UA
 

Корреспондент: Итоги года в украинской энергетике

Корреспондент.biz,  29 декабря 2014, 09:31
39
5779
 Корреспондент: Итоги года в украинской энергетике
Фото: Reuters
Критическая ситуация в энергетике возникла, в частности, потому, что основные мощности по добыче антрацитового угля находятся на территориях, захваченных сепаратистами

Уходящий год стал настоящим испытанием для украинской энергетики.

Корреспондент выяснил, с чем отрасль встречает Новый год и к чему украинцам стоит быть готовыми в году следующем, пишут Дмитрий Горулько и Роман Козаченко в №51 издания от 26 декабря 2014 года.

Необычайно тёплая для декабря погода и намёк на затишье на валютном рынке позволили отечественной энергетике немного перевести дух, но не более того. Состояние в различных секторах варьируется от сезонного обострения хронических болезней до критического состояния, подразумевающего срочные реанимационные процедуры.

Всё это усложняется политической составляющей и процессом кадровых перестановок в Министерстве энергетики и угольной промышленности, вызванной сменой состава правительства.

Новому главе министерства Владимиру Демчишину ощутимо не хватает опыта работы в отрасли, а навыки и бэкграунд финансиста пока не очень способствуют поиску средств, необходимых для решения целого ряда вопросов, требующих немедленного финансирования.

Корреспондент уже направил новому главе Минэнергоугля список вопросов, представляющихся нам острыми и актуальными. Правда, первые лица — люди занятые, а уже имеющегося материала вполне достаточно, чтобы сделать собственные выводы и прогнозы.

Цены растут, качество падает

Добыча и переработка нефти в этом году избежала тех тектонических сдвигов, которым подверглись, например, добыча угля или электроэнергии. Правда, новости, где фигурирует Одесский НПЗ ВЕТЭКа, в последнее время больше напоминают криминальную хронику из-за обилия упоминаний о неизвестных вооружённых лицах и, почему-то, о губернаторе Днепропетровской области Игоре Коломойском. Хотя, учитывая роль и вес группы Приват на рынке нефтепродуктов и её обширные интересы в Одесской области, их соседство случайным не выглядит.

Крупнейшему игроку розничного рынка в целом удалось удержать свои позиции. Во многом — благодаря тому, что государство не особенно на них посягало. Как, впрочем, и на чьи-либо ещё позиции в этом сегменте.

Влияние властей на рынок нефтепродуктов в основном ограничилось повышением акцизов и рентных платежей, включая добычу нефти и газа

Влияние властей на рынок нефтепродуктов в основном ограничилось повышением акцизов и рентных платежей, включая добычу нефти и газа. Некоторое оживление иногда вносил Антимонопольный комитет Украины, периодически заявлявший о том, что розничные цены на дизтопливо ощутимо завышены. Последнее такое заявление прозвучало 22 декабря — комитет сообщил, что средняя стоимость бензина А-95 должна составлять 15 грн/л, притом, что в этот день цена на стелах АЗС в среднем была 17,6 грн/л.

Расхождение теории с реальностью объясняется достаточно просто — 80% нефтепродуктов в Украине имеют импортное происхождение, а проблемы с закупками валюты не являются секретом ни для кого, равно как и существование официального курса и курса чёрного рынка. Однако АМКУ в своих расчётах оперировал официальным курсом 15,76 грн/$, недоступным для трейдеров.

Если ценами на топливо государственные органы хоть как-то интересовались, то в вопросах контроля качества бензинов и дизтоплива, заливаемых в бензобаки, уходящий год ознаменовался ослаблением хватки государства

Впрочем, если ценами на топливо государственные органы хоть как-то интересовались, то в вопросах контроля качества бензинов и дизтоплива, заливаемых в бензобаки, уходящий год ознаменовался ослаблением хватки государства. Результат не замедлил сказаться — по оценкам Консалтинговой группы А-95, доля некондиционного топлива ещё в октябре насчитывала не менее 20% продаж.

Не принесло облегчения отечественным автолюбителям и широко освещаемое в прессе снижение цен на нефть и нефтепродукты. Даже почти 40%-го снижения цены топлива с начала года в Европе оказалось недостаточно, поскольку гривня за этот же период успела подешеветь почти в 2,5 раза. В ближайшей перспективе, скорее, следует ожидать дальнейшего подорожания нефтепродуктов в отечественных сетях АЗС.

Как заявил Корреспондент.net Леонид Косянчук, президент Ассоциации Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины, плохая новость сейчас заключается в том, что бензин подорожал на 1 грн/л, а хорошая — что только на 1 грн, а не сразу на 3 грн/л. По его словам, операторы АЗС сдерживают рост цен, делают его более плавным, опасаясь снижения продаж. «Если абстрагироваться от реалий, то сегодня бензин А-95 должен стоить от 18,85 до 19,40», — говорит эксперт.

