Эксперты разбирались, кто тормозит реформы украинского энергорынка.
В Киеве 28 апреля состоялась Международная конференция по поддержке Украины - донорское мероприятие, в котором приняли участие представители нескольких десятков стран, ведущих мировых финансовых институций и организаций. Украинское правительство отчиталось о первых результатах работы по стабилизации экономики и реализации реформ, обсудив с представителями международного сообщества дальнейшие шаги по рыночным преобразованиям.
В ходе конференции директор секретариата Энергетического сообщества Янез Копач отметил, с одной стороны, успешность реформирования газового сектора Украины, но с другой - наличие сопротивления реформированию рынка электроэнергетики.
"Реформы в газовом секторе являются успешными... Но есть и не такие успешные моменты – сектор электроэнергетики. С одной стороны в газовом секторе есть сильный игрок – "Нафтогаз", и там очень хорошее руководство, сфокусированное на реформах, а в секторе электроэнергетики нет такой движущей силы для реформ", – сказал Копач. По его словам, реформам рынка электроэнергетики также мешает внутреннее сопротивление его участников.
Эксперты, опрошенные нашим изданием, не согласны с мнением европейского чиновника и утверждают, что он ошибся. Реформа в газовом секторе пробуксовывает. Закон «О функционировании рынка природного газа» был принят еще в 2010 году, однако фактически «Нафтогаз Украины» до сих пор не разделен и на рынке нет подлинной конкуренции. Наоборот, принимаются решения в пользу государственной монополии, например, об ограничении продажи газа частными компаниями, в том числе с европейским капиталом, промышленным потребителям.
Что касается электроэнергетики, то в 2013 году в стране принят базовый закон реформе энергорынка, который вступил в силу с 1 января 2014 года. В его разработке активно участвовали частные и государственные энергокомпании. Конкурентный рынок планируется запустить в середине 2017 года. Для этого готовится около 100 нормативно-правовых актов. Ответственные за их разработку – государственные органы, в том числе Минэнергоугля и НКРЭКУ.
Равнение на министра
«В энергореформах больше всего заинтересован частный бизнес», — полагает руководитель аналитического центра «Энергетика Украины» Алексей Чернявский. По его мнению, отсутствие реальных реформ в электроэнергетике связано с бездействием государственных структур, прежде всего — профильного министерства. «Для меня очень неожиданной стала позиция Энергосообщества, определившего частный бизнес «крайним» в провале энергореформ в Украине. В Энергосообществе ведь прекрасно знают, что именно частники всегда были драйвером реформ в украинском энергосекторе», — сказал Чернявский. Эксперт подчеркнул, что основное бремя ответственности за реформы лежит на министре энергетики и угольной промышленности Владимире Демчишине. Возможно, тезисом о внутреннем сопротивлении реформе пытаются прикрыть свои недоработки.
По словам Чернявского, в последние годы было проведено множество мероприятий на уровне энергетических экспертов с участием крупных игроков энергорынка и европейских чиновников, отвечающих за энергетику. «Зная позицию частных энергокомпаний, в Энергосообществе должны, как минимум, понимать, что частники не могут тормозить реформы, напротив – они в них кровно заинтересованы», — отметил эксперт.
Бизнес с европейским лицом
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич подчеркнул, что энергокомпании с частным капиталом уже работают на основе европейской практики и наиболее заинтересованы в распространении этих правил на весь энергосектор. «Именно представители частного бизнеса в вопросе либерализации рынка электроэнергии обеими руками выступали за третий энергопакет», - напомнил он.
Марунич считает, что основную ответственность за отсутствие реформ в электроэнергетике должно нести Минэнергоугля и НКРЭКУ. «Даже если Владимир Демчишин скажет, что у него есть список реформ, это будет непредметно, пока мы его не увидим. Есть коалиционное соглашение, там прописаны некоторые вещи для отрасли, но большая часть из того, что там написано, не выполнено», — отметил эксперт. «Курс на реформы должно задавать государство, а их реализацией должны заниматься уполномоченные структуры, но никак не частный бизнес. Призвание частного бизнеса — зарабатывать и получать прибыль», — подытожил эксперт.
Нефтегаз буксует
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский, комментируя заявление главы секретариата Энергосообщества, отметил: «Как можно препятствовать тому, чего нет? Более того, почему господин Копач не заметил того, что у нас до сих пор не разделен «Нафтогаз»? В планах «Нафтогаза», которые были обнародованы, его разделение планируется не раньше 2016 г. Здесь никто не блокирует, здесь все нормально? Никого ничего не смущает?», — сказал эксперт, добавив, что либо еврочиновника не проинформировали надлежащим образом, либо у него избирательный подход к данному вопросу.
