UA
 

Корреспондент: Южмаш оказался на грани закрытия

Корреспондент.biz,  23 февраля 2015, 12:45
422
30921
Корреспондент: Южмаш оказался на грани закрытия
Фото: УНИАН
Президент Петр Порошенко лично обещал заводу госзаказы, но пока их нет

Один из бывших флагманов украинской промышленности, Южмаш, — на грани закрытия.

Заводу, чья ракетная продукция наводила страх на страны Запада, нечем выплачивать зарплату, пишет днепропетровский журналист Владимир Буга в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2015 года.

В конце января незамеченными прошли две новости — о приостановке работы днепропетровского завода Южмаш до 2 марта и об отказе российской стороны от закупок ракет Зенит местного производства. Последнее означает, что и после намеченной даты перспективы возобновления работы очень туманные.

На фоне общей ситуации в экономике большинство украинцев могли не обратить на это внимания — мало ли, сколько предприятий сейчас приостановили работу. Однако история с Южмашем выходит за рамки региональных проблем.

Днепропетровский завод вправе именоваться одним из символов украинской промышленности, её потенциала и возможностей, кроме того, он являлся индикатором её состояния и государственной промышленной политики в целом.

Изготовитель передовой и технологичной продукции в сфере ВПК и космоса мирового уровня теперь мечтает хотя бы о заказах на производство общественного транспорта.

Деньги капают

Письмо с требованием выплатить все долги по заработной плате отчаявшиеся работники Южного машиностроительного завода им. Макарова передали сразу в Днепропетровскую облгосадминистрацию. Формально — её главе Игорю Коломойскому, которого часто подозревали в наличии бизнес-интересов касательно завода. Сумма невыплаченного содержания достигла почти 80 млн грн.

«Мы также инициируем перед прокуратурой возбуждение уголовного производства по факту невыплаты зарплаты согласно ст. 175 Уголовного кодекса. Мы требуем принятия на время выхода из кризиса программы каких-либо налоговых льгот или налоговых каникул для нашего предприятия, ведь завод стратегический, предприятие космической и оборонной отрасли, и оно не должно быть закрыто», — сказал руководитель новосозданного независимого профсоюза Южмаша Евгений Деркач.

По его словам, терпение людей уже на пределе. За последний месяц заводчане дважды собирали многолюдные митинги. В последний раз даже перекрыли движение по улице, прилегающей к центральной проходной предприятия.

«Зарплату в полном объёме мы не получали с июля месяца. Правда, несколько раз нам бросали на карту какие-то проценты от зарплаты. Но это же смешные деньги», — рассказывает ещё одна работница, Ирина.

Несколько месяцев назад родное предприятие осчастливило Ирину аж на 34 грн.

Получить какую-либо достоверную информацию об экономической ситуации на предприятии у руководства завода невозможно. Здесь и сейчас, как и во времена Советского Союза, очень хорошо умеют хранить тайны. Правда, совсем недавно на сайте Южмаша появились две статьи, довольно подробно рассказывающие о ситуации. Но через некоторое время их удалили. Официальных комментариев руководство космического гиганта по-прежнему не дает.

Завод переживает нелучшие времена: из-за сокращения количества профильных заказов поступление денежных средств снизилось более чем в четыре раза

Из официальных отчётов становится понятным, что завод переживает нелучшие времена: из-за сокращения количества профильных заказов поступление денежных средств снизилось более чем в четыре раза. При этом по договорам с Россией сокращение составило более чем в 60 раз.

Дальнейшее производство ракеты-носителя Зенит (проекты Морской старт, Наземный старт) приостановлено. Возобновление находится под вопросом. РФ сокращает сотрудничество по прочим проектам (ракета-носитель Днепр, Федеральная космическая программа России, в которой участвовали украинцы).

В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств на конец 2014 года составил около 700 млн грн. Общие долги предприятия на 1 января достигали около 640 млн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам — более 140 млн грн.

Рядовые заводчане на условиях анонимности подтверждают: работы практически нет. Перебиваются какими-то небольшими разовыми заказами. Например, в одном из цехов собирают ручные гранатометы

Рядовые заводчане на условиях анонимности подтверждают: работы практически нет. Перебиваются какими-то небольшими разовыми заказами. Например, в одном из цехов собирают ручные гранатометы. Их сконструировали здесь ещё в бытность экс-директора завода Леонида Кучмы главой Украинского государства. И даже презентовали ему во время одного из визитов на предприятие. Но тогда такое оружие было неактуально для Вооружённых сил. Сейчас, казалось бы, актуально. Только вот госзаказа на него тоже нет.

«Мы делаем по несколько десятков гранатомётов под конкретные заказы. Забирают, как правило, волонтёры», — рассказывает один из работников завода.

Руководство предприятия никак не комментирует факт подобных продаж.

Ищите заказчика

Надеждой на спасение Южмаша могли бы стать крупные заказы, и многие из них были даже подписаны. Но почти во всех случаях есть объективные причины, по которым они не работают.

