UA
 

Схватка с олигархами. В Украине наметился новый передел собственности

Корреспондент.biz,  17 ноября 2015, 07:21
143
45733
Схватка с олигархами. В Украине наметился новый передел собственности
Фото: zn.ua
Конфликт вокруг нефтяных активов, входящих в орбиту Привата Игоря Коломойского, выглядит как передел собственности

Вместо того чтобы сделать правила игры для олигархов более честными, власть пытается заменить одни бизнес-элиты другими.

Последние недели не дали скучать не только политологам, но и экономическим экспертам. Ведь большинство наблюдателей сходятся во мнении: в Украине наметилась тенденция замены олигархических элит, пишет Елена Романюк в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года.

«Происходит обыкновенное перераспределение влияния — некоторые олигархи сейчас ослабнут, другие усилят своё положение. Но не факт, что в следующем году «ослабнувшие» бизнесмены не отыграются, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Кроме того, не стоит забывать и об олигархах среднего уровня, которые сейчас у власти. Вполне понятно, что они также хотят стать крупными олигархами».

Вполне вероятно, что, как и в других постсоветских странах, бизнес будет перераспределяться в пользу околопрезидентского окружения

По словам экспертов, вполне вероятно, что, как и в других постсоветских странах, бизнес будет перераспределяться в пользу околопрезидентского окружения.

Так, по крайней мере, уже происходило в России, когда сразу после прихода к власти Владимира Путина были произведены аресты предпринимателей Владимира Гусинского и Бориса Березовского. А вскоре после их выезда из страны активы бизнесменов стали работать в интересах нового президента.

Такая же история была и с приходом к власти Виктора Януковича, когда 50% любого работающего бизнеса требовалось отдать в пользу «семьи»

Такая же история была и с приходом к власти Виктора Януковича в Украине, когда 50% любого работающего бизнеса требовалось отдать в пользу «семьи».

«Это всё нормальное явление», — спокойно констатирует Охрименко.

Борьба за нефть

Главной кормушкой для «новых» олигархов, по оценкам экспертов, могут стать 1.833 государственных предприятия. Несмотря на то что большинство из них декларируют убытки, ряд предприятий благодаря теневым схемам генерируют своим управленцам миллиардные доходы.

Но беда в том, что именно эти государственные активы прочно закрепили за собой «старые» олигархи. И забрать их — теперь главная задача «новых». А поскольку легальных способов отъёма предприятий не так много (через механизмы судебного обжалования результатов приватизации, уголовные производства или создание корпоративных конфликтов), то использовать приходится абсолютно разные методы, в том числе и политического давления.

Возьмём, к примеру, Игоря Коломойского. Ещё недавно он был едва ли не лучшим другом новой власти: стал губернатором Днепропетровской области, помог защитить регион от сепаратистов. Но не прошло и пары месяцев, как в марте Коломойский со скандалом покинул пост.

И всё это в связи с попыткой чиновника-бизнесмена оставить за собой контроль над госкомпанией Укрнафта. В ней Приват имеет 42% акций, а государство — 50%+1 акцию, но именно люди Коломойского долгое время управляли компанией.

Новое правительство решило перехватить контроль над предприятием и в сентябре обвинило миллиардера в том, что он доплачивал менеджерам Укрнафты, в том числе бывшему главе правления Питеру Ванхеке и его заму Михаилу Бакуненко, миллионы долларов за работу в интересах Привата.

В итоге, как пишет профильное издание Oilnews, было принято решение провести 19 ноября заседание наблюдательного совета ПАО Укрнафта, на котором должны изменить состав правления компании.

Напомним, ранее, а именно в марте этого года, правительство также со скандалом поменяло руководство государственной компании Укртранснафта. Предприятие, к которому Коломойский формально не имел отношения, в то же время являлось одним из ключевых инфраструктурных активов финансово-промышленной группы Приват. К слову, поддерживал миллиардера в этом конфликте его верный соратник Геннадий Корбан.

Александр Паращий, руководитель департамента аналитики компании Concordе Capital, отмечает, что разборки вокруг нефтяных активов действительно выглядят как перераспределение собственности. Хотя он и уверен, что со сменой руководства в компаниях вряд ли что-то поменяется: новый менеджмент по-прежнему будет сотрудничать с Коломойским.

