Кризис и его последствия оставили без работы многих украинцев.
Многие из них находятся альтернативу в виде новой профессии или собственного бизнеса, пишет Елена Романюк в №14 журнала Корреспондент от 10 апреля 2015 года.
Янина Савина, менеджер внешнеэкономической деятельности, копирайтер, а ныне партнёр и дистрибьютор немецкой компании LR Health and Beauty Systems, обратила внимание на сферу сетевого маркетинга два года назад, когда ушла в декрет. Тогда она занялась продажами скорее ради дополнительного заработка. Но по мере того как молодая мать вникала и изучала эту деятельность, её планы становились более масштабными, а желание попробовать себя в новой сфере росло.
Принять окончательное решение в пользу сетевого маркетинга Савину подтолкнул кризис — найти достойную работу по найму в такой период сложно, а заработок нужен. Доходы, полученные от сетевого маркетинга, стали весомым, пусть и не основным источником дохода семьи.
«Сейчас мы работаем в нашем бизнесе уже с мужем. При этом мы не останавливаемся, а видим перед собой большие перспективы», — говорит Савина.
Фото Дмитрия Никонорова
Янина Савина открыла для себя сферу сетевого маркетинга
По её словам, сетевой маркетинг хоть на первый взгляд и не очевидный, но очень хороший шанс подучиться и начать бизнес за сравнительно небольшие деньги, которые непременно окупаются при правильном подходе. А в кризисный период, когда денег на дорогостоящее образование или открытие традиционного бизнеса нет, это очень важно.
«Для меня моя работа сейчас очень важна, ведь образование не должно заканчиваться никогда, люди постоянно должны познавать что-то новое, развиваться. Я же практически каждый день знакомлюсь и общаюсь с людьми из самых разных сфер, которые тоже хотят большего от жизни, и это придаёт сил даже в непростые времена», — делится своим опытом Савина.
Новые 1990-е
Если верить Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП), количество дистрибьюторов, желающих зарабатывать на прямых продажах, в IVквартале 2014 года увеличилось по сравнению с IIIкварталом на 10,6%, то есть на 100 тыс. человек. Причём доля мужчин в этом бизнесе выросла с 13% до 15%.
«В структуре прямых продаж есть люди, которые хотят продавать много и строить на этом бизнес. И именно приток таких людей Oriflame ощутил в прошлом году. Граждане Украины смотрят на нас как на международную компанию, способную обеспечить им стабильную работу, доход, карьерный рост», — говорит Никлас Палмквист, генеральный директор Oriflame в Украине.
В свою очередь Томаш Мурас,председатель совета директоров УАПП, генеральный директор Amway в Украине, отмечает, что меняется и тип людей, готовых заниматься сетевым бизнесом.
«До прошлого года мы думали, что наш потенциал развития — это конкретный тип человека — networker, который дружит с соседями, у которого много знакомых и т. д. Сегодня же наши представления немного меняются. На рынке появляется категория, которая называется opportunity seeker — люди, ищущие возможности. Им всё равно, на чём зарабатывать деньги, что они будут продавать. И в этой ситуации мы ведём такую политику, чтобы заинтересовать этих людей, пытаемся улучшить условия сотрудничества с нами», — рассказывает Мурас.
По словам Мураса, одним из таких шагов компаний — членов УАПП стало повышение среднего уровня денежного вознаграждения дистрибьюторов. В частности, в 2014-м его доля от годового объёма продаж компаний составила 18,9% по сравнению с 18,3% в 2013-м. Что касается среднего вознаграждения дистрибьюторов по Украине, то в прошлом году оно составило 6 тыс. грн за квартал.
К слову, представители ассоциации отмечают, что значительный толчок развитию сетевого бизнеса дали интернет-продажи. Ведь если раньше дистрибьютору-лидеру для построения бизнеса необходимо было около десяти лет, то сейчас с помощью онлайн-технологий его можно построить за полтора-два года.
В поисках себя
Впрочем, прямые продажи не единственная сфера, куда уходят украинцы в связи с кризисом и потерей работы. Часть из них, как и в 2009-2010 годах и ещё раньше, пытаются найти себя в эти смутные времена.
«После масштабных сокращений в ноябре-январе многие специалисты действительно не стали искать новую работу и ушли заниматься своим делом. Некая общая эйфория на фоне историй о сильных и смелых людях нашей страны укрепила в них уверенность в себе. К тому же последние события в Украине заставили многих другими глазами взглянуть на свою жизнь, осознать ценность каждого дня, семьи, друзей», — говорит Надежда Петрученко, директор консалтинговой компании Глория.
«В 2013 году мы проводили исследование, показавшее, что 60% респондентов проявляют потенциальный интерес к открытию собственного бизнеса. Причём каждый второй хотел заниматься ручной работой, что-то производить. Сейчас кризис этих людей только подталкивает», — добавляет Ульяна Маслова, руководитель исследовательского центра hh.ua.
Специалист привела несколько примеров из личного опыта. Например, её подруга, в прошлом успешный финансист, сейчас занимается валянием из шерсти. Кроме того, она окончила курсы сказкотерапии и теперь практикует как психолог.
«Знаю также бывшего журналиста, который сейчас делает на заказ сундуки», — говорит Маслова.
По пути творчества пошла и Ольга Хайловская, в прошлом помощник нотариуса.
