К чему приведёт торговая война между Россией и Украиной, обострившаяся в новом году/
Российская Федерация по-своему отметила начало действия зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом — северная соседка усилила против нас торговые санкции, пишет Виктор Нагорский в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года. С нового года Россия, помимо импортных пошлин, ввела ещё товарное эмбарго на ряд украинских товаров, в основном продовольственных.
А кроме того, с 4 января РФ закрыла украинским экспортёрам транзит грузов через свою территорию, тем самым существенно ограничив возможности экспорта наших товаров в страны Средней Азии.
В украинском правительстве уверяют, что это не нанесёт существенного ущерба экономике. До вступления в силу российского эмбарго премьер-министр Арсений Яценюк отмечал, что Украина потеряет всего около $ 600 млн экспорта в РФ из-за введения дополнительных ограничений для украинских товаров. Ведь, по его словам, за последние годы страна сократила зависимость от российского рынка в три раза.
Не так страшен ущерб
Соглашаются с премьером и экономические эксперты. По словам генерального директора компании Pro-ConsultingАлександра Соколова, введение товарного эмбарго в любом случае скажется на объёме экспорта, но сокращение уже не будет значительным.
«Скорее всего, по некоторым товарным группам это будет ощутимо, но, к примеру, по той же молочке товарные ограничения со стороны РФ действуют уже несколько лет, так что для этих производителей новое эмбарго не станет катастрофой — они и так уже ничего в Россию не экспортируют», — говорит Соколов.
Заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук Алексей Плотников добавляет, что после значительного ухудшения отношений между двумя странами в 2014-м украинский экспорт в РФ сократился до минимальных показателей.
«В 2014-2015 годах экспорт в Российскую Федерацию снизился на две трети. Поэтому цифра по потерям от эмбарго в $ 600 млн, которую ранее озвучивал Кабмин, вполне реалистична. Возможно, потери по году достигнут $ 800 млн, но не более», — считает экономист.
В целом из-за торговой войны больше всего страдает пищевая промышленность. К примеру, те же сыры, которые ранее поставлялись в Россию, не могут найти других рынков сбыта в силу их качества и потребительских предпочтений
По данным эксперта, в целом из-за торговой войны больше всего страдает пищевая промышленность. К примеру, те же сыры, которые ранее поставлялись в Россию, не могут найти других рынков сбыта в силу их качества и потребительских предпочтений.
Впрочем, министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко утверждает, что Украине удалось диверсифицировать поставки аграрной продукции, тем самым минимизировав свои потери от российских санкций. По его данным, за 11 месяцев прошлого года объём сельскохозяйственного экспорта в страны Евросоюза составил $ 3,6 млрд, или 27,5% от общего объёма поставок аграрной продукции за рубеж, в страны Азии — $ 6 млрд (45,7%), а в Африку —$ 1,8 млрд (13,5%). Экспорт же сельхозпродукции в РФ в прошлом году был минимальным.
«Мы не особенно почувствовали экономическую войну, которую ведёт Россия против Украины, поскольку наши поставки на её рынок составили лишь 2% от всего аграрного экспорта Украины», — уверяет Павленко.
Подтверждают это и в ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ). По информации руководителя экспертной группы УКАБ Игоря Остапчука, до периода активизации торговой войны отечественные экспортеры поставляли в Россию товаров на $ 1,8-2,0 млрд ежегодно. Однако в январе-октябре прошлого года в данном направлении было экспортировано продукции АПК всего на $ 226 млн.
Около 90% продукции уже не поставляется в РФ, производители и экспортеры пересматривают свою продуктовую линейку и переориентируются на другие рынки
«Исходя из этого можно сказать, что около 90% продукции уже не поставляется в РФ, производители и экспортеры пересматривают свою продуктовую линейку и переориентируются на другие рынки», — отмечает Остапчук.
По его словам, если ранее больше половины доходов от экспорта в РФ поступало от поставок молочной продукции, в частности сыров, кондитерских изделий, жиров, масел, а также напитков, то сейчас это в основном мясо (46%), напитки, включая алкоголь (13%), и продукты из какао (11%).
Именно компании, поставляющие в РФ мясопродукты, по мнению Соколова, понесут наибольшие потери от введения Россией нынешнего товарного эмбарго.
В объезд
Намного существеннее могут оказаться убытки украинских экспортёров в связи с запретом транзита. Как подчеркнула в ответ на эти действия России заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Микольская, ограничение на транзит через свою территорию — самое худшее, что может сделать государство, поскольку при этом ставятся под угрозу интересы и третьих стран.
По информации УКАБ, сегодня поставки украинской продукции через территорию РФ осуществляются в основном в Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
«Туда поставляется около 4% от общего аграрного экспорта из Украины, что равно $ 700 млн. В основном это переработанная продукция (73-81% в структуре экспорта в зависимости от года)», — говорит Остапчук.
Критическими такие ограничения могут быть для экспортёров сахара, считает, он, поскольку на эти рынки ориентировано 59% отечественного экспорта данного продукта, 51% кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, 47% шоколада и других готовых продуктов с содержанием какао. Кроме того, на эти рынки также идёт около 50% продуктов из зерна, 35% живых животных и 29% продуктов из мяса и рыбы.
