UA
 

Опасные параллели

15 марта 2001, 09:26
0
21

"Леонид Кучма вряд ли пойдет на силовой вариант выхода из кризиса, использованный российским президентом в октябре 1993 года", пишет в аналитической статье, посвященной ситуации в Украине в свете событий 9 марта в Киеве, обозреватель российской "Независимой газеты" Андрей Капустин. "В отличие от своего московского коллеги образца 1993 Леонид Кучма сегодня не имеет ни харизмы, ни образа борца с коммунизмом. Единственное, на что до недавнего времени тянул Кучма, - образ реформатора, который ведет свою страну в Европу".

После начала активного противостояния в Киеве, после применения силы как со стороны оппозиции, так и со стороны власти первый заместитель министра внутренних дел Украины Николай Джига заявил, что при повторении столкновений аналогичных тем, которые были 9 марта, милиция будет использовать специальные средства активной обороны в зависимости от ситуации. Правда, при этом г-н Джига уточнил, что огнестрельное оружие в любом случае применяться не будет.

Действительно, спецсредства в широком смысле этого слова милиция 9 марта не задействовала - лишь возле администрации президента был использован слезоточивый газ (дубинки не в счет). К активной фазе милиционеры перешли лишь вечером, когда на основании оперативных видеосъемок были арестованы более 200 участников антипрезидентской демонстрации. И в этом случае никакие спецсредства не понадобились. Однако с учетом заявлений оппозиции о подготовке к проведению в Киеве стотысячного митинга не исключено повторение ситуации, причем никто не гарантирует, что в этот раз милиция не сработает на опережение.

Характерно, что тема использования силы начала раскручиваться в пропрезидентских СМИ. Так, в еженедельной программе "Семь дней" государственного телеканала УТ-1 ведущий (он же - глава УТ-1) Вадим Долганов уделил немало эфирного времени проведению аналогий между Москвой-1993 и Киевом-2001. Суть исторических изысков сводилась к тому, что некоторым депутатам Верховной Рады нелишне вспомнить судьбу своих российских коллег, чей офис, как известно, был расстрелян из танков, после чего инициаторы октябрьского путча оказались за решеткой, а парламент был распущен.

С учетом того, что УТ-1 давно и исправно озвучивает схемы, разрабатываемые в недрах администрации президента, напрашиваются два вывода: либо (что более вероятно) с помощью Долганова идет банальное запугивание оппозиции, либо на самом деле готовится роспуск парламента.

Однако, принимая во внимание, что в последнее время имиджмейкеры Кучмы сделали при урегулировании ситуации больше промахов, нежели конструктивных шагов, вполне можно допустить, что сейчас президента убеждают наконец-то показать силу. Тем более что агрессивность последних заявлений Кучмы говорит как о его растерянности, так и о готовности удерживать власть любой ценой.

Но, сравнивая октябрь 1993 г. в Москве с мартом 2001 г. в Киеве, заказчики г-на Долганова не учли несколько существенных моментов, которые в отличие от Ельцина на пользу Кучме не пойдут.

ПРЕЗИДЕНТЫ

Харизматичный Борис Ельцин восемь лет назад сохранял образ всенародно избранного лидера-борца, который победил ГКЧП, запретил Компартию и начал реформы. В глазах мировых СМИ в октябре 93-го могильщик Советского Союза # 1 боролся с возможностью красного реванша и возрождения "империи зла", которые намеревалась осуществить прокоммунистическая Дума. Первый российский президент имел огромный кредит доверия на Западе, поддержку лидеров ведущих стран, не говоря уже о личных дружеских отношениях со многими из них. Борис Ельцин ни разу не был замечен в давлении на СМИ, а уровень доверия к главе государства в России был настолько высок, что расстрел парламента ему все-таки простили.

В отличие от своего московского коллеги Леонид Кучма сегодня не имеет ни харизмы, ни образа борца с коммунизмом. Единственное, на что до недавнего времени тянул Кучма, - образ реформатора, который ведет свою страну в Европу. Однако Украина является одним из самых бедных и вместе с тем самых коррумпированных европейских государств, а реальными реформами по-прежнему не пахнет, что вызывает раздражение кредиторов. В отличие от своего московского коллеги Кучма замешан в ряде скандалов, получивших международный резонанс. Достаточно вспомнить воровство российского газа, обвинения Украины в незаконной торговле оружием, поддержку олигархов, обвиняемых в отмывании "грязных" денег, постоянные обвинения в давлении на СМИ, дело Лазаренко, негативную оценку со стороны ПАСЕ последних президентских выборов и прошлогоднего референдума и, наконец, два последних скандала - "дело Гонгадзе" и "тейпгейт", когда глава государства был фактически обвинен в причастности к убийству оппозиционного журналиста и коррупции в верхних эшелонах власти. Ведущие мировые СМИ уже давно сформировали негативный образ Леонида Кучмы, а все последующие шаги президента этот образ лишь укрепляют. И, наконец, потеряно доверие со стороны западных стран. Тому свидетельством и последнее заявление госдепа США вкупе с устным посланием Джорджа Буша после сноса палаточного городка о возможности пересмотра американской помощи Украине, и резкие заявления ПАСЕ и ЕС по поводу нарушения прав и свобод граждан на Украине, и обращение Джорджа Сороса к Леониду Кучме через Financial Times с предложением уйти в отставку и призывом к западным лидерам прекратить контакты с украинским президентом.