«Я проработала в одном месте почти восемь лет. Когда поняла, что мне стало тесно в нотариальной конторе, ушла на вольные хлеба. Стала пробовать свои силы в самых разных сферах — делала бижутерию и аксессуары на заказ, вязала. Потом увлеклась живописью, стала учиться. Организовала курсы по вязанию, где сама провожу занятия, — рассказывает о своих способах самовыражения, а заодно и заработка Хайловская. — Также участвую в выставках и ярмарках, где продаю свои картины, рисунки и сувенирную продукцию с их изображениями — чашки, открытки, футболки. Недавно начала изучать графический дизайн, делаю в этой профессии первые шаги».
В полноценный, да ещё и довольно прибыльный бизнес превратила свое хобби и бывшая сотрудница страховой компании, а ныне фотограф новорожденных Юлия Патяка.
Фото из личного архива Юлии Патяки
Юлия Патяка превратила свое увлечение фотографией в успешный бизнес
«Я ушла из страховой компании осенью, когда на финансовом рынке сложилась не очень хорошая ситуация. Фотографией же я всегда увлекалась параллельно, она была моим хобби. Но потом я обнаружила пустующую незанятую нишу в данном направлении, и это спровоцировало меня на решительный шаг — уйти с работы и посвятить себя полностью фотографии», — вспоминает Патяка.
При этом фотограф отмечает: до того как заняться таким специфическим бизнесом, она посетила семь мастер-классов по съёмке новорожденных. Далее же сделала ставку на креатив и качество.
«Я снимаю в 99% случаев дома. Это и родителям удобно, и малышу безопасно, не считая ещё кучи различных факторов комфорта. Весь реквизит привозится на место съёмки — от шапочек до пушистых стационарных фонов. Часто я езжу за атрибутикой в Испанию, чтобы предметы на фото были уникальными и не повторялись у других фотографов», — раскрывает нюансы своей профессии бывшая сотрудница страховой компании.
В числе главных плюсов работы на себя она отмечает возможность распоряжаться своим временем и жизнью
В числе главных плюсов работы на себя она отмечает возможность распоряжаться своим временем и жизнью.
«Многие опасаются уходить на вольные хлеба, потому что боятся ответственности. Но я этого никогда не боялась. Для меня свобода как воздух. И когда у меня появилась возможность реализовать это право, то все побочные эффекты — временное отсутствие заказов, уменьшение заработков — отошли на второй план. Правда, я хочу сказать, что «провал» между заработками у меня был всего два месяца. Сейчас мой доход превысил прежние заработки в страховой сфере втрое», — рассказывает Патяка.
Ложка дёгтя
В то же время эксперты отмечают, что успешными такие бизнес-проекты в основном оказываются, лишь когда речь идёт о небольшим деле, не требующем серьёзных вложений и найма дополнительных сотрудников.
«К нам в компанию снова и снова возвращаются со своими резюме специалисты, которые хотели открыть свой бизнес, но у них не получилось. 80% этих бизнесов были попытками смоделировать такую же компанию, в какой они работали», — говорит Петрученко.
По её наблюдениям, провалы начинающих предпринимателей происходят из-за незнания тонкостей всех бизнес-процессов, административных составляющих и особенностей ведения хозяйственной деятельности. Очень часто специалисты не рассчитывают затратность и объём необходимых вложений.
«Все думают — вот сейчас начну печь пасочки, и на меня посыплются деньги. При этом они не учитывают, что один месяц в бизнесе может быть прибыльным, второй — убыточным, не способны просчитать, когда бизнес выйдет на точку безубыточности и пр. Учитывая это, даже многие «бизнес-ангелы», готовые инвестировать в стартап, не могут этого сделать, так как не понимают, во что вкладывать деньги», — отмечает Татьяна Пашкина, контент-эксперт компании Работа Интернешнл.
Далеко не все начинающие бизнесмены настолько организованны, чтобы контролировать свой рабочий график, ставить перед собой задачи, цели и достигать их. Ведь в системной компании всё это уже выстроено, и нужно только следовать правилам. Плюс не каждый хороший специалист может продать свою услугу или товар. Для этого всё же нужны довольно специфические качества и знания.
«В творческие профессии нужно приходить из профессий, где важна была дисциплина. Этот опыт здорово помогает дисциплинировать себя уже в каком-то своем деле», — говорит Патяка.
И ещё один важный момент: многие из тех, кто начинает своё дело, ведут его, грубо говоря, нелегально или вообще отказываются от идеи его развития. Причина подобного поведения вполне объяснима: несмотря на всю эйфорию по поводу «свободы творчества», вести предпринимательскую деятельность в нашей стране легче не стало.
«В частный бизнес уходит немного людей, потому что все знают: СПД открыть легко, а закрыть сложно. Например, совсем недавно я общалась с девочками, которые хотели открыть своё маркетинговое агентство и работать на фрилансе, но отказывались от этого в силу юридических сложностей», — отмечает Пашкина.
«В новостях постоянно пишут, что Кабмин ликвидировал более 300 разрешений. Но это разрешения, которые касаются очень крупного бизнеса, например энергетики, недр и пр. Никакого отношения к малому бизнесу эти изменения не имеют. Вести его до сих пор сложно», — говорит Анна Воеводина, юрист hh.ua.
***
Этот материал опубликован в №14 журнала Корреспондент от 10 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.