К слову, не только нефтяные активы Коломойского являются лакомым куском для новой власти. Летом, например, была заблокирована работа ЧАО Нефтегаздобыча, которую сегодня контролирует энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова, а ещё в начале 2000-х ею владел Пётр Порошенко.

Как писало издание Insider, Генпрокуратура через Печерский суд Киева несколько раз инициировала арест имущества и счетов компании. Поводом послужило уголовное дело по факту убийства бывшего директора Нефтегаздобычи Олега Семинского, который пропал в начале 2012 года. Компания трижды снимала арест со своего имущества через Апелляционный суд Киева.

Однако в июне имущество и счета Нефтегаздобычи снова находились под двумя арестами одновременно. Это послужило поводом для депутата от Оппозиционного блока Нестора Шуфрича заявить, что блокировка работы компании является ничем иным, как желанием Президента «незаконным и наглым способом её захватить».

«Пособник террористов»

Не менее острая борьба разгорелась в энергетическом секторе Украины. И здесь эксперты точно понимают, в чьих интересах она ведётся. По мнению многих из них, полноправным членом «олигархического клуба» при главе государства пытается стать небезызвестный российско-украинский бизнесмен Константин Григоришин.

Именно он старается вытеснить с энергетического олимпа старожилов, для чего задействован целый коллектив лоббистов — от министра энергетики и угольной промышленности и главы Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики и коммунальных тарифов, которые принимают необходимые Григоришину решения по рынку, до глав важнейших энергокомпаний, назначаемых по негласному согласованию с бизнесменом.

Главным старожилом, против которого развернула борьбу «команда» Григоришина, стал, естественно, Ахметов. Именно его ДТЭК является монополистом в тепловой генерации, и именно он весь этот год пытался диктовать условия новой власти.

За что и поплатился: в начале ноября суд поручил провести внеплановую проверку ДТЭК Днепроэнерго на предмет соблюдения требований налогового законодательства в части проведения кассовых операций по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с предприятиями, зарегистрированными в Донецкой и Луганской областях.

Проверка должна быть проведена по ходатайству СБУ, которая считает, что приобретение угля у ряда коммерческих структур, осуществляющих деятельность на территории восточных регионов Украины, является ничем иным, как финансированием террористов.

Понятно, что ДТЭК все обвинения СБУ опровергает, объясняя своё присутствие на территории «ЛНР» и «ДНР» только тем, что добывала уголь с собственных предприятий Свердловантрацит и Ровенькиантрацит для обеспечения энергосистемы страны. Но это, похоже, никого не волнует. Ведь даже в самой ДТЭК понимают, чего именно хочет от них новая власть.

«На одной из встреч с международными инвесторами представители ДТЭК рассказывали, что к ним подходили люди и сказали: «У вас все вопросы исчезнут, если вы отдадите ДТЭК Западэнерго, Киевэнерго и ДТЭК Днепроэнерго», — рассказал Корреспонденту сотрудник одной из консалтинговых компаний, присутствовавший на встрече.

Более того, Генпрокуратура через суд уже добилась отмены результатов продажи 25% акций Днепроэнерго, а также оспаривает приватизацию Киевэнерго и Западэнерго.

Интересно, что давление испытывает не только энергетическое направление Ахметова. Аккурат в дни ареста Корбана и вручения повесток бизнес-партнёру Ахметова Вадиму Новинскому глава СБУ Василий Грицак заявил о подозрении в минимизации налогов относительно сети супермаркетов Брусничка, которая также принадлежит донецкому бизнесмену.

«30 октября, за день до проведения широкомасштабной операции [по задержанию Корбана], в Днепропетровске был проведён ряд следственно-оперативных действий, обысков, выемок. В частности, относительно структуры, которая из государственного бюджета украла 26,7 млн грн и минимизировала налоги в бюджет приблизительно на 500 млн грн. Сумма неплохая, если учесть, что речь идёт о сети известных супермаркетов под названием Брусничка», — пояснил Грицак.

Кроме того, ранее СБУ обвинила в поддержке терроризма на Донбассе сеть АЗС Ахметова Параллель, которая работает в Запорожской, Донецкой, Днепропетровской и Луганской областях.

