UA
 

ВН: "Голодомор и язык не единственные разногласия с Россией". Интервью Тарасюка

15 ноября 2006, 11:01
0
6

О нынешнем внешнеполитическом курсе Украины в интервью корреспонденту российского "Времени новостей" в Киеве Светлане Степаненко рассказывает сам министр иностранных дел Борис Тарасюк.

- И президент, и премьер заявляют сегодня на Украине о своих правах, в том числе на формирование внешней политики. Кто выйдет победителем из этого спора?

- Нет внешней политики правительства, а есть внешняя политика государства. Конституция Украины - статья 106 - гласит, что президент является руководителем внешнеполитической деятельности. Он представляет государство на международных встречах, ведет переговоры, назначает послов, принимает решения относительно признания иностранных государств. Из существующих институтов власти на Украине никто не имеет таких полномочий. Президент формирует внешнеполитический курс, а глава МИДа его реализует. Если кто-то ставит под сомнение исключительное право президента формировать внешнюю политику, то он должен обращаться в Конституционный cуд (КС). Все трактовки, помимо вердикта КС, - это личное мнение политиков.

- 15 ноября вы как министр иностранных дел, а также министр обороны Анатолий Гриценко вызываетесь в Раду для отчета. Премьер Виктор Янукович дал понять, что недоволен вашей работой и будет добиваться вашей отставки. Может ли президент удержать ситуацию под своим контролем?

- По конституции только президент имеет полномочия вносить в парламент предложения по кандидатурам министров обороны и иностранных дел. Президент воспользовался своим конституционным правом, Верховная рада в соответствии со своим регламентом это решение утвердила. Процедура отставки двух министров, назначенных по квоте президента, не прописана в законодательстве.

В то же время в праве существует положение, что, если не прописана процедура обратного действия, используется правовая логика действия, которое привело к данному результату. Следовательно, отставки не могут состояться без обращения президента в Раду - парламентский регламент дает на это четкий ответ. Что касается претензий премьера ко мне (Янукович добивается отставки Тарасюка еще и потому, что тот возглавляет оппозиционную партию Народный рух Украины. - Ред.), очевидно, главной мотивацией президента при моем назначении была не моя политическая деятельность, а профессионализм. Я уже 30 лет в дипломатии.

- Может ли Украина вернуться к политике "многовекторности"?

- Дискуссии о политике "многовекторности", то есть попеременной ориентации то на Запад, то на Россию, сами по себе бессмысленны. Куда в этом случае девать наши интересы в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке? Украина является самой большой по территории европейской державой, пятой по численности населения, с мощным потенциалом и выгодным географическим положением. Такая огромная страна не может иметь одновекторную политику, которая бы нравилась только на Востоке или только на Западе. Мы должны определить приоритеты и защищать национальные интересы всеми доступными инструментами внешней политики.

- Довольны ли вы итогами переговоров в Киеве 7-8 ноября с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым?

- Наша встреча была особой, поскольку состоялась в рамках нового органа - межгосударственной комиссии во главе с президентами. Атмосфера переговоров была очень дружественной. Это полезная встреча, которая позволила обменяться мыслями по самым сложным вопросам. В то же время нельзя подсчитать арифметически, что удалось и что нет.

- Сергей Лавров назвал самыми острыми темами двусторонних отношений голодомор на Украине в 1930-е годы и статус русского языка. Согласны ли вы с российским коллегой?

- Нет, в корне не согласен. Если Россия будет придерживаться позиций, высказанных в заявлениях ее МИДа (26 октября и 13 ноября. - Ред.), что увековечивание памяти жертв голодомора является антироссийской кампанией, то мы не сможем найти взаимопонимания. Такая трактовка голодомора - это абсурд и неуважение к страданиям украинского народа. Украина не ставит перед собой цель привлечения к персональной ответственности тех или иных лиц в России, однако мы также не можем пренебрегать памятью 7-10 млн невинных жертв - наших отцов и дедов.

