UA
 

Красиво жить. Евромайдан вызвал в Киеве волну коммунального энтузиазма

Корреспондент.net,  26 мая 2015, 07:22
186
24500
Красиво жить. Евромайдан вызвал в Киеве волну коммунального энтузиазма
Фото: со страницы Города-сада в Facebook
Обновленный сквер возле Михайловской площади превратился в клуб по интересам

Киевляне борются с незаконными постройками, облагораживают скверы, ремонтируют подъезды – без помощи властей, а то и вопреки им.

Миниатюрная улыбчивая Анна Устенко поправляет рыжие волосы и предлагает взять для фотосессии в Корреспонденте свой новый самокат, который выгодно дополнит её хипстерско-урбанистичный образ, пишет Вероника Мелкозерова в №20 издания от 22 мая 2015 года.

В Устенко не сразу разглядишь настойчивую активистку, которая вот уже год успешно борется с нерадивыми чиновниками. А заодно – возглавляет интернет-издание DreamKyivо жизни столицы и её обитателях, своими силами пытающихся превратить Киев в город мечты.

«Если бы пять лет назад мне сказали, что я буду писать жалобы и заявления в госорганы, то я бы не поверила. Раньше мне казалось, что это стыдно и нудно, — рассказывает Устенко. — Но сейчас если я вижу, как какое-то хамло взгромоздило свой киоск на газон, то я стараюсь разобраться с хамлом».

По мнению киевлянки, бить окна или лица никому нельзя. А вот писать заявления городским властям можно и нужно. Таким вполне цивилизованным методом ей удалось добиться, чтобы некие предприниматели убрали свои нелегальные киоски неподалеку от станции метро Площадь Льва Толстого.

«А на улице, по которой я и ещё множество киевлян едем домой, починили фонари», — хвастает успехами Устенко.

Фото Таисии Стеценко
Анна Устенко убеждена, что благодаря инициативности можно улучшить жизнь в столице 

Сейчас она борется с киоском Киевхлеба. Тот мало того что стоит на газоне, так ещё и закрывает обзор водителям. Пока, констатирует активистка, бюрократия в основном побеждает, но она не отступает.

Всплеск самоуправления в столице начался полтора года назад — после завершения активной фазы Евромайдана. Люди поняли, что им под силу самим начать менять городскую жизнь к лучшему.

Сейчас в столице действуют около десяти крупных волонтёрских организаций, занимающихся благоустройством

Сейчас в столице действуют около десяти крупных волонтёрских организаций, занимающихся благоустройством. Также отдельные жители сами начали облагораживать подъезды своих домов, убирать пустыри и свалки и высаживать там деревья.

Причём энтузиасты, которые первыми начали красить заборы и стены, очищать леса и парки от мусора, сегодня уже дают мастер-классы по гражданским инициативам, рассказывает Мария Наседкина, основательница волонтерской организации Дивовижні.

«К нам очень часто стали обращаться люди. Мол, собрались с соседями, хотят организовать субботник или подъезд отремонтировать. Но не знают, как это сделать правильно. Поэтому мы теперь чаще будем консультировать», — говорит Наседкина.

Городские власти работу волонтёров хотя и поощряют, но всё же пытаются взять под контроль. Чтобы сделать доброе дело, теперь необходимо разрешение ЖЭКа или иных структур

Городские власти работу волонтёров хотя и поощряют, но всё же пытаются взять под контроль. Чтобы сделать доброе дело, теперь необходимо разрешение ЖЭКа или иных структур.

«Сейчас во власти Киева появилось много новых небезразличных к проблемам города людей, — отмечает Устенко. — Но на одного такого приходится пять, которым надо пилить бюджет или просто всё равно».

По мнению активистов, наплевательское, а то и откровенно отрицательное отношение власти к их инициативам может убить в киевлянах желание самостоятельно менять столицу к лучшему.

То, что инициатива наказуема, убедилась на своём опыте автор и создатель проекта Город-сад Евгения Кулеба. Она и её друзья облагородили один из дворов в самом центре Киева, в районе Михайловской площади. Убрали оттуда свалку и заборы, выставленные для незаконного строительства, высадили деревья. Но этому островку жизни теперь грозит исчезновение.

«Прокуратура по-тихому проиграла все суды застройщику, и теперь наш сквер, на который ушли не только пот и кровь многих небезразличных людей, но и 100 тыс. грн волонтёрской помощи, могут снести. Боюсь, как бы не пришлось выводить людей под тракторы», — опасается Кулеба.