По словам Землянского, за отсутствие реформ в энергетике должна нести ответственность команда профильного министра. «Они пришли под эгидой и девизом реформ. Более того, перед этим Демчишин возглавлял НКРЭ. Можно было бы за это время «въехать в тему» и начать реализацию реформ хотя бы на бумаге», — полагает эксперт. По его мнению, для реформирования отрасли бизнес должен предложить свои правила, а государство разобраться в них и выступить в качестве арбитра.
Свой интерес
Директор украинского Центра исследований в сфере ТЭК Олег Гавриш высказал мнение, что от реформ энергорынка проиграют Минэнергоугля и НКРЭКУ, поэтому именно они являются их тормозом. «Мне даже сложно представить, кто из участников рынка может блокировать реформы. Я скорее поверю в то, что препятствия на пути реформ ставят люди из Минэнергоугля и НКРЭКУ. Объясню: сейчас они в ручном режиме регулируют тарифы, но если будут приняты реформы, то они утратят эту прерогативу», - пояснил эксперт.
По словам Гавриша, частные компании, наоборот, заинтересованы в проведении реформ, в чистом и прозрачном рынке. «Частные игроки выступают за реформы, потому что они позволят устанавливать рыночные цены, а также смогут получить равные возможности доступа», - сказал он. Эксперт считает, что в либерализации рынка больше всего заинтересованы ДТЭК и Энергоатом. «У ДТЭК есть угольные шахты, есть свои электростанции. Они могут уголь отправлять на свои электростанции. Таким образом, компания получит более низкую цену и сможет конкурировать на рынке. Но я думаю, что если рынок станет либеральным, то всех “сделает” “Энергоатом”. Он станет монополистом на рынке», - полагает Гавриш.
«Я считаю, что ответственность за проведение реформ в энергетической отрасли должны нести первые лица страны. Но я понимаю, почему они этого не делают. Они понимают, что если рынок пойдет в свободное плавание, то цены на электроэнергию для населения могут вырасти», - подытожил специалист.
Воли нет?
Сегодня реформы в электроэнергетике реализовываются крайне медленными темпами. Такое мнение высказала директор компании «ТрансЭнергоКонсалтинг» Светлана Голикова. «Без политических решений, политической воли реформы в электроэнергетике невозможны, ответственны министерство, регулятор, Кабмин. Самостоятельно компании – участники рынка - работать не начнут», - отметила Голикова.
По ее словам, для реформирования отрасли нужно сформулировать понятную для всех участников рынка цель. «Правительство четко цель не сформулировало. Не думаю, что единственная цель реформ – интеграция с нормами Евросоюза. Что касается темпа реформ, то он достаточно медленный, закон о реформах в энергетике был принят еще в 2013 году, но ничего пока не сделано. Сегодня работает рабочая группа, которая пытается внести изменения в этот закон и в закон об электроэнергетике, хотя любые новые законы лишь будут способствовать отсрочке реформ. А по уже принятому закону реформирование должно быть завершено к 2017 году», - подчеркнула эксперт.
Оценивая шаги, предпринятые в реформировании рынка электроэнергетики, эксперт сообщила: «В феврале 2014 года должен был быть создан координационный совет (при правительстве), который был бы центром реформ, но он не создан. Далее – принятие закона о разделении бизнеса облэнерго на передачу и на сбыт – этого не сделано, а это нужно сделать во исполнение европейских директив. Кроме того, среди ключевых реформ - реформирование ГП «Энергорынок». Не введены электронные аукционы на экспорт/импорт электроэнергии. Что было сделано – так это изменены условия проведения торгов по экспорту электроэнергии, теперь условия – более либеральные. Но одних таких изменений явно мало».
По мнению Голиковой, сегодня к реформам в энергетическом секторе Украину подталкивает европейское энергетическое сообщество. «Хорошо, что сейчас активировалась работа секретариата Энергетического сообщества, и благодаря этому вышел закон о рынке газа, до угля пока не дошли, но идет работа в разрезе электроэнергетики. Нужно вовлекать в процесс реформ бизнес, ведь именно компании - ключевые участники реформ», - отметила директор «ТрансЭнергоКонсалтинга».