«Учитывая высокую ориентированность этих товаров на рынки стран СНГ, поиск других рынков сбыта будет сложным и необязательно успешным, поскольку в основном товары, ориентированные на постсоветское пространство, являются малоконкурентными на рынках развитых стран из-за несоответствующего качества или цены», — утверждает Остапчук.
Впрочем, в украинском правительстве уверяют, что отечественные и европейские товары смогут попадать в страны Средней Азии даже при наличии санкционных ограничений на них со стороны Москвы. В середине января был запущен так называемый новый Шёлковый путь в обход России — первый экспериментальный рейс по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан - Китай из Ильичёвского морского порта. Кабмин рассчитывает, что это позволит значительно снизить стоимость транспортировки наших товаров.
Однако эксперты уверяют, что новый маршрут вряд ли будет обходиться украинским экспортёрам дешевле традиционного транзита через территорию РФ.
«Поиск других путей транзита в принципе возможен. Но в любом случае это увеличивает логистические затраты и, как следствие, стоимость товаров, что, естественно, снижает их ценовую привлекательность. Поэтому здесь также будут какие-то потери, но говорить о какой-то конкретной сумме пока рано», — считает Плотников.
Что касается возможной переориентации экспортёров на другие рынки, то, по мнению экспертов, данный процесс является длительным и сложным
Что же касается возможной переориентации экспортёров на другие рынки, то, по мнению экспертов, данный процесс является длительным и сложным.
«Найти новые рынки сбыта производителям можно, но это вопрос среднесрочной или даже долгосрочной перспективы. Ведь даже рынок Евросоюза, с которым у нас начала действовать зона свободной торговли, пока остаётся недосягаемым для многих украинских производителей из-за массы вопросов к стандартизации качества украинской продукции», — отмечает Соколов.
Для того чтобы иметь возможность наладить экспорт в Европу, отечественным предприятиям потребуются существенные инвестиции в модернизацию производства, рассказывает Соколов, да и на саму процедуру сертификации качества продукции нужно немало времени.
Поэтому аналитик считает, что в краткосрочной перспективе украинские производители будут искать выход на рынки Ближнего Востока и Азии. Хотя он отмечает, что бизнес в Украине в любом случае должен двигаться к европейским стандартам и повышать качество своей продукции.
«Во-первых, это сделает нашу продукцию более конкурентоспособной на зарубежных рынках, а во-вторых, это будет хорошо для украинского потребителя», — добавляет гендиректор Pro-Consulting.
Ответный удар
Следует отметить, что украинские власти не ограничились поиском альтернативных маршрутов в обход РФ для отечественных экспортёров и предприняли ответные меры в отношении северной соседки.
Правда, пока Украина не вводила запрет на транспортировку российских грузов через свою территорию, ограничившись товарным эмбарго. С 10 января Кабмин запретил импорт российских товаров по 30 позициям — в первую очередь продовольствия, продукции химической промышленности и железнодорожного оборудования. На ряд других товаров повышены пошлины.
Но Яценюку и этого оказалось мало.На одном из последних заседаний Кабмина премьер поручил Министерству экономического развития и торговли пересмотреть и расширить список товаров, которые должны попасть под контрмеры с украинской стороны.
По мнению Соколова, ответные санкции — вполне логичный шаг, который является обычным делом в мировой практике.
«Любое государство, по отношению к которому принимаются определённые санкции, как правило, принимает аналогичные меры», — говорит эксперт.
Однако Плотников отмечает, что украинский ответ выглядит скорее символическим и вряд ли нанесёт большой ущерб РФ. Во всяком случае этот ущерб точно не будет сопоставим с потерями Украины от российских санкций.
Остапчук обращает внимание на тот факт, что ответные торговые ограничения не всегда дают положительный результат.
«Например, запрет на поставки продукции из РФ в первую очередь проявляется в росте цен для потребителей на внутреннем рынке. Высокие цены могут создать условия, когда отечественные предприятия будут заинтересованы производить больше продукции, но такая ситуация наблюдается далеко не всегда», — полагает Остапчук.
Пока же торговая война продолжается, Украина направила во Всемирную торговую организацию (ВТО) заявление о дискриминации со стороны России. Как заявили в Минэкономразвития, торговые меры, введённые РФ, являются «политически мотивированными и незаконными», а также не соответствующими обязательствам России в рамках ВТО и нарушающими международное торговое законодательство.
Между тем эксперты уверяют, что ВТО вряд ли способно существенно повлиять на торговые ограничения РФ для Украины.
«ВТО может рассматривать это год-полтора и в итоге вынести решение о необходимости дальнейшего углублёния переговорного процесса между странами для решения торгового спора. Поэтому обращаться туда можно, но этот процесс точно не будет быстрым, а окажется ли он эффективным — большой вопрос», — говорит Плотников.
В свою очередь адвокат Международной юридической группы Astapov Lawyers Марина Агальцова в своей колонке в интернет-издании liga.net подчеркнула, что в действиях российских властей действительно можно усмотреть торговую дискриминацию, ведь «особые» правила транзита установлены только для транспорта из Украины.
Однако, по словам юриста, в практике органа решения споров ВТО было не так много дел, связанных с ограничениями транзита. К тому же ни один из исков не был доведён до логического завершения - в большинстве случаев стороны достигали мирового соглашения.
***
Этот материал опубликован в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.