Большая чистка

Огороженный забором участок во дворе на Михайловской пустовал восемь лет, рассказывает Кулеба. Эту землю в 2007 году тогдашний мэр Киева Леонид Черновецкий, по слухам, продал своему зятю, предпринимателю Вячеславу Супруненко, под застройку отельного комплекса.

За участком никто не ухаживал, туда начали выбрасывать строительный мусор. А рядом с оголённой на месте вырытого котлована теплотрассой поселились бомжи и собаки.

«Местные жители жаловались в ЖЭК, писали, просили убрать там. Но результатов никаких это не принесло», — рассказывает Кулеба.

По её словам, законсервированная стройка так бы и стояла у самой стены Михайловского собора, обрастая мусором, если бы в ночь с 18 на 19 февраля активисты Майдана не демонтировали забор для сооружения баррикад.

«Когда все увидели эту оголённую свалку, то были шокированы, — вспоминает энтузиастка. — Было принято решение убрать мусор. 1 марта 2014 года мы устроили там субботник. Люди решили свой труд посвятить Небесной сотне. Так и появилась идея проекта Город-сад, посвященного подвигам революционеров на Майдане».

Вскоре на месте свалки появились первые деревья. Одна из столичных фирм по озеленению с большой скидкой постелила газон.

«Мы не купили ни одного дерева. Просто написали на фейсбуке объявление о том, что каждый может прийти и посадить, — вспоминает Кулеба. — Нам даже из Каменца-Подольского передали пару саженцев. В итоге деревьев получилось так много, что у нас там теперь целый лес растёт».

Фото Таисии Стеценко
Благодаря активистке Марии Кулебе на месте заброшенного строительства возле Михайловской площади вырос сквер и детская площадка

Киевские художники спроектировали в сквере детскую площадку — деревянный домик, рядом припаркована детская машинка. Шефство над общественным огородом взяла столичная садово-огородная компания Подоляночка.

«Впервые в Украине в центре города появился общественный огород. На днях мы там, кстати, высадили овощи — будем ждать второй урожай», — радуется основательница Города-сада.

Постепенно сквер стал площадкой для различных общественных мероприятий. Здесь проходят встречи по интересам, например вегетарианцев или молодых матерей, выступают диджеи, а скоро энтузиасты собираются организовать летний кинотеатр.

«Пытаемся выводить людей на улицу, объединять и вдохновлять, — объясняет Кулеба дополнительную пользу такого времяпровождения для волонтёрского движения. — Они приходят и видят, у них возникают свои идеи. Вот на этих выходных на Подоле появился проект Самосад — горожане своими средствами устроили на месте пустыря культурное пространство под открытым небом».

Пока «скверники», как сами себя называют эти активисты, окультуривают дворы исторического центра, их коллеги из организации Дивовижні занялись ремонтом и уборкой в спальных районах.

«Мы за эти полтора года провели более 30 общественных мероприятий, цель которых - научить всех желающих на своём примере», — рассказывает Наседкина.

За полтора года Дивовижні успели отремонтировать несколько лифтов, разрисовали стены Ожогового центра, а также совершили шесть вылазок в парки и лесопосадки, чтобы очистить их от мусора, отмечает она.

Фото со страницы Дивовижні в Facebook
Активисты из организации Дивовижні улучшили не один серый дом в столице 

Визитной карточкой организации стала лестница в Соломенском парке, которую превратили в арт-объект, раскрасив ступеньки узорами.

«После этого люди стали чаще наведываться в парк, который до этого был заброшенным», — отмечает Наседкина.

На весь расходный материал сбрасываются неравнодушные соотечественники, многие из них приходят помочь. На каждом мероприятии к постоянному составу активистов присоединяется 10-20 местных жителей.

В процессе благоустройства города у активистов возникают параллельные общественные инициативы.

«Создали новый проект - Простір добросусідства. Суть его — люди делятся бытовыми предметами друг с другом, — говорит Наседкина. — На свои почтовые ящики все желающие наклеивают стикеры, символизирующие предметы быта, которыми они готовы поделиться со своими соседями».

По её словам, сверхзадача проекта — создать атмосферу, в которой люди начали бы ближе знакомиться со своими соседями и учиться сосуществовать с ними.

Коммунальные виражи

Но прежде всего столичные энтузиасты хотели бы научиться сосуществовать и даже дружить с городскими властями. Это им удаётся с переменным успехом. Во многих случаях горсовет, мэрия и даже «пуленепробиваемые» ЖЭКи идут навстречу горожанам – ведь те, в сущности, выполняют их работу.