Не стоит исключать и сюрпризов от властей в виде повышения акцизов. В частности, предложенный Кабмином проект изменений в Налоговый кодекс уже предполагает повышение акцизов на бензин и дизтопливо на 2-3%, что неминуемо отразится на ценах.

Расчёты и просчёты

В сфере природного газа уходящий год запомнится, прежде всего, очередной «газовой войной», итог которой победой Украины могут назвать разве что чиновники и руководство НАК Нафтогаз України по долгу службы.

«Противостояние между Нафтогазом и Газпромом в 2014 году можно охарактеризовать словами известной песни Бориса Гребенщикова: «По новым данным разведки, мы воевали сами с собой», — говорит Корреспонденту Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины. — Давайте вспомним, премьер-министр Арсений Яценюк в июле заявлял, что Украина не даст цену больше $ 268 за 1 тыс. куб. м. А уже в октябре — назвал победой $ 378 за 1 тыс. куб. м российского газа».

По мнению эксперта, такой итог — это, по сути, возврат к харьковским договорённостям 2010 года, но в ещё более невыгодном варианте. Соглашение носит временный характер, и скидка в $ 100 за 1 тыс. куб. м действует до 31 марта 2015-го.

К числу просчётов можно отнести и бессмысленную экономию на горячей воде летом, и заявления о возможности перезимовать без импорта российского газа, о чём Корреспондент писал ранее. Тем не менее Нафтогаз публично признавать своих ошибок не спешит — представители компании, возобновившей закупки газа у Газпрома в начале декабря, объясняют это некими соображениями высшего порядка, ссылаясь на трёхсторонние договорённости с участием Брюсселя и Москвы.

На внутреннем рынке Нафтогаз остаётся верным себе и придерживается прежнего курса, пусть даже цифры в графе «план» и «факт» существенно различаются. 23 декабря госкомпания выпустила пресс-релиз, согласно которому общее потребление газа за 1-10 декабря превысило план на 34%. Заявление отсылает к июльскому постановлению Кабмина о лимитах газа для потребителей, но не содержит ни намёка на ответ о том, на сколько хватит газа при таком расхождении планов с реальностью.

«В декабре председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев заявил, что Украина до конца отопительного сезона купит у Газпрома 5 млрд куб. м. То есть, чиновники дезавуировали собственные заявления полугодичной давности, даже не попытавшись объяснить общественности свои явные просчёты и промахи», — считает Землянский.

Огни гаснут

Состояние дел в электроэнергетике и угольной отрасли сейчас едва ли не самое плачевное. Боевые действия на Донбассе лишили Украину львиной доли добываемого угля, включая антрацитовые марки А и Т, резко ставшие дефицитными.  В итоге с 1 декабря страна официально живёт в режиме веерных отключений, хотя источники утверждают, что Украину «накрыло веером» ещё в конце ноября, просто тогда это не афишировалось.

Как опасался Корреспондент, отключения пришли в жизнь украинцев всерьёз и надолго. На прошлой неделе заместитель министра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик обрисовал эти перспективы чётко и недвусмысленно. «Мы не пройдем эту зиму, если введём штатную ситуацию в стране. Не будет этой зимой штатной ситуации», — отметил он.

По данным источника в отрасли, на 23 декабря запасы на складах ТЭС снизились до 1,09 млн т, из которых антрацит — только 240 тыс., что означает около десяти дней работы ТЭС даже в экономном режиме.

При этом ситуация с добычей угля ухудшается прежними темпами. На прошлой неделе местные СМИ сообщили об отключении от электроэнергии за долги шахты Великомостовская государственного объединения Львовуголь. Отключение шахты, в принципе, противоречит всем нормам безопасности, однако суть инцидента даже не в этом — шахты не рассчитываются за электроэнергию, если им не платят за добытый и отгруженный уголь.

В ходе встречи руководства Минэнергоугля с представителями шахтёрских профсоюзов сотрудники западноукраинских угольных госкомпаний заявили, что последний раз их шахтёры получали зарплату чуть ли не летом.

Тем временем в понедельник Трипольская ТЭС госкомпании Центрэнерго сообщила об остановке угольных блоков из-за нехватки топлива. На ТЭС работал один газомазутный блок, потреблявший природный газ. Это означает производство электроэнергии себестоимостью до 2 грн/кВт. ч — в два раза выше, чем себестоимость электроэнергии, получаемой от сжигания угля. И раз в шесть выше, чем за эту электроэнергию заплатят отдельные категории потребителей, например, домохозяйства.

Дефицит мощности в середине декабря достигал 5-6 тыс. мВт, или свыше 20% пикового потребления, несмотря на непривычно высокую для этого времени года температуру. Чем это может обернуться в случае, если, а точнее, когда ударят морозы и потребление возрастёт, энергетики однозначно прогнозировать не берутся. Комментарии специалистов по этому вопросу весьма ёмки, но не вполне цензурны, либо отвлечённо-иносказательны.