По касательной

Конечно, на фоне ситуации с бизнесом Ахметова неприятности его бизнес-партнёра Новинского выглядят не так трагично. В Генпрокуратуру его вызвали якобы исключительно по делу сети супермаркетов Амстор, за которую у него разгорелся конфликт с Владимиром Вагоровским. По словам Новинского, его бывший партнёр не пожелал уступать оперативный контроль над сетью и превращать её в прозрачный и понятный холдинг.

Вагоровский же обвинил Новинского в желании завладеть их общим активом. В результате громкого скандала контроль над Амстором остался у Новинского, который поспешил привлечь к управлению сетью Fozzy Group.

«Скорее всего, Новинский оставил себе какую-то часть акций сети. Но, поскольку это не его профильный бизнес, то он отдал его в управление другим людям», — подтвердил Корреспонденту глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Интересно, что во всей этой шумихе ГПУ обошла вниманием представителей ещё одной мощной ФПГ внутри Оппозиционного блока — группы Дмитрия Фирташа и Сергея Лёвочкина. Более того, как сообщили в окружении Фирташа, в сентябре группе компаний Ostchem вернули почти 500 млн куб. м природного газа, который хранится в специальных хранилищах Укртрансгаза.

«Мы заключили мировой договор с властью», — сообщил изданию источник в окружении бизнесмена.

В то же время политологи утверждают, что газовики заинтересованы в ослаблении конкурентов внутри партии, а также ФПГ Коломойского. Но при этом они не готовы действовать против Администрации Президента, поэтому Фирташа пока и не трогают.

Опасные игры

Опрошенные Корреспондентом эксперты как один утверждают, что затеянное властью преследование олигархов небезопасно. Ведь оно пагубно не столько для их бизнеса, сколько для экономики Украины.

«Открытие уголовных производств в отношении любых деятелей политики или бизнесменов, безусловно, влияет на экономическую ситуацию в государстве в целом и состояние бизнеса отдельных лиц, в том числе Ахметова, Пинчука, Новинского или Коломойского. Хотя бы исходя из того, что любой инвестор, прежде чем инвестировать средства в тот или иной инвестпроект, оценивает риски. А возможность открытия уголовного производства в отношении такого инвестора или его бизнеса, конечно, является существенным риском», — говорит Виктор Мороз, управляющий партнёр АО Suprema Lex.

Любые действия власти, которые ухудшают экономический климат в целом или точечно бьют по крупным субъектам бизнеса, всегда вредны для экономики. Независимо от того, кто с кем спорит

Политолог Владимир Лановой 

Так же считает и политолог Владимир Лановой: «Любые действия власти, которые ухудшают экономический климат в целом или точечно бьют по крупным субъектам бизнеса, всегда вредны для экономики. Независимо от того, кто с кем спорит — более богатые с менее богатыми или наоборот. Вертикальные, горизонтальные или любые другие конфликты — они всегда вредят экономике».

Политолог отмечает, что происходящее уже имело место в Украине в 2005 году, когда крупные холдинги, ощутив определённую опасность, начали придерживать деньги и перестали вкладывать их в развитие бизнеса.

«Они не делали закупок сырья, энергоресурсов, не расширяли производство, потому что боялись понести дополнительные потери», — объясняет Лановой.

По мнению аналитика, умение власти управлять в эти периоды должно заключаться не в том, чтобы преследовать неугодных, а в том, чтобы переработать нормативные, экономические, юридические и управленческие конструкции. Создать такие механизмы, которые стимулировали бы олигархов оставлять свои деньги в Украине, а не выводить их за рубеж, а также мотивировали инвесторов вкладывать деньги в нашу страну.

«В чём вообще риск от олигархов для государства? В том, что у них есть какие-то коррупционные схемы, завязанные на госзакупках. Грубо говоря, они тянут деньги из казны. Если эти лазейки закрыть, люди начнут заниматься нормальным, чистым бизнесом. Но, насколько я понимаю, этого не происходит. На это нет политической воли», — отмечает Паращий.

Впрочем, политический аналитик Вячеслав Пиховшек считает, что чего-то кардинального, способного существенно повлиять на бизнес вышеупомянутых олигархов, пока не произошло.

«Эта ситуация явно не улучшает положения бизнесов, она, может, даже помешает им в поиске внешнего заимствования. Но пока что их кредитные рейтинги и так полетели вниз. Так что потери будут небольшими», — прогнозирует Пиховшек.

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Украинавластьинвестицииэкономикаолигархиборьба
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...