На данный момент около пятидесяти компаний в Грузии ожидают российской проверки в конце марта.
36 предприятий по производству вина и алкогольной продукции, а также четыре производителя минеральной воды уже прошли подобную проверку, получив "добро" российской стороны на представление документации и образцов продукции для прохождения регистрации.
"36 компаний из 37, проверенных российскими специалистами у нас в Грузии, допущены на российский рынок. Это большой прогресс", - говорит руководитель Национального агентства вина в Грузии Леван Давиташвили.
Для нового грузинского правительства открытие российского рынка станет важным шагом на пути обещанной нормализации отношений с Россией. Грузинские виноделы, со своей стороны, обещают поставлять качественный продукт.
По словам экспертов, рынок России сохраняет свою привлекательность для Грузии, однако, объем грузинского вина на российском рынке будет значительно отставать от поставок до введения российского запрета на грузинскую продукцию в 2006 году.
"Нелегетимный" российский запрет
Отношения с Россией и возвращение грузинского вина в Грузию сегодня основная тема для споров в Кахетии - регионе, который многие называют сердцем грузинского виноделия.
Горячие споры обычно разгораются за партией в шахматы.
"Путин оказался хуже Шах-Абасса!... То эмбарго ввел, то границы закрыл. Все плохое сделал он для Грузии. России нельзя доверять", - слова Гиви Вепхишвили тут же вызывают возмущение других сельских жителей.
"Конечно, хорошо, если откроется российский рынок! Крестьянин сможет обрабатывать свой виноградник, у него будет доход. И кредиты ему не понадобятся, и долгов он не наберет. Конечно, это позитивный процесс", - говорит Дато Сисаури.
Российское эмбарго в 2006 году означало потерю основного рынка для Грузии и больно ударило как по крестьянским хозяйствам, так и по крупным винодельческим компаниям.
Многие за решением российской стороны тогда увидели политические мотивы, но с тем, что до 2006 года в России продавалось зачастую некачественное или поддельное вино сегодня соглашаются как эксперты рынка, так и сами грузинские виноделы.
Правда, "под общую гребенку" тогда попали и добросовестные производители.
"Решение вообще было каким-то нелегитимным,- считает директор Центра европейских исследований Каха Гоголашвили. - Так не запрещают. Могут запретить какую-то марку, отдельную партию арестовать, но не запретить вина из Грузии полностью. В Грузии ведь не произошел атомный взрыв, чтобы объявить эту территорию какой-то зараженной зоной".
Многочисленные награды, полученные на престижных конкурсах, не смогли тогда защитить компанию "Телавис Гвинис Марани". Для нее запрет Москвы означал потерю важнейшего рынка, куда экспортировалось до 65% продукции.
"Конечно, это было большим ударом, потому что мы остались с большим количеством непроданного продукта, кредитами и планами, которым не суждено было сбыться в то время, на которое они были намечены", - рассказывает Би-би-си со-владелец компании Зураб Рамазашвили.
На "реабилитацию" и достижения объемов продаж 2005 года ушло около пяти лет.
Сегодня, по словам Рамазашвили, компания довольно прочно стоит на ногах, экспортируя около 85% своей продукции.
Ностальгия по "Хванчкаре"?
Несмотря на горький опыт, грузинские виноделы сегодня заявляют о готовности вернуться на "исторический" российский рынок.
"В-первую очередь - это бизнес, и, чисто с прагматической точки зрения, чем больше у нас будет рынков, тем больше мы будем продавать. С другой стороны, нам приятно возвратиться на российский рынок, потому что российский потребитель ждет и знает грузинское вино", - говорит Рамазашвили.
В Национальном агентстве вина предполагают, что уже в этом году Грузия сможет экспортировать в Россию около 8-10 млн бутылок, что составит около четверти всего винного экспорта Грузии.
В компании "Виноделие Хареба" прогнозы более оптимистичнее. Эксперты заявляют, что уже в этом году "Виноделие Хареба" готова экспортировать в Россию как минимум 10 миллионов бутылок.
По словам представителя компании Давида Толордава, со времени запрета требования и конкуренция на российском рынке также значительно возросли. Однако в компании не сомневаются, что качественное грузинское вино найдет своего потребителя в России.
"Семь лет прошло. Россия стала другой, поступили качественные вина других государств. Они все конкуренты, потому что все занимают какую-то нишу. Но известные грузинские вина – "Киндзмараули", "Хванчкара", "Саперави", "Усахелоури", "Цицка"- они имеют такую нишу, которую никто не заменит", - говорит Толордава.
По мнению грузинских производителей, достойное место на российском рынке займут и минеральные воды из Грузии. Однако на первом этапе, как импортирующая, так и экспортирующая сторона, скорее всего, будут осторожны, считает Давид Гигая, генеральный директор компании "Аква Гео", выпускающей негазированную минеральную воду "Сно".
"Это нормальный процесс, который требует времени, требует восстановления доверия и нормализации других отношений для того, чтобы в полном масштабе говорить о работе на российском рынке, - говорит Гигая. - Но, исходя из того, что потенциал рынка большой, это интересно как для российских импортеров, так и для нас - грузинских производителей."
"Назад в будущее"
По словам экспертов, в то время как российское эмбарго резко снизило объемы грузинского экспорта, оно также оказалось "хорошим уроком" для грузинских виноделов, которым пришлось сконцентрироваться на качестве для вхождения на новые рынки.
Эксперт по виноделию Георгий Барисашвили отмечает, что критика в адрес грузинского вина до российского эмбарго 2006 года была во многом справедливой. Однако сегодня качество грузинского вина значительно улучшилось и грузинские вионоделы готовы к возвращению на российский рынок.
Барисашвили уверен, что достойное место на рынке вина Грузия сможет занять, лишь опираясь на традиции своего виноделия и качество продукта.
"Мы начали восемь тысяч лет назад, и перерыва в этом процессе не было: до сих пор вино производится. У нас есть свои сорта, наш сосуд - квеври - мы должны занять высшую нишу, дорогой сегмент,"- говорит Барисашвили.
Во что обернется открытие российского рынка для Грузии пока трудно предугадать, говорят эксперты. Но, скорее всего, Грузии удастся избежать былой зависимости.
Дегустационные туры?
Между тем возвращения на рынок России ожидают не только крупные компании, но и мелкие винодельческие хозяйства.
Первое, что показывает мне 37 летний Нико Николаишвили, – это семейная гордость: 135-летняя лоза, посаженная во дворе его дома в Цинандали.
Нико надеется, что открытие российского рынка приведет к росту туристов из России и позитивно отразится не только на продажах вина, но и на развитии ещё одного направления его семейного бизнеса - агротуризма.
"Вместе с тем, что у нас виноградное хозяйство, у нашей семьи есть ещё и небольшая гостиница", - говорит Николаишвили.
"Мы, в принципе, реализуем наше вино за счет туристов, и если будет поток туристов из России, которые начнут пробовать вино, – это, конечно, будет большим плюсом и рекламой самого вина".
Источник: Русская служба Би-би-си