Пожалуй, общее между Ельциным и Кучмой в этом аспекте - только их недовольство парламентами. Но и здесь имеются свои нюансы.

ПАРЛАМЕНТЫ

Больших антиподов, нежели Госдума-1993 и Верховная Рада-2001, представить сложно. Российский парламент практически весь был на стороне тандема Руцкой-Хасбулатов, имел ярко выраженный красный цвет и был категорически против реформ, проводимых командой Ельцина. Дума-93 не имела в своем составе олигархов, готовых идти на компромисс с властью, не представляла интересы региональных олигархических кланов, поскольку они еще не были сформированы. И, наконец, российский парламент был готов к силовым методам изменения власти, поскольку поддержал Руцкого после провозглашения им себя президентом.

В Верховной Раде год назад, после "бархатной революции", было сформировано парламентское большинство, ядро которого составили представители олигархических фракций. Левые лишились ключевых постов: спикера, вице-спикера и председателей ряда ключевых парламентских комитетов. Год назад все говорило о том, что президент сумел подмять под себя парламент, поставив во главе послушного спикера и не менее верных президенту замов. Тем более что главный противник президента - Павел Лазаренко к этому моменту уже пребывал на американских нарах, другой оппонент - лидер социалистов Александр Мороз - реальной угрозы не представлял, а коммунисты и прогрессивные социалисты после поражения заняли нишу "карманной оппозиции", готовой к торгу и соглашательству в нужный момент.

Несмотря на то что после начала "кассетного скандала" парламентское большинство в его первозданном виде фактически перестало существовать, все депутаты остались на своих местах. То есть пропрезидентские силы в парламенте никуда не исчезли. Не изменили своей позиции и коммунисты, которые демонстрируют если не солидарность, то скрытую поддержку Леониду Кучме. И даже таяние на глазах фракции партии власти - НДП (на сегодня всего 19 человек) не дает повода для особого беспокойства Леониду Кучме в отношении проведения через парламент изменений в Конституции в сторону парламентско-президентской республики, закона о выборах по пропорциональной системе, не говоря уже об импичменте.

Похоже, единственное, что роднит оппозиционных парламентариев России-1993 и Украины-2001, - это альянс с ультрадикалами националистического толка. В октябре 93-го парламент РФ тесно сотрудничал с баркашовцами, а в нынешней ситуации оппозиционные украинские депутаты идут в одних рядах с одиозной УНА-УНСО, бойцы которой 9 марта были наиболее активны в столкновениях с милицией.

ЭЛЕКТОРАТЫ

Анализ путча-93 в Москве показывает, что помимо идеологов и боевиков-ультрарадикалов массовку создавали преимущественно люмпенизированные представители традиционного протестного электората. Ни представителей среднего класса, ни интеллигенции, ни тем более молодежи в большом количестве замечено не было, чего не скажешь о последних событиях на Украине. Без люмпенизированных граждан, понятно, не обходится, но нельзя сбрасывать со счетов все более активное участие в акции "Украина - без Кучмы!" студентов. Тем более что в свое время именно студенческая голодовка на Крещатике привела к отставке премьер-министра Виталия Масола, и об этом до сих пор на Украине помнят как власти предержащие, так и оппозиция. А топорность действий властей приводит лишь к тому, что число оппозиционных режиму студентов продолжает расти с каждым днем. Власть объясняет их участие в акциях исключительно материальной заинтересованностью, поскольку (по словам Кучмы) лидеры оппозиции платят студентам за участие в пикетах и акциях, и это превратилось для них в своеобразный бизнес. Мысль интересная, но опять же показывает бездарность президентских имиджмейкеров, потому что, если студентам на самом деле платят, это в первую очередь демонстрирует нищенский уровень их стипендий, а значит, отношение к ним государства. Помимо этого та же власть (особенно на местах) регулярно принуждает студентов выступать статистами на собственных мероприятиях. Достаточно вспомнить серию акций в поддержку Леонида Кучмы в начале января, когда под угрозой отчисления либо посулами льгот на зачетах и экзаменах студентов снимали с занятий и выводили на площади изображать верноподданный народ.

Пока активность студентов отмечена в Киеве и во Львове - традиционных центрах студенческого бунтарства. После арестов в Киеве львовских студентов - участников акции "Украина - без Кучмы!" - в самом Львове прошли пикеты с требованием освободить арестованных, и началась подготовка к массовым студенческим забастовкам. Но это не означает, что в других вузовских центрах все спокойно. Студенческие палатки в Киеве после сноса главного палаточного городка на Крещатике - тоже показательный фактор, а заодно и тревожный сигнал для властей, которые сегодня в состоянии принимать лишь репрессивные меры по отношению к участникам акций.