«До того момента, как СНБО Украины [22 августа 2014 года] запретил любое военное сотрудничество с Российской Федерацией, завод и КБ Южное регулярно и очень пунктуально получали от северного соседа деньги по действующим контрактам. Не в пример нашему правительству россияне очень чётко выполняли свои условия. Наши инженеры, в свою очередь, проводили регулярное конструкторское сопровождение и продление ресурсов межконтинентальных баллистических ракет 36М2 Воевода, а ранее — РС-18 Сатана [советский стратегический ракетный комплекс, представлявший серьёзную угрозу для западной оборонки], которые стоят сейчас на вооружении ракетно-космических войск России», — говорит Станислав Ус, главный конструктор направления государственного КБ Южное, заместитель гендиректора МКК Космотрас (совместный российско-украинско-казахстанский проект по запускам ракеты Днепр).

Сейчас, в ситуации, когда и де-факто, и де-юре Южмаш не сотрудничает с Россией, заводу необходимы новые заказы. Но вот где их взять? Бразильский проект Алькантара (космодром в Бразилии, откуда планировалось проводить запуски с помощью украинских ракет-носителей, о чём в 2003 году были даже подписаны межгосударственные соглашения) пока под очень большим вопросом. Рассчитывать на крупных заказчиков в Европе тоже не приходится. И США пока не изъявляли желания подсобить заводу заказами.

Получается, что помочь Южмашу может только сам Южмаш либо крупный и долговременный государственный оборонный заказ. Его вроде как пообещал Президент Украины Пётр Порошенко ещё в октябре минувшего года, когда посетил завод. Тогда ему показали «парадные» цеха. В полуразрушенные корпуса, по понятным причинам, не повели.

Между тем заводчане, просившие не называть их имён, рассказывают Корреспонденту, что время от времени с территории предприятия вывозят в большом количестве металл. Так уж совпало, что началось всё после визита на завод нынешнего губернатора — Коломойского. Правда, слухи никаких подтверждений не находят.

Цель или средство

В самом начале конфликта на Донбассе эксперты рассуждали, что одна из основных целей внешней политики президента РФ Владимира Путина — крупные предприятия оборонного комплекса, расположенные на юго-востоке Украины.

Неслучайно осенью 2013 года на Южмаш наведался тогдашний вице-премьер России, Дмитрий Рогозин. Сулил нашим заводчанам огромные деньги из их госзаказа. До конкретных контрактов тогда дело не дошло и, понятно, теперь не дойдет.

Предприятие продолжают усиленно охранять, поскольку по-прежнему считают стратегическим объектом. Только вот работа на этом объекте приостановлена

Предприятие продолжают усиленно охранять, поскольку по-прежнему считают стратегическим объектом. Только вот работа на этом объекте приостановлена. Всех сотрудников заставили написать заявления на административные отпуска.

«Это означает, что денег нам платить за эти дни не будут, но на работу в любое время могут вызвать», — поясняет работница одного из цехов.

Проблемы у Южмаша начались лет десять назад, во времена правления Виктора Ющенко. Президент-пчеловод от проблем космического гиганта был очень далек. Да он, собственно, и не пытался в них вникнуть.

Один очень характерный пример. В один из своих рабочих визитов в Днепропетровск Ющенко собрал руководителей всех крупных предприятий региона на совещание. И три часа говорил о горшках и черепках. Производственники, выходя после такого «совещания», откровенно плевались.

«Вы знаете, даже после развала Союза, когда, казалось бы, всё рухнуло, не было так страшно, как при Ющенко и вот сейчас. Тогда, в начале 1990-х, завод выручила конверсия. Да, мы собирали трактора и троллейбусы, но нам хотя бы платили зарплаты», — вспоминает Дмитрий, заводчанин с 30-летним стажем.

На Южмаше и сейчас собирают троллейбусы. Но из-за высокой цены — порядка 2,8 млн грн — местные власти не спешат их покупать

По его словам, на Южмаше и сейчас собирают троллейбусы. Но из-за высокой цены — порядка 2,8 млн грн — местные власти не спешат их покупать.

«В самые лучшие свои времена Южмаш выпускал до 300 ракет в год. То, что сейчас происходит с заводом, объяснить трудно», — резюмирует бывший работник предприятия Игорь Ханин.


Судьба завода

Из-за войны и кризиса Украина теряет один из символов своего промышленного и технического могущества

Название: Государственное предприятие Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова

Дата основания: 21 июля 1944 года

Место расположения: Днепропетровск

Количество сотрудников: 13 тысяч человек

Продукция:  ракетно-космическая техника, ветряные турбины, троллейбусы, тракторы, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов АН и др.

В 80-е годы поставлял продукцию в более 40 стран мира, выпускал в год 100 боевых ракет и 65.000 тракторов

В 2000-е годы поставлял продукцию в более 20 стран мира

Долг предприятия на 01.01.2015 составлял 640 млн грн (зарплата, сопутствующие платежи, социальные выплаты — более 140 млн грн)

Данные Южмаша


Перспективы завода на 2015 год

2.500 млн грн — примерный объём загрузки предприятия, необходимый для устойчивости роботы (включая погашение задолженности)

980 млн грн — объём заключённых на 2015 год контрактов

1500 млн грн — потребность в дозагрузке производственных мощностей

1.000 млн грн — реальные возможности в дозагрузке (контракты в стадии оформления)

Данные Южмаша

***

Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: УкраинапредприятиепромышленностьЮжмаш
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...