Фото: АР
Общественное мнение в Германии противоположно тому, что сложилось в других странах
Расслоение еврозоны на благополучный север и кризисный юг породило недоверие среди партнеров по валютному союзу. Для сохранности единой валюты необходимо перетерпеть экономический спад, заявляет немецкая газета.
Картина настроений в сегодняшней Европе выглядит тусклой и мрачной: во многих странах ЕС и, прежде всего, в государствах, где возник долговой кризис, досада по поводу общей валюты достигла почти английских масштабов. Все более непопулярны суждения о Евросоюзе, экономическая интеграция оценивается как маловыгодная. Результаты проведенного недавно американского опроса позволяют делать тревожные выводы, что "главной жертвой" еврокризиса стал труд по объединению Европы.
Велико всеобщее недовольство, а напряжение, которое создал и усилил кризис, как и прежде остается высоким. Это в первую очередь относится к противоречию между заинтересованными в стабильности странами еврозоны на севере и в целом ЕС - с одной стороны, и кризисными странами на юге, упрекающими своих партнеров в недостаточной солидарности, - с другой.
Германии приходится слышать этот упрек особенно часто. Когда начинаются политические и общественные нападки на "брюссельский экономический диктат", в действительности подразумевается Берлин и канцлер ФРГ.
Общественное мнение в Германии противоположно тому, что сложилось в других странах: после большого уныния в начале кризиса, когда формировались первые пакеты экономической помощи, волнения немцев уменьшились. Они не хотят "еще больше Европы", но в целом вполне довольны ЕС и валютным союзом.
Их успокаивает та политическая роль, которую сегодня играют бундестаг и Федеральный конституционный суд Германии в общеевропейской политике, во всяком случае - значительное большинство граждан, которые не испытывают большого недовольства по поводу стиля работы канцлера. О большинстве стран-партнеров этого не скажешь.
Европейскую политику в целом охватило волнение. Во многих странах долина плача еще не пройдена. Неспокойно останется до тех пор, пока тяготы приспособления к новым условиям не будут преодолены. Это цена, которую необходимо заплатить, чтобы обеспечить прочность валютного союза, и чтобы не пойти ко дну в этом сверхконкурентном мире начала ХХI века. Действительно опасно станет в том случае, если европейским и национальным общественно-политическим учреждениям окончательно перестанут доверять.
Источник: Русская служба DW