На Украине также считают несоответствующими действительности заявления МИД России относительно дискриминации русского языка. Когда в России для 4,5 млн украинцев откроется первая украинская школа, тогда мы сможем говорить хоть о каком-то приближении к паритету и взаимному уважению. Список вопросов, по которым мы придерживаемся разных точек зрения, значительно более широк. Это темы раздела пассивов и активов бывшего СССР, делимитации и демаркации границ, выполнения соглашений о пребывании российского Черноморского флота на территории Украины.

- Эксперты считают, что вопросы вывода российского Черноморского флота из Крыма будет решать уже не нынешняя власть Украины, поскольку срок ее полномочий закончится.

- Срок полномочий действующей власти закончится не только на Украине, но и в России. Какая бы власть на Украине не пришла, она не сможет игнорировать конституцию, которая запрещает пребывание иностранных войск на территории страны. Президент четко высказал позицию Украины: мы имеем обязательства по Черноморскому флоту России только до 2017 года.

- Намечается ли компромисс между сторонами по поводу делимитации границ в Азово-Керченской акватории?

- Я не вижу платформы для компромисса в вопросе Керченского пролива. В начале 1940-х годов была определена линия административной границы между УССР и РСФСР, которая затем неоднократно подтверждалась, в том числе картами Генерального штаба СССР. В 1991 году бывшие советские республики автоматически признали административные границы советского периода государственными. И вдруг россияне нам говорят, что границы в Керченском проливе не было. Так на каком пути нам искать компромисс? Что касается делимитации границ в Азове и на Черном море, то тут мы сможем найти решение, если будем придерживаться норм международного морского права, о чем свидетельствует доклад сопредседателей комиссий. Но опять-таки делимитация в Азове и на Черном море завязана на определении границы в Керченском проливе. От точки выхода границы Керченского пролива в Азовское море, собственно, ведет отсчет делимитация морских границ.

- Обсуждался ли с г-ном Лавровым вопрос относительно членства Украины в НАТО? И приблизилась ли Украина к вступлению в Евросоюз?

- Да. Я разъяснил, что новая власть не сказала ничего нового, она является всего лишь преемницей заявленных ее предшественниками внешнеполитических приоритетов. Решение о вступлении в НАТО было принято еще президентом Кучмой 23 мая 2002 года. После этого - 23 ноября 2002 года - Верховная рада поддержала курс на присоединение к НАТО. 19 июня 2003 года наш парламент принял закон об основах национальной безопасности, где записано, что наша цель - вступление в ЕС и НАТО.

Но я бы не стал называть какие-то даты полного членства Украины в НАТО. У нас высокая динамика взаимоотношений с Альянсом, хотя по некоторым элементам мы отстаем от России. С прошлого года мы работаем в режиме интенсивного диалога относительно членства. И президент, и правительство придерживаются мнения о необходимости выполнения договоренностей с НАТО. Что касается плана действий по приобретению членства, то из-за разных взглядов на допустимые темпы вступления в Альянс присоединение к этому документу несколько отложено. Но я уверен, что со временем мы присоединимся к этому плану действий.

Я воздержусь от обозначения конкретных дат вступления в ЕС, хотя они мне известны. Думаю, что Украине понадобится даже меньше времени для полной интеграции в ЕС, чем в свое время Польше и Венгрии (они вступили в ЕС в мае 2004 года. - Ред.).

- А когда Украина станет членом ВТО?

- Политические силы во время "круглого стола" национального единства (минувшим летом. - Ред.) обещали закончить процесс вступления в ВТО до конца 2006 года. Логика развития этого вопроса в Верховной раде свидетельствует, что все необходимые законопроекты не успеют пройти техническую обработку и попасть в секретариат рабочей группы ВТО. Поэтому необходимые решения не смогут быть подготовлены до середины декабря. Теперь рассматривается другой срок вступления в ВТО - февраль 2007 года. Однако с моей стороны было бы безответственно предрекать, что так и случится. Вступление в ВТО всецело зависит от темпов подготовки этих документов парламентом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии