UA
 

Реформы наизнанку. Ситуация в банковском секторе стала критической

Корреспондент.biz,  14 марта 2016, 13:43
43
13976
Реформы наизнанку. Ситуация в банковском секторе стала критической
Фото: Украинских Новостей
Банковская система Украины уже третий год работает в очень тяжелых условиях

Непрозрачная и жёсткая регуляторная политика Нацбанка может спровоцировать уход с рынка ещё как минимум 50 банков.

Процесс «очищения» украинского рынка от банков происходил всегда, пишет Елена Романюк в №8 журнала Корреспондент от 4 марта 2016 года. Финансовые учреждения как создавались, так и лопались. Но с приходом в Национальный банк Валерии Гонтаревой закрытие банков стало носить буквально лавинообразный характер.

Если, по данным ресурса Фориншурер, за 1998-2013 годы с украинского рынка было выведено 34 неплатёжеспособных банка и вкладчики получили от Фонда гарантирования вкладов физлиц 5,8 млрд грн, то за 2014-2015-й этот показатель вырос уже до 63 банков, а вкладчикам выплатили 54 млрд грн.

При этом, как сообщается на сайте самого НБУ, убыток украинских банков в прошлом году составил 66,6 млрд грн (с вычетом неплатёжеспособных банков) — практически в два раза больше, чем в 2014-м (33,1 млрд грн).

В этом году тенденция ликвидации финучреждений продолжится. По прогнозам экспертов, ожидается уход ещё как минимум 50 небольших банков. На сайте Фонда гарантирования вкладов в разделе Выведение банков с рынка числится порядка 60 учреждений.

«Учитывая ситуацию, которую мы наблюдаем в финансовом секторе, до конца года или через год в Украине останется меньше 100 банков», — прогнозирует руководитель пресс-службы Простобанк Консалтинг Иван Никитченко.

Нерыночные мотивы

Почему ликвидация приобрела столь масштабный характер? Участники рынка не скрывают — всё дело в ликвидности, точнее, в её отсутствии.

«В Украине сейчас достаточно сложная и экономическая, и военно-политическая ситуация. Естественно, это отражается в том числе на работе банков. Ведь эффективность их деятельности и платёжеспособность напрямую зависят от финансового состояния их клиентов — на неё влияют как динамика остатков на расчётных и депозитных счетах клиентов, так и своевременность возврата кредитов. Сейчас мы наблюдаем стагнацию в экономике и снижение благосостояния населения. Соответственно, и банки чувствуют себя не лучшим образом», — объясняет бывший глава правления Укргазбанка Сергей Мамедов.

За последние два года граждане Украины забрали из банков валюты на общую сумму порядка $ 16 млрд. При этом доля необслуживаемых кредитов в банках достигла уровня 28% от общей суммы выданных

«За последние два года граждане Украины забрали из банков валюты на общую сумму порядка $ 16 млрд. Это колоссальная цифра», — отмечает, в свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. При этом, по его словам, доля необслуживаемых кредитов в банках достигла уровня 28% от общей суммы выданных.

«Понятно, что при таком объёме проблемных кредитов не может быть и речи о кредитовании экономики. Банки не знают, что делать с этими кредитами, — какой смысл выдавать новые?» — вопрошает эксперт.

В страхе перед жёсткими действиями НБУ в случае нарушения нормативов банки пытаются накапливать хоть какую-то ликвидность, причём в гривне, что также ограничивает выдачу ими кредитов.

Конечно, подобные ситуации, пусть и не в таких масштабах, возникали и раньше. Но тогда на помощь финучреждениям приходил НБУ — регулятор, который должен не только поддерживать национальную валюту, но и рефинансировать банки в случае необходимости (одна из функций Нацбанка — кредитор последней инстанции). Сейчас же Нацбанк практически отказался от рефинансирования проблемных банков. А если в учреждение заходит временная администрация, то это, скорее, наоборот, провоцирует ещё больший отток капитала. Кроме того, акционеры банка боятся его докапитализировать, так как возникает большой риск всё потерять.

«Причина того, что клиенты спешат забрать свои деньги из банка, в который вводят временную администрацию, — отсутствие у НБУ прозрачных и понятных для всех подходов к закрытию финучреждений. Но учитывая историю банковского сектора Украины, когда банки создавал каждый мало-мальски олигарх для обслуживания в первую очередь интересов собственного бизнеса, святых на нашем рынке нет, и закрыть можно практически каждый банк. Но НБУ этого не делает. Вместо этого он шерстит рынок по абсолютно непрозрачным и ему одному известным критериям», — возмущается в комментарии Корреспонденту директор департамента одного из столичных банков.

Правда, некоторые из этих критериев участники рынка всё же выделили.

«Первая и, наверное, главная причина, по которой банк признают неплатёжеспособным и подвергают ликвидации, — это его лакомые активы. Например, хорошие офисы в центре города, хорошие кредиты (банк кредитовал прибыльные промышленные предприятия или успешные торговые центры). В данном случае НБУ знает об этих активах и пытается ими официально воспользоваться», — рассказывает Корреспонденту бывший сотрудник банка, который сейчас работает во временной администрации.

Вторая причина, по которой банку отказывают в рефинансировании и фактически банкротят, — это политические мотивы. В перечень таких банкротов уже попали банки ВБР младшего Януковича, Форум.

«Фактически, все банки “семьи” пострадали по политическим мотивам. Потому что, учитывая административный ресурс, которым они пользовались ранее, эти банки чувствовали себя хорошо. У них не было проблемных кредитов, а значит, и объективных поводов для их ликвидации не было», — говорит директор департамента столичного банка.

Также он отмечает, что по политическим мотивам 26 февраля признали неплатёжеспособным и передали в ФГВФЛ Родовід банк — учреждение, которое с 2011 года, несмотря на все проблемы, исполняло функцию санационного и, казалось бы, никому не мешало.

Но, по информации источника Корреспондента, несмотря на то, что банком управляло государство, все топ-менеджеры в учреждении были людьми Юрия Иванющенко. А он, как известно, долгое время обслуживал интересы Виктора Януковича. Ему же принадлежал и небольшой, но, как говорили на рынке, довольно «чистенький» банк ТК кредит, который также закрыли в феврале, перед тем, как отказались от услуг Родовід банка. Официальная причина признания ТК кредит неплатёжеспособным — отсутствие прозрачной структуры собственности банка.

Ужесточение требований к структуре собственности участники рынка называют ещё одним критерием, руководствуясь которым НБУ закроет ещё не один десяток банков. Согласно требованиям Нацбанка, все финучреждения должны раскрыть структуру собственности и показать конечных бенефициаров до 1 апреля этого года. Иначе наказание будет суровым.

Таким, например, как в случае с ТК кредит или ещё ранее — с Петрокоммерц-Украина. Владельцем последнего после смены собственника стала так называемая футбольная команда — 11 физлиц, каждое из которых владело пакетом менее 10%, поэтому формально сделка не требовала согласования регулятора. В НБУ посчитали такую структуру собственности непрозрачной и признали банк проблемным. Хотя на данный момент, говорят, Петрокоммерц проблему решил и пока продолжает работать.

Отметим, что НБУ не просто требует обязательного раскрытия реальных бенефициаров компании-покупателя, но и выдвигает к ним существенные имущественные требования, проверяя их налоговую дисциплину. Главная загвоздка заключается в легальности происхождения средств, а с этим как раз возникают большие проблемы. «Мы никогда не согласуем сделку, если покупатель просто принёс деньги в чемодане», — рассказывают в НБУ.

Многие участники рынка в неофициальных комментариях Корреспонденту заявили, что обязательное раскрытие реальных бенефициаров компании-покупателя банка — не более чем игра на публику. НБУ на самом деле знает, кто стоит за каждым банком. Просто пока эти люди не легализировались, против них нельзя начать уголовное преследование. На допросы ходят менеджеры среднего звена, с которых взятки гладки.

Фонд гарантирования вкладов инициировал открытие 900 уголовных производств, фигурантами части из которых являются акционеры банков-банкротов. Сумма ущерба по этим делам составляет 115 млрд грн. 

В то время как, по данным директора департамента расследования противоправных деяний и противодействия коррупции ФГВФЛ Екатерины Мисник, фонд уже инициировал открытие 900 уголовных производств, фигурантами части из которых являются как раз акционеры банков-банкротов. Сумма ущерба по этим делам составляет 115 млрд грн. И как только акционеры легализируются, народу действительно могут устроить настоящего «хлеба и зрелищ».

Обанкротиться или слиться

Будоражит банковский сектор и ещё одно требование Нацбанка. Параллельно с раскрытием реальных бенифициаров банки должны увеличить свой уставной капитал до 300 млн грн. И сделать это незамедлительно.

В частности, по данным НБУ, по состоянию на 22 февраля уставный капитал более 300 млн грн уже имели 43 банка, 16 располагали внутренними резервами для доформирования капитала, а 51 должен был безотлагательно рассмотреть иные источники докапитализации. Ещё четырём финучреждениям не хватало менее 10% для докапитализации к требуемому уровню.

«Требование по увеличению капитала до 300 млн грн полностью соответствует увеличению рисков в банковской системе, компенсируя увеличение просроченной задолженности и повышение курса евро», — отмечал НБУ.

Участники рынка уже прогнозируют новую череду банкротств или слияния банков, связанных именно с невыполнением этой нормы.

«Очень хотелось бы избежать банкротств, но это зависит, в большей степени, от возможности акционеров выполнить новые требования по капиталу банка. К сожалению, для некоторых банков сделать это будет сложно. Поэтому я уверен, что скоро мы увидим реальный процесс слияния банков», — прогнозирует Мамедов.

В свою очередь экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко считает, что докапитализировать банки не захотят сами банкиры.

«Ведь каждый сейчас думает: «А есть ли будущее в моём банке? Зачем мне доливать, если я ранее уже накопил капитал и на эти деньги проживу точно? А влив их в банк — это ещё бабка надвое сказала». Потому что никто сегодня не скажет — это уже остановка или нет? Или гривня и дальше продолжит падать?» — объясняет Яременко.

«Если кто помнит, Гонтарева всегда рассказывала, что, как только банки увеличат свой капитал, как только с рынка будут выведены все, кто не сможет это сделать, и вообще, когда банковская система избавится от проблемных банков, сразу будет экономическое чудо. Несколько раз банки проходили стресс-тесты. Рассчитывали, как и насколько нужно увеличить капитал. Некоторые свой даже увеличили. Но вот что странно, по мере наращивания капитала банков и очистки системы от проблемных банков, ситуация не только не улучшилась, а ещё более ухудшилась. Достаточно посмотреть на график соотношения недействующих кредитов к капиталу банков», — отмечает в своём блоге на liga.net Охрименко.

По его мнению, ситуация на сегодняшний день критичная.

«Тут нужны не «прожекты и реформы», а кропотливая и длительная работа по расчистке завалов, которые были образованы в банковской системе Украины после «реформ Гонтаревой». Дальнейшее увеличение капитала банков не имеет никакого смысла, чтобы там ни говорила глава НБУ. Нужно не капитал наращивать, а уменьшать объёмы проблемных кредитов», — считает эксперт.

Солидарен с ним и Яременко. Когда состояние должников не улучшается, а банковская система рушится,  у клиентов появляется самое страшное — чувство того, что долги отдают только трусы. И они просто перестают платить по кредитам, поясняет специалист.

Причём клиенты не возвращают кредит в том случае, когда они знают, что завтра им не нужно брать следующий кредит, когда они уверовали в то, что всё равно они банкроты. Всё это приводит к тому, что практически все банки, за исключением некоторых крупных иностранных структур, увеличивать уставной капитал не будут, считает Яременко, а значит, мы будем видеть дальнейшее разрушение банковской системы.

«При данной модели регулирования финансового рынка восстановление банковского сектора невозможно. У Гонтаревой нет модели в голове, она просто выполняет чужие требования. Возможно, до неё доходит, что сделать валютный курс гибким было ошибкой, но признать ей этого не позволят. Если же отказаться от предыдущего курса и свалить всё на МВФ — это будет политическое самоубийство. Таким образом, мы находимся в мышеловке, из которой выбраться при существующих раскладах невозможно», — констатирует экс-зам главы НБУ.

Банкротство большого количества банков — это не безобидный процесс. В ожидании таких банкротств бизнес, пытаясь спасти деньги, уходит в теневую сферу

Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов в интервью facenews.ua заметил, что банкротство большого количества банков — это не безобидный процесс. В ожидании таких банкротств бизнес, пытаясь спасти деньги, уходит в теневую сферу, начинает проводить большие объёмы наличными деньгами.

«В последнее время даже в Киеве многие магазины отказываются принимать банковские карточки, а требуют проводить оплату наличными деньгами. Это как раз свидетельство того, что бизнес не желает больше проводить платежи по счетам банковской системы, возникает большой оборот наличных денег, происходит тенизация экономики в целом. Так что, процесс идёт пока в неблагоприятном направлении», — считает эксперт.

Правда, добавляет, что в целом требования Национального банка, связанные с наращиванием собственных капиталов в финучреждениях, правильные. В итоге, по его словам, конечно, сократят количество банков, но те, кто выживет, будут более устойчивыми.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 4 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: УкраинабанкиНБУфинансыБанковская системаполитика
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...