«Ситуация шаткая. Регулярного подвоза угля в достаточном объёме нет, об импорте электроэнергии из России всё ещё не договорились. Одно резкое движение — и станет темно», — рассуждает сотрудник Минэнергоугля.

Чиновники тщательно избегают употребления звучного термина блэкаут, или, в отечественной трактовке, системная авария. Точно так же, впрочем, полгода назад они избегали и термина «веерные отключения».

Различных сценариев нарушения режима работы всей энергосистемы страны или значительной её части хватает. В разные годы на разных континентах огромные территории и миллионы людей на них оставались полностью без энергоснабжения. Последствия этих аварий устранялись в течение часов или, в отдельных случаях, даже нескольких дней. До сих пор эта напасть обходила Украину стороной. Как это может выглядеть в условиях нашей зимы и сколько времени и денег может потом потребоваться на восстановительные работы — можно только гадать.

Головокружение без успехов

Государственное регулирование в энергетике весь этот год грешило явными перекосами. Кабмин без устали изобретал всё новые и новые способы ручного регулирования рынка газа в пользу Нафтогаза України, пуская дела в сфере качества нефтепродуктов на самотёк. А вмешательство государственных мужей в электроэнергетику и вопросы поставок угля принесло, скорее, больше вреда, чем пользы. Во всяком случае, результаты деятельности всех, кто только мог вмешаться в эту ситуацию, видны уже невооружённым глазом.

Одним из достижений новой власти принято считать закон, позволяющий создать СП на базе украинской газотранспортной системы с участием компаний из ЕС и США. Однако её возможность и целесообразность реализации на практике вызывают сомнения.

«Эту идею можно смело назвать новаторской и оригинальной. Впервые в мировой практике транзитёр собирается создать консорциум без участия основного поставщика ресурса, привлекая в него американские компании, не имеющие никакой экономической заинтересованности в торговле газом в Европе», — говорит Землянский.

По мнению эксперта, «отставка» российского Газпрома из этого проекта резко снижает его коммерческую привлекательность. Политика Нафтогаза уже привела к снижению объёмов транзита газа через Украину.

«Справедливости ради отметим, что этому также способствовало снижение спроса в Европе, но не настолько, чтобы объём транзита в ноябре сократился почти наполовину, а за 11 месяцев на 25%, составив 57,9 млрд куб. м», — уточняет аналитик.

Украинская ГТС работает сегодня на грани рентабельности, поясняет Землянский. «В случае сокращения объёмов транзита речь надо будет вести уже не о модернизации, а о консервации части системы и строительстве интерконнекторов не из Европы в Украину, а из одной области в другую, поскольку часть потребителей рискуют остаться без газоснабжения, которое напрямую зависит от использования магистральных газопроводов», — резюмирует он.

Локальным успехом в плане отстаивания интересов государства можно назвать проведение собрания акционеров Укрнафты в октябре, по итогам которого было принято решение о перечислении дивидендов в размере 1,9 млрд грн в бюджет до 10 апреля 2015 года. В проекте госбюджета указано, что Кабмин рассчитывает получить не менее 1,8 млрд грн дивидендов от Укрнафты, то есть средства всё ещё не перечислены.

Не всё гладко вышло и с «налогом на олигархов», повышением рентной платы на добычу полезных ископаемых, введённым летом. Судя по регулярным заявлениям Государственной фискальной службы о росте задолженности со стороны контролируемой Коломойским Укрнафты, компания просто перестала их платить с августа.

Рычагом давления на несговорчивого олигарха можно считать зарегистрированный группой депутатов от Блока Петра Порошенко во главе с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко законопроект, предусматривающий снижение кворума для проведения собрания акционеров с собственников 60% акций до «более 50%».

До сих пор Нафтогаз, владеющий 50%+1 акция Укрнафти, не мог провести собрание Укрнафти, не заручившись согласием Привата. Подобные попытки предпринимались неоднократно и успехом не увенчались. Годы идут, а Приват по-прежнему контролирует крупнейшего украинского добытчика нефти, владея более 40% его акций.

С чем у государства до сих пор не возникало проблем, так это с повышением тарифов для бытовых потребителей. Однако судя по тому, как развиваются события в энергетике и заявлениям первых лиц, основные повышения нас ждут впереди.

При этом рассчитывать на постепенный и плавный рост тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги особенно не приходится. Ранее предполагалось, что повышение может быть растянуто на три года, но сейчас чиновники признают, что возможности для манёвра сузились до минимума, да и девальвация даёт о себе знать. Такой сценарий добавляет новых оттенков буквальности задаче «выжить в 2015 году», озвученной премьером Арсением Яценюком.

***

Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 26 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украинаэнергетикаэкономикажурнал Корреспондентполитика
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...