Что касается остальных протестных слоев украинского населения, то и здесь имеется четкое отличие от России-93. Например, на одном из сайтов проводится сбор подписей за отставку президента Кучмы. Собрано уже порядка 2000. И это подписи людей, которые имеют доступ к Интернету, что для Украины достаточно непросто. Причем программа составлена таким образом, что с одного адреса нельзя отправить больше одной подписи. Среди подписавшихся - ученые, врачи, актеры, журналисты, бизнесмены, музыканты, экономисты, писатели, менеджеры...

Нельзя сбрасывать со счетов и языковой фактор. Жители преимущественно русскоязычных восточных областей Украины и Крыма, которых власти уже не один год пытаются отучить от русского языка, хорошо помнят, кто именно их обманул, разыгрывая перед выборами русскоязычную карту. Противоположные претензии к президенту в отношении русского языка у тех, кто с русским языком на территории Украины борется. К этому нужно еще добавить недовольство среди военнослужащих, милиции и сотрудников СБУ, которым месяцами не платят зарплату. И хотя армия - единственная силовая структура, которая не замешана в последних скандалах, - пока полностью отстранилась от разборок, маловероятно, чтобы министр обороны Александр Кузьмук дал добро на использование армии против гражданского населения.

РЕЗЮМЕ

Таким образом, можно говорить о том, что, несмотря на угрозы, президент вряд ли пойдет на силовой (по модели России-93) выход из кризиса с последующим закручиванием гаек. Маловероятно, что Верховную Раду начнут расстреливать из танков - во-первых, нет подходящей позиции, во-вторых, рядом находится президентский Мариинский дворец, в-третьих - нет видимого повода. Другое дело меры полицейские. Скажем, арест тех членов оппозиции, которых можно арестовать. Выброс компромата на тех, кто пользуется депутатской неприкосновенностью. И еще большее усиление контроля над СМИ. Правда, не исключено, что Леонид Кучма в пылу азарта все же может пойти на роспуск парламента с назначением досрочных выборов, хотя до плановых выборов остается чуть больше года. Но это уже будет не российская, а белорусская модель. Впрочем, в отличие от Александра Лукашенко, который неугодный ему парламент распустил практически в начале своего президентства, Кучма уже в который раз опоздал. Тем более что его ставка на Россию пока носит чисто декларативный и односторонний характер. После столь разрекламированного на Украине саммита в Днепропетровске российская тема в выступлениях Леонида Кучмы вообще как-то сошла на нет. Не говоря уже о том, что пока ни один из 16 документов, подписанных в Днепропетровске, не обрел реального наполнения. Даже крайне важное и для России, и для Украины воссоединение энергосистем двух стран, намечавшееся на 1 марта, отложено. Плюс к этому Украина крайне не заинтересована в сокращении западной помощи, потому что из других мест помощь пока не обещают, а кредиты - вещь крайне необходимая. Да и потом, кто сказал, что олигархи будут поддерживать своего протеже постоянно? Уже сейчас отмечен ряд движений некоторых наиболее влиятельных олигархов по собственному фарватеру. А если угроза политической (а значит, и экономической) изоляции Украины станет реальной, то Кучму, не задумываясь, сдадут. И произойти это может ближе к лету. Многое зависит от отчета правительства, поскольку пока Запад (в первую очередь США) ставит на реформатора-Ющенко и именно его хотел бы видеть сперва и.о., а затем и законно избранным президентом. Но в любом случае положение главы государства сегодня весьма неустойчиво.

После событий 9 марта и власть, и оппозиция оказались в мышеловках, которые устанавливали друг для друга, - оппозиция применила силу, в результате чего пострадали порядка 60 милиционеров. Власть в ответ тоже применила силу: пострадали несколько демонстрантов и журналистов, в больницу с сотрясением мозга попала народный депутат Валентина Семенюк. Также была проведена серия арестов. Но в отличие от президента у оппозиции гораздо больше широта маневра. А значит, и больше шансов на успех.

Итак, страшилки Долганова все же не более чем страшилки, поскольку дальнейшие события явно будут развиваться по иным сценариям, которые будут писаться, что называется, с колес. Тем более что власть, ощущая тяжесть и во многом справедливость груза обвинений, не знает, что именно еще есть на пленках Мельниченко, что именно еще есть в загашнике у оппозиции, которая до сегодняшнего дня очередную порцию разоблачений предоставляла исправно. А ведь помимо компромата на власть имущих у оппозиционеров в запасе явно есть еще немало интересного. Не зря Александр Мороз недавно заявил о большом количестве сюрпризов, которые в самое ближайшее время дадут о себе знать. Ну а кульминацией противостояния по логике должны стать всенародные похороны Георгия Гонгадзе, чью смерть сегодня уже никто не ставит под сомнение.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии