
"Часть газа Польша закупала через компанию RosUkrEnergo, совместное российско-украинское предприятие. По инициативе украинского правительства эта компания изъята с рынка. Это не наша инициатива, это инициатива украинских партнеров. И эти 2 миллиарда (кубометров), которые Польша покупала у этой компании, которая сегодня не работает, мы готовы восполнить", - сказал Путин.
Он добавил, что проблема в том, что по инициативе польской стороны в межправсоглашении был указан лимит, который Газпром поставлял на польский рынок.
"Если Польша хочет его увеличить, то нужно изменить межправсоглашение. Вот и все. Это технический вопрос, и никаких проблем здесь нет", - заявил Путин.
Кроме того, премьер подчеркнул, что проект газопровода Северный поток, который должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря, минуя восточноевропейских посредников, не направлен против Польши.
В начале августа сообщалось, что Польша начала готовиться к новому газовому кризису, так как пока не смогла договориться о дополнительных поставках голубого топлива из РФ.
Дело в том, что Газпром и PGNiG пока по-разному смотрят на функционирование Europolgas, оператора газопровода Ямал-Европа. Кроме того, российская компания настаивает на снижении ставки на транзит газа, однако польская сторона хотела бы оставить ее на прежнем уровне – 1,5 евро за тысячу кубометров на 100 километров.
В середине августа министр экономики Польши Вальдемар Павляк заявил, что во время визита Путина в Польшу никаких газовых соглашений подписано не будет. Ожидается, что переговоры по газу продлятся осенью.
Лучше не бывало
В свою очередь на совместной пресс-конференции с Путиным польский премьер Дональд Туск заявил, что отношения Москвы и Варшавы в настоящее время лучше, чем когда-либо.
"Отношения Польши и России сейчас лучше, чем когда-либо. Хоть кризис и привел к снижению оборотов - это неважно; мы хотим, чтобы эта динамика стала более значительной", - сказал он.
Туск также отметил, что с удовлетворением услышал слова Путина о том, что поляки хорошо справляются с кризисом. "Это хорошо, что в Москве замечают, что Польша стала одним из лидеров в борьбе с кризисом", - добавил премьер.
Туск отметил, что в ходе сегодняшних переговоров с его российским коллегой затрагивалась и тема сотрудничества в энергетической сфере.
"Мы подтвердили, что газ в польско-российских отношениях не может находиться в сфере политики, а только в рамках хорошо понимаемого интереса. Это означает, что есть шанс быстро закончить переговоры и подписать газовый контракт", - сказал Туск.
Премьер Польши также подчеркнул, что российским и польским политикам под силу улучшить взаимопонимание между гражданами двух стран.
"Мы пришли к выводу, что в наших силах сделать так, чтобы доверие между россиянами и поляками было больше, и исходя из правды о том, что происходило, приходить к общей правде о тех трагических происшествиях в нашей истории", - сказал он.