«Мы стараемся всегда на все мероприятия брать разрешение. С ними нужно не воевать, а идти на компромисс, — делится опытом Наседкина. — У нас не возникало никаких трудностей с властями. Например, когда мы брали разрешение у одного лесохозяйства на уборку леса, то администрация нам даже выделила трактор и мусорные мешки. Очень были благодарны за нашу помощь».

Устенко готова поделиться выработанным ею алгоритмом «выбивания» из чиновников необходимых решений.

Во-первых, говорит она, нужно оформить и подать жалобу в мэрию. А именно — сфотографировать объект, который, по вашему мнению, портит городской пейзаж и мешает нормальной жизни киевлян, и вместе с заявлением отправить их на сайт Киевсовета. Те, у кого нет интернета, могут сообщить о проблеме в Контактный центр Киева по номеру 1551.

Во-вторых, нужно не робеть и сразу ставить нарушителям их действия на вид.

«Видишь, как кто-то паркуется на тротуаре и перекрывает проход пешеходам, — подойди и скажи ему, что он неправ. Иногда это действует, — говорит Устенко. — Хотя тут важно не перейти черту и не стать городским сумасшедшим, который цепляется к людям».

В-третьих, проводить выходные на толоках — то есть совместных мероприятиях, субботниках. Это, по мнению активистки, даёт массу положительных эмоций — сделал хорошее дело, познакомился с новыми людьми, провёл время со старыми друзьями, подышал воздухом.

«Мы так убирали, например, парк Партизанской славы», — добавляет Устенко.

Впрочем, волонтёрская работа по благоустройству столицы не всегда доставляет лишь положительные эмоции.

Углубившись в процесс создания сквера на Михайловской, участники Города-сада всерьёз озаботились законностью своих действий. Земля, на которой они развернули бурную деятельность, до сих пор по документам принадлежит строительной компании Грин Плаза.

«В марте мы подали два заявления в прокуратуру. В них мы объяснили свои действия, а также указали, что земля эта является частью исторического памятника и была продана в частные руки в связи с нарушениями, — рассказывает Кулеба. — Там невозможно что-то строить, потому что тогда Михайловская площадь просто сползёт на Майдан».

Прокуратура в целом их поддержала, однако попросила понять, что вопрос с возвращением земли городской общине за один день не решается, говорит она. Кулебу и других «скверников» заверили, что общественные суды за землю длятся годами, и пообещали держать активистов в курсе.

Однако в октябре 2014 года активисты узнали, что все суды уже проиграны, хотя им об этом никто не сообщил. Чиновники Киевсовета, выступавшие как представители третьей стороны на суде, ни разу не появились на заседаниях, утверждает Кулеба, и вообще не проявили никакого интереса к процессу. Город-сад не получал никаких извещений о проведении судебных заседаний, и появлялся на них только представитель компании-застройщика, который и выиграл дело.

«И теперь он может разрушить весь наш труд и светлую идею, — опасается Кулеба. — Мы просим власти ещё раз всё проверить, проанализировать, но никто этим не хочет заниматься».

Поэтому участникам Города-сада пока не остаётся ничего другого, кроме как ложиться грудью на баррикады.

«Сколько можно унижать людей тем, что для того, чтобы что-то изменить, им обязательно нужно ложиться под трактор или бросать коктейль Молотова?! — задаёт риторический вопрос глава организации. — Давайте наконец решать всё цивилизованным путём».

Корреспондент попытался разыскать компанию Грин Плаза, однако выяснилось, что у застройщика, который сумел купить землю в центре по соседству с культурным памятником, нет сайта. Не смогли найти контактов своих оппонентов и активисты Города-сада.

Юлия Василенко, пресс-секретарь архитектурной компании Архиматика, в своё время занимавшаяся разработкой проекта Апарт-отеля Михайловский для Грин Плазы, сообщила, что фирма пока успела сделать лишь предпроект, но никакой рабочей документации к ним не поступало, как нет и контактов заказчика.

На момент выхода номера Корреспондента не дала комментарий по данному поводу, а также в целом по восприятию общественных инициатив и Киевская городская государственная администрация.

Однако добровольцы, взяв на себя столь непосильную ношу, не унывают. Волонтёрский бум, по их мнению, — это признак того, что общество начинает меняться в лучшую сторону.

«Это здорово, что активисты пришли во все сферы. Но, с другой стороны, я сейчас сама замечаю, что власть немного пользуется этим. Очень много своих функций просто перекидывает на волонтёров. А надо понимать, что это не может длиться бесконечно», — подытоживает Кулеба.

***

Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Киевинициативаблагоустройствожители
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии